Американский художник Расселл Смит (Russell Smith) является действующим президентом Американского общества художников-авиаторов. Его картины находятся во многих государственных и частных коллекциях по всему миру. Расселл удостоен наград на многих национальных и международных выставках, таких как Flying Magazine Horizons of Flight Art и EAA Sport Aviation Art, включая премию за деятельность на ежегодных выставках Американского общества художников-авиаторов в 2007, 2010 и 2013 годах. Работы Расселла смита украшают обложки нескольких книг по истории авиации.
Биплан Halberstadt CLII, разработанный в середине 1916 года, предполагалось использовать в качестве двухместного истребителя сопровождения. Построенный в относительно большом количестве, CL.II попал на передовую летом 1917 года, как двухместный истребитель эскорта для разведывательных самолетов, но к тому времени командование оценило важность авиации при непосредственной поддержке пехоты. Оказалось, что «Хальберштадты» превосходно подходили для этой роли. Общая кабина позволяла поддерживать связь между пилотом и стрелком, а необычный цельный руль высоты обеспечил исключительную продольную балансировку. В целом, Halberstadt CL.II считался лучшим штурмовиком Первой мировой войны.
Машины, изображенные на картине «Колесницы Одина» летали в Schlasta 26b, пилоты которой рисовали на своих самолетах языки пламени.
Истребитель Bristol F.2B, прозванный летчиками, которые на нем летали, «Brisfit», был маневренным, хорошо вооруженным двухместным бипланом и одним из самых успешных истребителей Первой мировой. Экипажи F.2B добились впечатляющих результатов - к концу войны более двухсот сорока пилотов и воздушных стрелков Королевского авиакорпуса достигли на этой машине статуса воздушного аса. Конкретно этот Bristol F.2B (A'7182) пилотировал лейтенант Кейт Парк из 22 Sqn RFC. На картине «Могучий Брисфит» изображен бой между ним и лейтенантом Францом Перне из Jasta Boelcke, состоявшийся 5 сентября 1917 года. Стрелку-наблюдателю Парка Линдфилду приписывают сбитие самолета Перне в рамках совместной победы.
На картине «Тройная угроза» три немецких истребителя Albatros DV.a патрулируют рассветное небо в поисках вражеских самолетов. Машины принадлежат Jasta 76b - баварскому подразделению, базировавшемуся в регионе Вогезы во Франции. Маркировка самолетов состояла из белых коков винта за которыми следовали белые и «баварские голубые» кольца. В такие же цвета окрашивались и горизонтальные стабилизаторы.
Головным летит «Альбатрос» лейтенанта Ганса Бёнинга. Бёнинг начинал свою летную карьеру с Feldflieger Abteilung 290, но в конце 1917 года его перевели Jasta 76b, где он добился своей пятой победы. К концу войны на его счету числилось шестнадцать вражеских самолетов. В дополнение стандартным обозначениям эскадрильи, передняя часть его истребителя покрыта лаком под дерево, а задняя несет «бело-синий баварский» шахматный узор.
Следом летит вице-фельдфебель Зигфрид Вальтер, "Альбатрос" которого имеет стандартную маркировку, но его фюзеляж полностью выкрашен в красный цвет с нарисованной белой литерой «W».
Последний самолет принадлежит лейтенанту Вальтеру Бёнингу, принявшему командование над Jasta 76b в октябре 1917 года. Его голубой Albatros DV.a несет стандартные опознавательные знаки и «бело-голубую баварскую» полосу по центру фюзеляжа. В мае 1918 года Бёнинг был тяжело ранен в ногу ниже левого колена во время воздушного боя с британскими истребителями из 70Sq RAF. Хотя он сумел благополучно приземлить свой искалеченный самолет, его летная карьера на этом завершилась. Он закончил войну с семнадцатью победами, имея среди прочих наград Железный крест 1-го и 2-го класса и «Орден за военные заслуги».
24 мая 1918 года два Nieuport 28 лейтенантов Уилларда Хилла и Джеймса Мейснера, из состава 94 Sq USAS вступили в бой с парой истребителей Pfalz DIII. Мейснер слишком активно маневрировал на своем «Ньюпорте», в результате чего потерял часть ткани с обшивки с верхнего крыла и был вынужден приземлиться возле Флирея. Позднее в тот же день Хилл утверждал, что один из «Пфальцев» был сбит, что в последствии не подтвердилось.
