Найти тему
895 подписчиков

"Противотанковая" САУ Деникина. 102-мм САУ на шасси Клейтон. 1919.

Фото RCforum.ru
Фото RCforum.ru

Самой мощной полевой системой российской армии оказалась 102-мм самоходная артиллерийская установка на шасси трактора Клейтон, построенная в Таганроге по заказу Ставки ВСЮР.

102-мм пушка на шасси трактора Клейтон/Клейтон (САУ)

Производитель: "Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко"

Год выпуска: 1919

Кол-во: 2

Вооружение: 102-мм (4-х дюймовая) пушка Обуховского завода обр. 1911 года

Начальная скорость: м/с 823
Скорострельность: 12—15 (практическая — 10) выст/мин
Общая масса артиллерийской части, 3950 кг
Длина отката, мм 711
Максимальная дальность стрельбы, 16 300 м

Шасси: Clayton tractor

Бронирование: 10 мм

Двигатель: 110 л.с.

Экипаж: 10

Боевая масса: 18 тонн

Где посмотреть: 102-мм пушки Обуховского завода: Музей ТОФ и мемориал во Владивостоке, 2 пушки в Музее судов и моря в Николаеве (Украина), запасник ЦВММ под Питером, Мемориал Малая Земля в Новороссийске и 2 пушки на исторических батареях в Финляндии.

20 сентября 1912 года со стапелей Путиловского завода сошел первый эсминец типа "Новик", ставший этапным для развития кораблей своего класса во всем мире. Новейшие длинноствольные 102-мм орудия Обуховского завода с отличной баллистикой, новые двух- и трёхтрубные торпедные аппараты, приборы управления залповой торпедной и артиллерийской стрельбой, паротурбинные двигатели, способность нести до 80 мин заграждения делала эсминцы этого типа универсальными кораблями. 102-мм пушки Обуховского завода образца 1911 года были разработаны для этого проекта эсминцев и должны были заменить стандартные до этого времени 75-мм для кораблей такого типа. Получив мощную и дальнобойную пушку "Новики" вполне могли вести артиллерийский бой и с крейсерами противника. Консультантом Обуховского завода была фирма Виккерс. В 1908-м году Виккерс начала поставку на флот скорострельных противоминных 102-мм пушек - BL 4-inch Mk VII naval gun с длиной ствола 50 калибров. Пушка российского завода получилась существенно удачнее и мощнее британского "брата". :0-ти калиберный ствол 4-х дюймовой пушки разгонял 17,5 кг снаряд до 823 м/с и забрасывал его на дальность 16,3 км на модернизированных пушках.

Самой мощной полевой системой российской армии оказалась 102-мм самоходная артиллерийская установка на шасси трактора Клейтон, построенная в Таганроге по заказу Ставки ВСЮР.-2

Благодаря своим высоким баллистическим качествам, высокой скорострельности, малому рассеиванию залпов, централизованному управлению огнём 102-мм орудия Обуховского завода на вооружении эсминцев стали одной из лучших артиллерийских систем для малых и средних кораблей российского флота. За время Первой мировой войны было выпущено 225 пушек и они активно использовались против боевых кораблей и транспортов противника на Балтийском и Чёрном морях. По сравнению с применявшейся примерно для тех же задач 120-мм пушкой Канэ обр 1892 года только на крейсерах и линкорах, Обуховская пушка была легче и удобнее, ее снаряды были легче, и главное она имела существенно большую дальность.

Самой мощной полевой системой российской армии оказалась 102-мм самоходная артиллерийская установка на шасси трактора Клейтон, построенная в Таганроге по заказу Ставки ВСЮР.-3

18 июня 1918 года большевистское правительство "обеспечило" будущую армию ВСЮР большим запасом 102-мм пушек. В Цемесской бухте Новороссийска было потоплено 10 эсминцев из них 9 новейших типа Новик и один типа Лейтенант Шестаков и линейный корабль "Свободная Россия", более 2-х третей всего черноморского флота ушло на дно, что бы не достаться германской армии по условиям Брестского мира, подписанным московским большевистским правительством. Кроме всего прочего на дне оказались 36 102-мм пушек Обуховского завода и не менее 6 тысяч снарядов к ним. Сил и средств поднять корабли у войск ВСЮР, получивших под контроль юг России не было, но корабельные пушки они снимали вполне успешно. Первыми пушками, поднятыми с затопленных эсминцев были вооружены несколько железнодорожных платформ, входивших в состав бронепоездов - "Единая Россия" (первоначально "Батарея дальнего боя" имела на вооружении 2 площадки с 4-х дюймовыми пушками, "Князь Пожарский, сформированный 14 февраля 1919 года с одной 102-мм бронеплощадкой. Со стороны РККА 102-мм Обуховскими пушками были вооружены БП "Память Иванова" и "Черноморец". БП "Черноморец" для корректировки использовал в боевой работе аэростат. Вооруженный двумя 102/60-мм орудиями бронепоезд стрелял залпами и без пристрелки, что было связано с установкой на БП корабельной системы управления с оптическими дальномерами.

