Найти в Дзене

Советский "Титаник". 80 лет со дня гибели санитарного теплохода "Армения"

6 ноября 1941 года в 17.00 из порта города Севастополя вышел теплоход "Армения". На борту находились несколько тысяч раненных бойцов,жители города, часть партийного руководства Крыма, руководство, сотрудники пионерлагеря "Артэк" и персонал военных госпиталей. В 2.00 7 ноября теплоход прибыл в Ялту. где на него был погружен груз и ещё несколько сотен человек. в 8.00 судно вышло из порта. В 11.25 в 18 милях от берега судно было атаковано немецким торпедоносцем. Одна торпеда попала в носовую часть. Через 4 минуты теплоход "Армения" затонул. По разным данным. на борту находилось от 4,5 до 10 тысяч человек. Количество погибших точно установить не удалось из-за того, что погрузка велась в спешке. Причиной гибели теплохода считалась ошибка командования Черноморского флота. Транспорт имел все отличительные знаки санитарного судна и, согласно Гаагской конвенции 1899 года, которая признала распространение Женевской конвенции на морскую войну, имел право нейтралитета. Но он продвигался под

Теплоход "Армения"
Теплоход "Армения"

6 ноября 1941 года в 17.00 из порта города Севастополя вышел теплоход "Армения". На борту находились несколько тысяч раненных бойцов,жители города, часть партийного руководства Крыма, руководство, сотрудники пионерлагеря "Артэк" и персонал военных госпиталей. В 2.00 7 ноября теплоход прибыл в Ялту. где на него был погружен груз и ещё несколько сотен человек. в 8.00 судно вышло из порта. В 11.25 в 18 милях от берега судно было атаковано немецким торпедоносцем.

Место гибели парохода
Место гибели парохода

Одна торпеда попала в носовую часть. Через 4 минуты теплоход "Армения" затонул. По разным данным. на борту находилось от 4,5 до 10 тысяч человек. Количество погибших точно установить не удалось из-за того, что погрузка велась в спешке.

-3

Причиной гибели теплохода считалась ошибка командования Черноморского флота. Транспорт имел все отличительные знаки санитарного судна и, согласно Гаагской конвенции 1899 года, которая признала распространение Женевской конвенции на морскую войну, имел право нейтралитета. Но он продвигался под конвоем и имел на борту четыре пушки 21К и четыре 12,7 мм пулемёта, что автоматически приписывало его к боевым кораблям. Второй ошибкой командования считают отправку "Армении" в Ялту, вместо того, чтобы совершить переход к Кавказскому побережью в тёмное время суток. Погрузка в Ялте продолжалась всю ночь, и судно вышло в море в 8.00. Капитан судно был вынужден отправиться в дневное время из-за того, что к городу подходил противник и мог в любое время овладеть городом. К тому же пристань не была оборудована средствами ПВО. Сопровождающие истребители патрулировали на высоте 3000 метров, сторожевые корабли находились впереди транспорта и никто не заметил низко идущий торпедоносец. Попытки обнаружить утонувший теплоход предпринимались Украиной 2000-х годах с помощью американских специалистов, но он был обнаружен в 2020 году глубоководным комплексом под управлением специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. Координаты были предоставлены Министерством обороны России. В 2017 году во время поисковой операции это место было отмечено высокой магнитной аномалией. "Армения" покоится на глубине 1500 метров, на ровном киле. После осмотра глубоководными аппаратами предполагают, что судно было атаковано авиабомбами. На поверхность поднят судовой колокол.

Теплоход "Армения" на дне Черного моря.
Теплоход "Армения" на дне Черного моря.

Теплоход "Армения": Водоизмещение 5770 тонн, Длина 107,7 м; высота борта 7,84 м; ширина 15,5 м; скорость 14,5 узлов (27 км/ч); экипаж 96 человек; построен в 1928 году. В память о жертвах кораблекрушения в Ялте открыта доска на часовне собора Новомучеников и Исповедников