Найти тему

Как правильно жить при неофеодализме, или Коркоран на Луне

Семён Резниченко.

Как правильно жить при неофеодализме, или Коркоран на Луне.

Фото: https://zastavok.net/games/46353-ryitsar_mechi_draka_igra.html

Когда G20 принимает решение об усилении контроля над прибылями транснациональных корпораций, весьма своевременно перечитать Трэвиса Коркорана, американского писателя-фантаста, ярого либертарианца и анархокапиталиста. Я имею в виду его нашумевший роман «Державы земные», который называют одним из самых неполиткорректных книг современной американской литературы.

Книга весьма яркая и интересная. «2064 год. Население Земли – уже 9 миллиардов. Экономика терпит крах. США вообще – на грани полнейшего коллапса. А как мы знаем, лучший выход из кризиса – это ограбить какую-нибудь страну. … Но тут алчные взоры вашингтонских политиков поднимаются к небесам. И возникает у них типа такая светлая мысль: «А давайте-ка ограбим Луну?!» А на Луне, кстати, есть, что брать. Лет двадцать назад там обосновались беглые стартаперы, которым не стало жизни в Америке (да и вообще на Земле) из-за налогов, административного маразма, «зелёных» технологий и прочих веяний современности. Беглецы пробурили в Луне туннели, построили там города и стали процветать.

Важный момент – беглые гики создали на Луне не государство, а большую анархическую коммуну. Каждый занят своим делом, но нет налогов, полиции, вооружённых сил. … И перед нами – не очередная космоопера, а опыт социальной фантастики, где главное – не технологии, а жизнь общества. … Добавлю, что и читать это очень интересно. Во-первых, страсти, интриги и козни. Что не может не радовать. А во-вторых, схватки…» - пишет литературный критик Лев Рыжков.

В книге немало от производственного романа, который был в своё время популярен не только в СССР, но и в США (взять того же Артура Хейли). И она на самом деле показано в «социальном измерении». Автор действительно весьма талантлив, и не скрывает в т.ч. внутренних угроз, которые нависли над безгосударственной утопией. По крайней мере часть столпов лунного общества стремятся к установлению собственной власти. Это и лидеры религиозных общин, и искусственный интеллект, который успешно ведёт собственную игру, с людьми особо не считаясь…

Но главный идейный пафос книги – защита крупного предпринимательства. В нём явно просматриваются отсылки к «Атланту, расправляющему плечи» Айн Ренд. А основные положительные герои книги, борцы против всяческих ограничений и произвола – генеральные директора корпораций, которых автор искусно «приближает» к читателю более скромного социального статуса.

Этим-то книга прежде всего и важна. Она – на редкость откровенный идеологический документ одной из борющихся сторон. Нет, не сторонников сохранения капитализма, но стремящихся построить неофеодализм в свою пользу. Борцов за «классический» неофеодализм по Дж. К. Гелбрейту (власть принадлежит крупным собственникам различных активов) против государственного неофеодализма, в рамках перехода к которому идёт построение неополитарного государства, которое строго контролирует все сферы жизни населения, экономика которого основана на централизованном распределении.

Появление таких книг-манифестов в очередной раз говорит о том, что наступление неофеодализма не за горами. Только конкретно где он наступит в чью пользу – неизвестно.

В любом случае, сохранение дееспособной государственности весьма желательно. Но теперь основной функцией государства будет поддержание мира и безопасности, а не содержание инфраструктуры. Такое государство традиционно для большинства регионов мира. При эффективном функционировании с применением современной техники оно может эффективно помочь отдельным группам людей спастись от агрессии как представителей своего вида, так и от природных