Неуклонный поворот от "путинизма" к Реставрации советского планирования возрождает интерес к теме социализма, вдохновляет сторонников социализма надеждами на исторический реванш. Напрасно.
Чем коренным образом отличаются социализм от капитализма?
Социализм ставит целью выстраивание системы распределения средств жизнеобеспечения и предметов потребления на основе этических норм христианского общинного понимания справедливости. Конечное будущее для сторонников социализма - коммунистический идеал: "каждому по потребностям, от каждого по способностям". Слабое место социализма - чиновный аппарат надзора и распределения. Встаёт вопрос, из кого выстраивать институты власти, надзора за этическими нормами поведения - " А судьи кто?" Неясно и, - как разрешить проблему воспитания общечеловеческой социальной сознательности и солидарности. Как социализм сделать таким, чтобы избежать влияния человеческих пороков - лени, алчности, зависти, лживости, склонности к воровству, цинизма - на готовность к производственной деятельности ради всех.
Капитализм же предполагает - распределение средств жизнеобеспечения и потребления происходит через рыночные спрос и предложение, которые выстраиваются посредством свободы торговли, товарно-денежного обмена. Как и социализм, капитализм сталкивается с той же проблемой человеческих пороков, разрушительных для товарного производства.
И социализм, и капитализм имеют привлекательный, общественный, социальный образ и тем самым политическую устойчивость лишь в условиях идеологического, мировоззренческого подавления пороков в человеке через его соответствующее воспитание. Когда под воздействием мировоззренческой идеологии выстраивается господство общественно-производственных интересов. То есть, когда формируется социальное, нацеленное на производственную деятельность общественное сознание с соответствующей этикой и моралью.
При социализме общественное сознание создаётся на основе переносимого в город земледельческого народно-патриотического общинного взаимодействия крестьян, на христианской общинной этике и морали. Оно зависит от постоянного влияния крестьянской среды. При распаде крестьянского базиса оно начинает этически и морально распадаться, разъедаться человеческими пороками. Что и произошло в России в 60-70-х годах 20-го века.
Тогда завершилось раскрестьянивание образа жизни, мировосприятия большинства русской молодёжи, той её части, которая рождалась в индустриальных городах, стала горожанами во втором-третьем поколении. Русская деревня, русское село обезлюдели и больше не могли массово посылать в индустриальные города носителей своего общинного мировидения, пролетариат. Начался кризис веры в коммунистический идеал, в социализм. Он привёл к всеохватному кризису общественно-производственные отношения, экономику Советского Союза. И закончилось это либеральной буржуазной революцией 1989 года, исчезновением "первого в мире социалистического государства".
При капитализме общественное сознание формируется средними и мелкими городскими собственниками, создающими товарное производство для товарно-денежного обмена на городском рынке. Для появления у них общественного сознания необходимо господство определённой, работающей в условиях города социальной этики и морали. Такая этика и мораль должна отталкиваться от традиций христианской этики и морали, но претерпеть идеологическую реформацию, чтобы соответствовать жизни в городе, свободам выбора и перемещения горожан, интересам городского собственника.
Идеальное общество при рыночном капитализме появилось впервые в демократических полисах Древней Греции. В тех, где установилась демократия - идеологическая и политическая диктатура разрядов средних и мелких имущественных собственников: всадников и зевгитов. В современном политическом языке - средней и мелкой буржуазии. Такое общество не возникает само по себе. Оно создаётся в результате идеологической и политической борьбы за представительную политическую власть средней и мелкой буржуазии, её бескомпромиссной борьбы. Как с олигархией, которая стремится установить чиновно-полицейскую тиранию для беспощадной спекулятивно-коммерческой эксплуатации страны, - именно такую, что сейчас в России. Так и с неимущими фетами, которые стремятся навязать всем охлократию, власть толпы, требуя от государства бесплатных "хлеба и зрелищ".
В отличие от демократии, олигархия и охлократия разрушительны для товарного производства и товарно-денежного обмена, обрекают экономику и страну на упадок. Потому идеальным, политически и социально сбалансированным обществом при свободах выбора и перемещения является единственно демократия - идеологическая и политическая диктатура средней и мелкой буржуазии.
Демократия появляется только тогда, когда возникают значительные слои средних и мелких собственников, а под воздействием необходимости защищать свои особые интересы, у них зарождается своя, объединяющая их в особый политический слой социальная мировоззренческая идеология с двойной этикой и моралью. Первой такой идеологией в эпоху Нового времени стал германский буржуазный протестантизм. А уже протестантская Реформация запустила историческое становление капиталистических демократических обществ современного мира, обществ средней и мелкой буржуазии.
В каждой стране, которая переживала трансформацию феодального земледельческого государства в буржуазное государство, завершение такой трансформации происходило одним и тем же ходом событий. Выстроенные идеологически и политически в партийные армии слои средней и мелкой буржуазии осознавали себя буржуазным социальным обществом, нацией с двойной этикой и моралью и начинали идеологическую и политическую борьбу за власть. При необходимости, ради победы, показывая готовность к гражданской войне.
Только их политическая победа, установление ими демократии есть единственное оправдание капитализма. Ибо только их идеологическая и политическая диктатура в виде буржуазной представительной демократии - единственное условие для социального, экономического развития капитализма, роста общественного богатства и благополучия.
Как раз к такой ступени становления капитализма приблизилась Россия. И только буржуазная национал-демократическая революция повернёт Россию к демократии, к промышленному капитализму с конкурентоспособными буржуазными общественно-производственными отношениями. К дальнейшему историческому развитию и процветанию.