Найти в Дзене

КАК МНЕНИЕ СТАЛО ПРАВИТЬ МИРОМ

Петтигри, Эндрю. Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе / Эндрю Петтигри; пер. с А. Громченко и Е. Ивановой. – Москва: Издательство ACT, 2021. – 496 c.
Петтигри, Эндрю. Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе / Эндрю Петтигри; пер. с А. Громченко и Е. Ивановой. – Москва: Издательство ACT, 2021. – 496 c.

Этот солидный том я приобрел, во-первых, из-за обложки, весьма выразительной и раскрывающей суть последующего академического текста. А, во-вторых, зацепило меня и название серии – «Страдающее Средневековье». Очень уж захотелось узнать: от чего же так страдали люди лет этак пятьсот тому назад. И, наконец, не менее «говорящим» оказалось и второе название серии – «История и наука Рунета». Одним словом, факторов соблазна оказалось достаточно, чтобы отложить новый детектив Антона Чижа в сторону и на время, и взяться за чтение книги, погружающей тебя в глубины истории, да не просто истории, а истории новостей.

Ее автор – британский профессор Эндрю Петтигри – недаром получил некоторое количество премий за свой научно-популярный труд. В нем есть невообразимое число прочитанных ученым текстов и солидный справочный аппарат, не говоря уже об иллюстрациях. В определенном смысле мистер Петтигри демонизировал современную шоу-цивилизацию с ее понятиями «постправды» и «фейковой журналистики». Он гениально наложил нынешнюю матрицу сотворения новостей на систему коммуникаций на пространстве Европы в период с 15-го по конец 18-го веков. Попутно напоминая нам о ключевых событиях в летописи Старого Света. Не скажу, чтобы они были мне незнакомы, но порою при чтении приходилось вспоминать уроки по истории средних веков в школе и мысленно воссоздавать в воображении карту Европы, чтобы понять: как далеко находится Аугсбург от Рима и сколько дней надо было скакать без остановки, чтобы добраться от Венеции до Гамбурга.

Эндрю Петтигри постоянно напоминает своим читателям о том, в каких условиях люди прошлого ждали новостей и заботились об их доставке по назначению. Много ярких деталей, обилие имен и названий – все это превращает книгу об изобретении новостей в настоящую энциклопедию массовых коммуникаций, в которой обрисованы не только победы СМИ Средневековья и издателей, но и их поражения, которые как раз и происходили от чрезмерного желания не только продуцировать новости, но и на них зарабатывать. Британский профессор не щадит, прежде всего, современную журналистику и нынешние медиа, которые, судя по тексту книги, приводят ее автора в состояние глубокого скепсиса в части оценки объективности и достоверности новостной информации, предлагаемой публике в ХХI веке и в веке ХY-м.

Попробуйте, например, оценить: к какому периоду относится следующий абзац исследователя: «Появляются четыре критерия, обусловливающие качество бизнеса – скорость, достоверность, качество и увлекательность контента. Любопытно, что и сегодня эти критерии все еще актуальны. В разное время какие-то из этих критериев будут более актуальны, чем другие, а иногда даже полностью противостоять друг другу. Так или иначе, несмотря на то где или кем выпускались новости, этими четырьмя принципами руководствуются люди, которые эти новости собирают и продают». Не угадали: к эпохе Просвещения.

Петтигри настолько увлечен описываемой эпохой, что временами упускает из виду одно важное обстоятельство, подрывающее его главную мысль об изобретении новостей. Вся описанная им система коммуникаций – от рукописных свидетельств до первых газет и журналов предназначалась исключительно для тех, кто умел читать. А сколько таких человек было на территории Старого Света в оные времена мы, к сожалению, достоверно не знаем. Но мне по душе энтузиазм и вера профессора Петтигри в то, что нынешняя система конструирования виртуальной реальности посредством формирования новостного потока в СМИ – суть прямая наследница того самого процесса, название которого стало подзаголовком книги – как мир узнал о самом себе.

Стоит признать, что пять веков назад, и даже чуточку ближе по оси времени, процесс изобретения новостей был более лапидарным и более «наглым», если угодно. На одно слово приходилось другое, прямо противоположное. И этот очевидный вывод также следует из прочитанной книги. Позволим себе еще одну цитату из книги Петтигри: «Как устало признавал в 1664 году Уильям Коллингз, редактор Kingdom^s Weekly Intelligencer: «Не бывало еще большего количества претендентов на правду, чем в наши дни, и не бывало еще меньше количества тех, кто ею обладал». Такие вот дела давно минувших дней.

И все это не так уж и безобидно. Недаром в книге есть поразительно прогностическая иллюстрация под названием «Миром правит мнение». Последнее изображено в виде женщины с завязанными глазами, на голове ее Вавилонская башня. На дереве произрастают памфлеты. Многое ли изменилось за прошедшее время? Ответ настолько ясен, что не нуждается в дополнительных комментариях. Книга Эндрю Петтигри – лучшее тому доказательство.

Сергей Ильченко

#литература #рецензия на книгу #обзор на книгу #энгри петтигрю