Пьер Паоло Пазолини был убит в ночь на 2 ноября 1975 года в Остии. Осуждённого за преступление Пино Пелози до сих пор называют предполагаемым убийцей режиссёра.
Убийство Пазолини остается одним из самых загадочных преступлений в современной истории Италии. Вернее, даже не загадочных, а недорасследованных. И хотя убийца был задержан полицией буквально на следующий день, предстал перед судом и отсидел свой срок, многие до сих пор сомневаются в том, был ли преступником именно он.
Непристойное предложение на вокзале Термини
Поздним вечером 1 ноября 1975 года Пьер Паоло Пазолини приехал на вокзал Термини в Риме, в крайне криминальный район. За «услуги» режиссер предложил вознаграждение в 20 тысяч лир — примерно 12 долларов, что в середине 70-х было приличной суммой.
Пелози согласился и уехал вместе с Пазолини на его машине. По дороге юноша сказал, что голоден, и они заехали в ресторан «Белый Тибр», работники которого запомнили визит Пазолини. После ужина Пазолини и Пелози отправились в Остию — район на побережье, где находились доки, склады и различные мастерские. Последние свидетели, видевшие Пазолини живым, — это работники бензоколонки, где машина еще раз остановилась.
2 ноября примерно в 1.30 ночи полиция остановила автомобиль Пазолини, который несся на огромной скорости. За рулем был Пино Пелози, и ему предъявили обвинение в угоне. Пелози при этом был очень возбужден и несколько раз сказал полицейским, что потерял ценное для него кольцо. Ни об убийстве, ни о каком-либо несчастном случае речи он не завел.
Смерть Пазолини. Версия обвиняемого
Естественно, обвинения в убийстве режиссера предъявили Пелози — единственному человеку, который точно находился с ним в ночь с 1 на 2 ноября.
Рассказ Пелози, в общем-то, укладывался в картину, которую обнаружили полицейские. Единственное, с чем они не согласились, — это что убийство было совершено в результате самообороны. Они настаивали на том, что молодой человек хотел ограбить режиссера — в конце концов он же угнал его машину. Это и осталось основной версией.
После короткого следствия в начале 1976 года Пелози были предъявлены обвинения в непристойном поведении в общественном месте, угоне автомобиля и предумышленном убийстве.
Казалось бы, картина совершенно ясная: убийца признался, его описание не противоречило тому, что нашла полиция. В итоге дело передали в специальный суд, который занимался несовершеннолетними. Прокурор Джузеппе Сантарсьеро просил для обвиняемого почти 11 лет заключения, суд принял решение о меньшем сроке — 9 лет 7 месяцев и 30 тысяч лир в качестве штрафа. Но в формулировке приговора читаем, что Пелози был осужден за умышленное убийство, совершенное при участии других лиц. Подразумевался сговор, но кого и с кем — совершенно непонятно.
Адвокатов Пелози такой вариант приговора не устроил: это означало, что против их подзащитного выдвинуто более серьезное обвинение, чем просто убийство из самозащиты. Дело поступило в коллегию по делам несовершеннолетних апелляционного суда Рима.
Нестыковки в фактах
Разные судебные инстанции трижды признали Пелози виновным, но в прессе продолжали появляться различные версии того, что же произошло в ночь с 1 на 2 ноября 1975 года на берегу в Остии. В частности, газеты писали, что есть свидетель, который видел, как за автомобилем Пазолини, в котором он ехал вместе с Пелози, следовали какие-то мотоциклисты. И якобы юноша попросил завези его в ресторан не потому, что был голоден, а потому, что проверял, не отстали ли преследователи. В таком случае Пелози был своеобразной «наживкой» и должен был просто привести режиссера в условленное место, где и совершилось убийство.
Была в деле и еще одна нестыковка, которая, что называется, бросалась в глаза. Пазолини были нанесены тяжелые травмы. Даже если учитывать, что автомобиль переехал уже лежавшего на земле человека, сбить его с ног Пелози мог бы с трудом. Пазолини был в прекрасной физической форме, а его предполагаемый убийца не отличался ни ростом, ни силой.
Третья странность — это травмы, полученные режиссером. Характер повреждений указывал на то, что тело переехали несколько раз. По показаниям Пелози получалось, что он совершил только один наезд — когда в ужасе резко рванул машину с места.
Были и другие несоответствия, которые следствие по какой-то причине оставило без внимания. К примеру, на одежде Пелози почти не было пятен крови и грязи, он не выглядел как человек, который отчаянно дрался. Пятно крови было на крыше машины со стороны пассажирской двери, как будто кто-то дотронулся испачканной рукой, садясь внутрь. Получалось, что Пелози уезжал с берега в машине, где был кто-то еще… Но полиция задержала его одного.
Причины убийства
Надо заметить, что Пазолини был одной из самых ярких фигур итальянского кино. Причем он был не просто талантливым режиссером, но и человеком, никогда не скрывавшим своих радикальных взглядов. Родившийся в 1922 году, после Первой мировой Пазолини вступил в Коммунистическую партию и придерживался ультрапатриотических взглядов. Однако некоторое время спустя он был из компартии изгнан за «декадентство» и «дегенерацию» (а проще говоря, за гомосексуальность). В искусстве Пазолини был приверженцем неореализма, в своих фильмах много размышлял о характере современного ему общества, а во время съемок картины «РоГоПаГ» был даже арестован и приговорен к условному заключению. Последний фильм, над которым он работал («Сало, или 120 дней Содома»), был очень резким высказыванием в адрес власти, которая, по мнению Пазолини, совершала постоянное насилие над людьми.
Так что, как ни страшно это прозвучит, «разделаться» с Пазолини, видимо, хотели очень многие.
Была в том числе и политическая версия убийства: в последнее время перед смертью Пазолини работал над романом, посвященным судьбе Энрико Маттеи, возглавлявшего крупнейшую итальянскую нефтегазовую компанию ENI. Он погиб в авиакатастрофе, и некоторое время спустя выяснилось, что ее причиной был теракт. Не исключено, что Пазолини устранили, так как он активно занимался этим делом.