Бронеплощадка БП Князь Пожарский со 102-мм пушкой Обуховского завода.
Бронеплощадка БП Князь Пожарский со 102-мм пушкой Обуховского завода.

Летом 1919-года перед началом генерального наступления на Москву Ставка Деникина, понимая ограниченность возможностей бронепоездов, приняла решения создать на базе поставляемых союзниками гусеничных тракторов самоходные артиллерийские установки, которые должны были действовать вне зависимости от состояния жд-пути и в тесном взаимодействии с импровизированными танками, производимыми на заводе "Судосталь" в Новороссийске. Именно "Судосталь" выпускала бронеплощадки с пушками, имя опыт строительства миноносцев до эвакуации из Ревеля (Таллинна). Кроме ремонта и строительства бронеплощадок, военные ВСЮР заказали на новороссийском заводе бронирование гусеничных тягачей и ремонт 10 полугусеничных транспортных машин систем Ломбард, Клейтон и Рустон. Возможно 2 Ломбарда и 2 Клейтона были после ремонта отправлены в Таганрог для вооружения их тяжёлыми пушками. На шасси грузовиков-тягачей Ломбард были поставлены 127-мм британские полевые пушки, а 102-мм корабельные пушки были установлены на тягачи Клейтон. Работы выполнялись на котельном заводе, который имел все необходимое оборудование и опыт работы с листами котельного железа, а значит мог работать и с броневой сталью.

Котельное производство было основано бельгийцами в 1896 году. «Котельный завод Альберт Невъ, Вильде и Ко», который часто в источниках называют "Неф-Фельде", "Нев-Филде", "Неф-Филд". Завод занимался изготовлением паровых котлов, баков, оборудования для металлургии и шахт. Оборудование и специалисты позволяли резать, гнуть и собирать с помощью клёпки разнообразные конструкции, в том числе и из достаточно толстых листов котельной стали. Общее количество работающих на заводе к началу Первой мировой войны достигало 1200 человек. С началом гражданской войны Котельный завод в Таганроге перешел на работы по заказам военных - ремонт бронепоездов и другой военной техники нужен был всем сторонам конфликта.
Самой мощной полевой системой российской армии оказалась 102-мм самоходная артиллерийская установка на шасси трактора Клейтон, построенная в Таганроге по заказу Ставки ВСЮР.-5

Британский тягач Clayton & Shuttleworth Multipede был не самым удачным вариантом для бронирования. Компановочно он представлял собой обычный тяжелый промышленный гусеничный трактор с рабочим местом механика-водителя сзади и дополнительным вспомогательным колесом спереди. В отличие от тракторов Холт 75 и Рустон, который реально были полугусеничными, Клейтон был обычным трактором, на нем просто не было места для установки орудия, в отличие от полугусеничников Ломбард, имевших нормальную грузовую платформу. Главным достоинством тракторов Клейтон была мощность двигателя и масса - 13 тонн. Тот же Ломбард весил в два раза меньше и вряд ли бы выдержал выстрел 102-мм обуховской пушки.

Clayton & Shuttleworth Multipede
Clayton & Shuttleworth Multipede
О САУ со 102-мм пушкой нет никакой информации, кроме той, что они были, и одной фотографии, скорее всего еще на заводе в Таганроге. Поэтому описание и размышления об этой системе, основанные на одной не самой четкой фотографии, во многом эмпирические, и при раскрытие новых документов, могут оказаться неверными.

На фотографии хорошо заметны элементы гусеничного хода характерные именно для Клейтонов. На месте, где у оригинальной машины располагается водитель-механик, установили платформу, на которой была смонтирована тумба пушки, ориентированной вперед. Боевой расчет при ведении огня размещался на этой платформе. Совмещенное боевое отделение и отделение управления были с боков и сверху защищены плоскими оистами брони, возможно из котельного железа, хотя могла использоваться и броня с эсминцев, мирно упокоенных на дне Цемесской бухты. Для возможности ведения огня на максимальную дальность в крыше имелась выемка для поднятия ствола на большой угол. В итоге у деникинцев получилась мощнейшая артиллерийская система при этом крайне неудобная в использовании и с неясным назначением. Единственной достойной целью для такой пушки были бронепоезда и танки, если бы они у РККА появились в серийных количествах. Так же можно было применять прямой наводкой для разрушения бетонных долговременных укреплений по пути на Москву, но их у РККА и не было. Применять отличную пушку с высокой настильностью стрельбы в качестве контрбатарейной было сложно. Плюс к этому следует добавить и технические проблемы, которые наверняка были у этой системы. Казеная часть пушки находилась на почти 2-х метровой высоте и работа заряжающих и подающих была тяжелой и сложной. Размещение мощного орудия почти в заднем свесе должно было приводить к раскачиванию пушки после каждого выстрела, вплоть до опасности опрокидывания, не помогла бы и большая масса. Отсутствие специальных замыкающих устройств у подвески должно было превращать стрельбу в игру с неизвестным откатом. Ресурс гусеничного хода и трансмиссии не подготовленной к таким ударным нагрузкам был бы минимален. Можно предположить, что САУ сзади было оснащено специальными упорами или сошниками и это делало бы её похожей на французские крупнокалиберные самоходные артиллерийские системы, но у галлов пушка всегда размещалась в центре шасси. Можно предположить, что несмотря на несомненные выгоды от применения таких САУ, недостатки сделали бы их использование крайне кратковременным.

