Пересматривал фильмы Захарова. «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен»… В том числе и «Убить дракона». Фильм 1988 года, что важно. Я помню, как мы его с другом смотрели в Кинотеатре «Орбита» на Коломенской. Перестройка шла полным ходом. Я успел уйти из института, потому что не понимал, «зачем». Работал дворником. Конечно, дух перемен уже коснулся всех. И вот мы смотрели и находили аллюзии на то время. Мы с другом смеялись так громко, что нас обозвали наркоманами. Но, нас это не обежало. Потому что нам казалось, что мир, живущий при Драконе, это все, кто нас окружал. А мы такие Ланцелоты. И смеялись мы над этим миром.
Кроме того, нельзя было не смеяться над тем, что «отчебучивал» Евгений Леонов. Великий артист. Я собственно и фильмы Захарова решил пересмотреть из-за него. Все его фразы из «Убить дракона» я запомнил на всю жизнь. Они и сейчас смешно звучат. Играл он «душевнобольного» бургомистра города при Драконе. Тогда это воспринималось однозначной пародией на советских генеральных секретарей ЦК КПСС, успевших почить в бозе, что добавляло остроты.
Прошло 33 года. Сколько перемен и революций мы перевидали в Москве и ее окрестностях. Удивительным образом то, что тогда воспринималось как гипербола, метафора, притча, сейчас можно смотреть, как документалистику. Иногда «дословную». Есть город под диктатурой Дракона. Все его боятся, но живут. Пришедший в город «рыцарь Ланцелот» решает их освободить от Дракона. Тот ему прямым текстом говорит: «Не надо… Не нужна им никакая свобода. Не умеют они ей пользоваться». Ланцелот не верит, вступает в схватку с Диктатором, побеждает… И тут начинается то, что мы видели и у себя в 91 и 93-х годах и на Украине в 14-ом. Просто до кадра. До события.
Свобода = не то, что можно дать или отнять. Свобода – начальный этап любого развития. Человека или сообщества. Этот этап либо наступает при определенной работе над собой, либо нет. Ни в первом, ни во втором случае любой Ланцелот не только не нужен, но и опасен. Вот такая грустная, поучительная история.