«Бойцовский клуб», наверное, стал родоначальником фильмов, где по сюжету у героя расстройство личности. Только в конце мы узнаем, что, оказывается, герой один, и никакого «друга» не было. Среди похожих фильмов назовем «Тайное окно» с Джонни Деппом и, например, «Черная бабочка» с Антонио Бандерасом и Рис-Майерсом в главных ролях. Последние два, как ни странно, с героями-писателями. Как будто именно эта профессия дает большие шансы «поехать крышей».
Фильм, который впечатлил меня сегодня, называется «Не оглядывайся» 2009 года. Так себе название, которое спокойно пролистаешь, выбирая кино. Но нет, не нужно этого делать – вернитесь и включите. Почти два часа выноса мозга вам гарантировано.
* Фильмы с героями, у которых расстройства личности *
Итак, главная героиня Жанна (Софи Марсо) – писатель, в детской биографии которого есть трагедия. В 8 лет девочка попала в аварию, и с тех пор забыла напрочь собственное детство, начав жизнь как будто с чистого листа. Ее произведение критикуется издателем за подробные детали, отсутствие динамики, но для Жанны труд очень дорог – она хочет вспомнить.
Женщину поддерживает мама, а также собственная семья – муж и двое детей. Но начинаются странности. Жанна замечает, что вокруг меняется обстановка – сначала вещи не на своих местах, затем мебель, позднее в принципе вся планировка квартиры вдруг становится другой. Супруг недоумевает, дети пугаются реакций героини на обычные для них обстоятельства. Просматривая семейные видеозаписи, Жанна вообще в кадре видит не себя, а брюнетку (Моника Беллуччи).
Она волнуется, страдает, но как-то надеется это пережить, боясь мысли о болезни. Однако когда замечает, что начинает меняться ее собственное лицо, то испытывает настоящую панику. (Кстати этот момент так прикольно показан – очень реалистично загримирована актриса, где половиной лица похожа на Монику Беллуччи, половиной на Софи Марсо).
В этом месте уже и зритель начинает паниковать, уже хочется развязки – что происходит? Но до развязки еще далеко.
После того, как муж поменял внешность, Жанна решает убежать к маме. Но – вот не задача – и мама туда же! Растерянная Жанна, начавшая верить, что сходит с ума, находит у мамы фото, где с ними стоит женщина, в чьем облике до сегодняшнего вечера мама ей и представлялась. Героиня отправляется к той женщине.
Кто заинтересован и хочет посмотреть – не читайте дальше (спойлеры)
В общем в итоге развязка у истории как бы есть, но вопросы остаются. Героиня, которая уже выглядит как Моника Беллуччи, находит место с фото и женщину, семья которой владеет местным кафе. Многое кажется Жанне знакомым, но женщина избегает разговоров, а ее сын – имеющий внешность ее мужа (до перемены внешности), получается, ей братом. На уточняющие вопросы, мать отвечает, что сестра его умерла, и нечего об этом говорить.
* Фильм-головоломка с расстройством личности *
На семейной вечеринке, куда пробирается Жанна, она как будто все вспоминает. Показано запутанно, но смысл следующий. Будучи 8-летней девчонкой она (Роза-Мария, кстати, ее зовут) уезжает с другой семьей, где есть белокурая ровесница. Почему уезжает, непонятно. Но в катастрофе погибают все, кроме нее и матери девочки. Психологическая травма приводит к тому, что Роза-Мария перестает узнавать родственников, а себя начинает считать Жанной. Мама Жанны растит ее как родную дочь.
Самый непонятный момент – как героиня могла представлять мужа с внешностью брата? То есть с мамой понятно – женщина немного постарела с годами, но черты лица те же. Но брат, которого она видела в восьмилетнем возрасте и не могла знать/предполагать, как он будет выглядеть, когда вырастет?
В любом случае посмотреть стоит. Это интересная история.