Самой мощной полевой системой российской армии оказалась 102-мм самоходная артиллерийская установка на шасси трактора Клейтон, построенная в Таганроге по заказу Ставки ВСЮР.-7

Достоверной информации о боевом применении деникинских САУ нет, хотя в некоторых источниках можно найти упоминания о том, что все выпущенные артиллерийские бронетракторы входили в состав 6-го или 7-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказского фронта и в течении нескольких месяцев использовались в боях против частей РККА, в том числе и в районе Царицына. Иногда упоминается, что две САУ были захвачены РККА в Таганроге, посоле его спешного оставления войсками ВСЮР. Если это так, то скорее всего это были именно машины на шасси Клейтона.

Сохранение экспонатов, связанных с морем, это совсем другое дело, чем техники сухопутных войск. Моряки гораздо более консервативны и чтят традиции, конечно пока в эти вопросы не вмешивается политика. 102-мм пушек Обуховского завода сохранилось относительно много, особенно учитывая то, что они ставились на "корабли-смертники" - эсминцы типа Новик и их систершипы, которые гибли и шли под разделочный нож первыми. Но так уже получилось, что вот просто так взять и съездить, и посмотреть одно из лучших орудий российского производства не получится. Достаточно пробежаться по местам где они сохранились: 2 пушки во Владивостоке, 2 в Николаеве на Украине, 2 в Финляндии и одна в запасниках ЦВММ в Новой Ижоре и наконец самый доступный и самый аутентичный и относящийся к эпохе Первой мировой войны на Мемориале Малая Земля в Новороссийске, где хранится на открытой площадке с условными памятниками войны типа танка Ис-3М и 102-мм/ 60-калиберная корабельная пушка Обуховского завода с эсминца "Пронзительный", затопленного вместе с другими кораблями ЧФ в Цемесской бухте в 1918 году.

О боевых машинах на гусеничном ходу, выпущенных на территории России, и других боевых машинах ВСЮР можно почитать в статьях этого канала:

САУ Армии Юга России. 127-мм пушка на шасси Ломбард. Кувалда Деникина.

Танки Армии Юга России. "Смерть революции". 1919. Тбилисский пациент.

Танки Армии Юга России. "Астраханец". 1919.

Танки Армии Юга России. Судосталь. 1919. "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай".

Бронеавтомобили русского типа. Часть 18. Донской Пирс-Эрроу "Ермакъ". 1919. Степной крейсер.

Бронеавтомобили русского типа. Часть 17. Усть-Белокалитвенец. Остин 2 серии. Донская бронекаретка.

Танк армии Юга России. "Полковник Безмолитвенный" он же "Клейтон". 1918. Форт на гусеницах.

Бронетрактор Гулькевича. 1916. Танк или штурмовая САУ?

Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 1. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой.

Бронеавтомобиль Гарфорд. 1915. Часть 2. Лучший бронеавтомобиль Первой мировой. Морской тип.

Iтальянские автопушки. Часть 10. Autocannone da 102/35 su SPA 9000C. 1915. Самое мощное моторное орудие войны.

О трактора, тягачах и полугусеничных грузовиках, использовавшихся в России можно почитать в следующих статьях канала:

Заготовка для русского танка. 100 hp Lombard Auto Tractor-Truck Model F. 1916.

Clayton & Shuttleworth Multipede. 1916. Всеанглийский конкурент Холта.

Холт для России из Англии. Ruston 75hp. 1916. Английский мирный трактор.

Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.

Тягач для России. Allis-Chalmers B6. Tractor truck. 1916. Американские полугусеничники.

Американский вездеход. Morton Tractor 4WD. Массовый артиллерийский тягач императорской армии.

Источники:

https://tech.wikireading.ru/513

информация в ходе обсуждения на сайте RCforum.ru экспертов форума @Slava, @Alekse

М. В. Коломиец "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне".

М.В. Коломиец "Русские броневики в боях. Бронечасти первой мировой"