Первый фильм ужасов, снятый в СССР, был «Вий». Тогда это было новаторское кино, которое не только пришлось по вкусу неизбалованному зрителю, но и надолго осталось классикой, любимой многими поколениями. Однако мистический характер картины оказался весьма мрачным. Несколько актёров и участников съёмочной группы умерли в течении пары лет после съёмок, а оставшихся в живых преследовали всяческие беды.
Главную роль изначально должна была сыграть Александра Завьялова. Режиссёр уже отснял большую часть сцен, когда актриса вдруг передумала сниматься. То ли по причине болезни, то ли из-за занятости в других съёмках, то ли из-за романа с другим режиссёром. Факт остаётся фактом - пришлось срочно искать замену Панночке. Однако отказ на полпути не очень облегчил судьбу Завьяловой. Она вскоре перестала сниматься, впала в депрессию и была вынуждена лечится в психиатрической больнице. В 2016 году её тело нашли со следами насильственной смерти. Сын Пётр, которого она содержала до последних дней, нанёс своей матери множество ножевых ранений. Ему дали 8 лет заключения, а актрису пришлось хоронить на средства Союза кинематографистов, так как собственных сбережений у неё не оказалось. заключения, а актрису пришлось хоронить на средства Союза кинематографистов, так как собственных сбережений у неё не оказалось.
Заменить Завьялову должна была Наталья Варлей или Жанна Болотова. Однако на кануне проб Жанна внезапно заболела и Варлей утвердили автоматически. Молодая актриса имела хорошую физическую подготовку, была смела и ничего не боялась.
Во время съёмок использовали три гроба. Один из них - статичный, именно в нём было отснято большинство кадров. Варлей использовала его для отдыха в перерывах, ложилась в гроб и готовилась к зачётам, пока осветители меняли свет.
Второй гроб приводили в движение сотрудники с помощью незаметных верёвок. Он имел небольшой вес и размеры, и закрытую крышку. Третий гроб был предназначен для полётов. В его днище вмонтировали штырь, к которому пристёгивали Наталью Варлей, ведь ей приходилось сниматься стоя на высоте 15 метров. Эти меры предосторожности не всегда срабатывали. Однажды у актрисы закружилась голова, а страховочные тросы подвели, и девушка просто выпала из гроба с высоты. Тогда её спас счастливый случай - и Леонид Куравлёв, который её чудом поймал. Жизнь актрисы сложилась менее трагично, чем у Завьяловой, однако сегодня пожилая женщина коротает дни в обществе 14-ти кошек, так и не сумев построить семью, несмотря на наличие трёх мужей.
Сценарист фильма, Александр Птушко, также попал под проклятие «Вия». Будучи мастером сказочного жанра, он писал сценарий в перерывах между съёмками других картин. И снимать его Птушко не собирался - на примете у мастера были студенты старшего курса режиссёрского факультета. Но с поставленной задачей студенты не справлялись, и Александру пришлось самому заняться мистической картиной. Отсняв «Вия», Птушко ещё успел снять «Руслана и Людмилу», и мечтал об экранизации других масштабных картин - «Тараса Бульбы», «Слова о полку Игореве». Увы, болезнь не дала этому случиться. Тяжёлая болезнь почек оказалась несовместима с жизнью, хотя до последних дней режиссёр появлялся на съёмочной площадке и отдавался работе без остатка.
В киношной среде стали говорить о дурной славе фильма. Проблемы преследовали не только главных участников - умер оператор картины Фёдор Проворов, не дожив, как и Александр Птушко, всего месяц до своего дня рождения, Степан Шухрат, сыгравший Явтуха - эта роль стала для него последней, а также Алексей Глазырин, сотник из «Вия», которому было всего 48 лет, когда его жизнь оборвалась остановкой сердца. После съёмок стал злоупотреблять алкоголем актёр Николай Кутузов, сыгравший роль Ведьмы. От этой роли отказывались все актрисы, которым предлагали почитать сценарий - они даже не приходили на пробы! Николай, никогда не пивший ранее, после съёмок пристрастился к спиртному, чтобы приглушить свой страх перед нечистой силой и дьявольской ролью - так он сам объяснял своё пагубное пристрастие.
Церковь, в которой снимали фильм, сгорела дотла в 2006 году.