Кобра не улыбается. Новый криминальный триллер на основе реальных событий.
(Snakehead, 2021, США)
Ещё один многострадальный кинопроект, работа над которым велась больше десятка лет и еще невесть сколько времени он ждал выхода в прокат. Да и где его "катали", неизвестно, но точно не в России.
Как бы то ни было, до нас "Змееголовые" дошли в цифровом виде лишь на прошлой неделе... и ожидаемо не произвели сенсации. Думаю, что многие и вовсе, взглянув на постер, приняли их за очередной гонконгский боевик. И напрасно. В действительности же это американская криминальная драма, пусть и снятая американо-китайцем Леонгом с азиатскими актерами на первых-вторых ролях.
Досадно, что в главной роли "Змееголовых" не снялась Люси Лью, как планировалось изначально, и ее заменили на малоизвестную Шую Чан. Отчего, полагаю, картина много потеряла, в том числе в плане реализма. Потому что по сценарию ее главная героиня, именуемая Сестрой Це, отсидела аж 8 лет в китайской тюрьме, а Чан на бывшую зечку совсем не похожа. В том числе и своей непотрепанной молодостью.
Не хочу сказать, что сегодняшняя Лью утратила киногеничность, вовсе нет. Просто роль Сестры Це писалась про женщину "с прошлым", уже умудренную жизненным опытом. Которую Люси со своим богатым опытом сыграла бы мастерски, а вот "девочка" Шуя такого впечатления не производит, хотя и старается, надо отдать ей должное.
Впрочем, какие-никакие, но суровость и отчаяние в шуйском взоре тоже есть, так что ругать за "несоответствие ею занимаемой должности" надо продюсеров и режиссера, а не её.
Хотя в целом снято кино профессионально и историю рассказывает довольно уникальную. По крайней мере этот криминальный бизнес освещается в кино гораздо реже, чем телодвижения мексиканских картелей. А тем паче показывается не снаружи, а изнутри, глазами тех, кто мутит всю эту кашу с незаконными иммигрантами из Китая.
Жаль только, что Леонг не считает должным посвящать нас в мафиозные расклады Триад нью-йоркского Чайна-тауна, поэтому здесь мы видим их подпольную жизнь в несколько узком спектре. То есть глазами той самой Сестры Ци, приехавшей нелегально из Китая в Нью-Йорк искать свою дочь. Которую, пока маманя чалилась на нарах в Поднебесной, усыновила семья американцев. И вот теперь Це не пожалела 50 с лишним тысяч долларов за шанс пересечь океан, переползти через границу Штатов и выйти на след дочери.
Ну или как - "не пожалела". Таких деньжищ у нее после тюряги, разумеется, не было. Поэтому ей пришлось действовать по принципу "Вечером стулья - утром деньги". Вернее, "Сегодня Америка - завтра оплата за проезд".
Ради чего Це фактически продала себя в рабство перевозчикам-нелегалам - тем самым Змееголовым, как их с любовью и нежностью все называли. А они буквально с причала отправили Це в подпольное заведение для лирических утех, великодушно не потребовав от нее ни медицинскую справку, ни трудовую книжку, ни характеристику с прежнего места работы... точнее, отсидки.
Вот только, в отличие от своих товарок по несчастью, Це работать на лирическом фронте наотрез отказалась ("А что так тоже можно было?"). И продемонстрировала Змееголовым все свои лучшие качества, что воспитала в ней китайская зона. Как то: отказ терпеть побои и готовность, "если чо", перегрызть глотки своим обидчикам. А также - хорошую чуйку, позволившую ей понять, с кем тут можно грызться, а на кого лучше не рыпаться.
Неведомо, как обернулась бы судьба Це, стой во главе Змееголовых черствый мужик. Однако ими верховодила крутая бабуля по имени Дай Ма, которая - ну конечно! - прониклась к неробкой дамочке симпатией. И стала поручать ей все более ответственную и денежную - и, естественно, рискованную,- работу. Чего, собственно, Це и добивалась, ведь на нижнем ярусе этой уголовной пирамиды ей пришлось бы расплачиваться с долгами всю оставшуюся жизнь.
***
В общем, в данном случае ярлык "снято на основе реальных событий" получился по-азиатски хитрым. Потому что "основа" их - это история Дай Ма, а вовсе не Сестры Це, как можно ненароком подумать (кому любопытно, персонаж бабули-босса списан вот с этой личности). Тогда как "идущая к успеху пацанка" Це - обычный художественно-драматический герой, которого вы вряд ли найдете в соцсетях и на доске "Их разыскивает ФБР".
Иными словами, "Змееголовые" - картина явно не для всех, и даже не для поклонников боевой "гонконгщины", а строго на любителей криминальных драм и триллеров "под реализм". На сей раз - реализм китайских кварталов "большого города", что еще больше сужает круг потенциальных зрителей фильма.
Но если вы всё-таки им заинтересованы, то можете с чистой совестью посвятить ему вечерок. Да, он во многом не идеален, но назвать его плохим было бы тоже несправедливо.