Найти тему
KINO-ву-MAN

А-ля «бойцовский клуб» - когда в тебе живут двое

«Бойцовский клуб», наверное, стал родоначальником фильмов, где по сюжету у героя расстройство личности. Только в конце мы узнаем, что, оказывается, герой один, и никакого «друга» не было. Среди похожих фильмов назовем «Тайное окно» с Джонни Деппом и, например, «Черная бабочка» с Антонио Бандерасом и Рис-Майерсом в главных ролях. Последние два, как ни странно, с героями-писателями. Как будто именно эта профессия дает большие шансы «поехать крышей».

Здесь и далее кадры из фильма
Здесь и далее кадры из фильма

Фильм, который впечатлил меня сегодня, называется «Не оглядывайся» 2009 года. Так себе название, которое спокойно пролистаешь, выбирая кино. Но нет, не нужно этого делать – вернитесь и включите. Почти два часа выноса мозга вам гарантировано.

* Фильмы с героями, у которых расстройства личности *

Итак, главная героиня Жанна (Софи Марсо) – писатель, в детской биографии которого есть трагедия. В 8 лет девочка попала в аварию, и с тех пор забыла напрочь собственное детство, начав жизнь как будто с чистого листа. Ее произведение критикуется издателем за подробные детали, отсутствие динамики, но для Жанны труд очень дорог – она хочет вспомнить.

Женщину поддерживает мама, а также собственная семья – муж и двое детей. Но начинаются странности. Жанна замечает, что вокруг меняется обстановка – сначала вещи не на своих местах, затем мебель, позднее в принципе вся планировка квартиры вдруг становится другой. Супруг недоумевает, дети пугаются реакций героини на обычные для них обстоятельства. Просматривая семейные видеозаписи, Жанна вообще в кадре видит не себя, а брюнетку (Моника Беллуччи).

Она волнуется, страдает, но как-то надеется это пережить, боясь мысли о болезни. Однако когда замечает, что начинает меняться ее собственное лицо, то испытывает настоящую панику. (Кстати этот момент так прикольно показан – очень реалистично загримирована актриса, где половиной лица похожа на Монику Беллуччи, половиной на Софи Марсо).

Тот самый момент
Тот самый момент

В этом месте уже и зритель начинает паниковать, уже хочется развязки – что происходит? Но до развязки еще далеко.

После того, как муж поменял внешность, Жанна решает убежать к маме. Но – вот не задача – и мама туда же! Растерянная Жанна, начавшая верить, что сходит с ума, находит у мамы фото, где с ними стоит женщина, в чьем облике до сегодняшнего вечера мама ей и представлялась. Героиня отправляется к той женщине.

Кто заинтересован и хочет посмотреть – не читайте дальше (спойлеры)

Фото из детства
Фото из детства

В общем в итоге развязка у истории как бы есть, но вопросы остаются. Героиня, которая уже выглядит как Моника Беллуччи, находит место с фото и женщину, семья которой владеет местным кафе. Многое кажется Жанне знакомым, но женщина избегает разговоров, а ее сын – имеющий внешность ее мужа (до перемены внешности), получается, ей братом. На уточняющие вопросы, мать отвечает, что сестра его умерла, и нечего об этом говорить.

* Фильм-головоломка с расстройством личности *

На семейной вечеринке, куда пробирается Жанна, она как будто все вспоминает. Показано запутанно, но смысл следующий. Будучи 8-летней девчонкой она (Роза-Мария, кстати, ее зовут) уезжает с другой семьей, где есть белокурая ровесница. Почему уезжает, непонятно. Но в катастрофе погибают все, кроме нее и матери девочки. Психологическая травма приводит к тому, что Роза-Мария перестает узнавать родственников, а себя начинает считать Жанной. Мама Жанны растит ее как родную дочь.

Примирение
Примирение

Самый непонятный момент – как героиня могла представлять мужа с внешностью брата? То есть с мамой понятно – женщина немного постарела с годами, но черты лица те же. Но брат, которого она видела в восьмилетнем возрасте и не могла знать/предполагать, как он будет выглядеть, когда вырастет?

В любом случае посмотреть стоит. Это интересная история.