В отличие от остальных Nieuport 28, которые несли стандартный черный "след" на светло-зеленом поле на правом борту, Nieuport Уилларда имел необычное темное пятно на верхнем правом крыле.
Лучший летчик-истребитель Первой мировой войны Манфред фон Рихтгофен чаще всего ассоциируется с полностью окрашенным в красный цвет трипланом Fokker. Однако именно во время его полетов на Albatros DIII, серийный номер которого сейчас неизвестен, родилась легенда о «Красном бароне». 24 января 1917 года, при допросе двух английских летчиков, которых он только что сбил, Рихтгофен узнал, что союзникам хорошо знаком его самолет, который они между собой называли «Le Petit Rouge» - «Маленький красный».
27 октября 1918 года майор Уильям Баркер, один из самых результативных асов союзников Первой мировой войны, совершил свой самый сложный боевой вылет. Управляя самолетом нового типа Sopwith Snipe, Баркер пересек линию фронта надеясь одержать еще одну победу, прежде чем вернуться в Англию. Он нашел то, что искал недалеко от города Валансьен, сбив на большой высоте немецкий двухместный самолет-разведчик. Однако и сам Баркер был атакован снизу истребителями Fokker DVII из не установленной эскадрильи. Раненый и дезориентированный Баркер, теряя сознание, сумел выровнять свой стремительно теряющий высоту самолет и даже попытался протаранить одного из преследующего его немцев. В конце концов британцу удалось приземлить свой «Снайп» в тылу союзников. За этот бой Уильям Баркер был награжден Крестом Виктории.
На картине «В поисках неприятностей» изображен Sopwith Snipe (E'8102) майора Баркера в начале того рокового вылета.
Во время Первой мировой войны фон Брумовски был самым успешным асом-истребителем австро-венгерских ВВС. Вдохновившись красным «Альбатросом» Манфреда фон Рихтгофена, Брумовски покрасил свой истребитель в алый цвет с оттенком охры и украсил его эмблемой в виде черепа.
На картине «Танец смерти» изображена одна из двух побед, заявленных Брумовски 23 ноября 1917 года. Обе они были одержаны в Италии недалеко от Кортелаццо, над устьем реки Пьяве, впадающей в Адриатическое море. Оба сбитых самолета засчитаны как «скауты Ньюпора» и в обоих случаях жертва описана как «вынужденная приземлиться».
103-я авиационная эскадрилья была прямым потомком знаменитой «Эскадрильи Лафайет» - в её состав входили пилоты из расформированных Lafayette Escadrille и Lafayette Flying Corps. 103-я стала первой истребительной эскадрильей американских ВВС, действовавшей во время Первой мировой войны и провоевавшей дольше остальных - с 19 февраля по 11 ноября 1918 года. Один из её пилотов, Пол Ф. Баер, стал первым американским асом Первой мировой.
На картине изображен истребитель SPAD XIII (S’7567), который пилотировал Фрэнк О'Дрисколл Хантер, имевший на своем счету девять сбитых самолетов противника. Самолет украшен изображением маленькой мультяшной обезьянки, нанесенным по правому борту перед кабиной, поскольку его пилот еще с детства носил прозвище «Monk». Эмблема 103-й эскадрильи - голова кричащего индейца сиу - досталась ей «по наследству» от Lafayette Escadrille.
После окончания войны Хантер остался в армии, дослужившись до звания генерал-майора. Во время Второй мировой войны он возглавлял 8-е истребительное командование ВВС США в Англии. Перед тем, как он в 1947 году ушел в отставку, в его честь был назван армейский аэродром в Саванне, штат Джорджия (Hunter Army Airfield). Он был единственным человеком, именем которого еще при жизни была названа военная база.
На картине «Возвращение с охоты» изображены самолеты Fokker D.VII из Jasta 50. Эта эскадрилья была в числе первых, получивших истребители Fokker D.VII. - машины, произведенные на заводе Ostdeutsche Albatros Werke (O.A.W.) поступили в неё в середине мая 1918 года.
Фюзеляжи этих D.VII были покрыты тканью с нанесенным на неё ромбовидным с четырехцветным рисунком. На сохранившихся фотографиях нервюры крыла выглядят очень светлыми и их часто считают голубыми. Однако гораздо более вероятно, что для этой цели на фабрике использовали имеющиеся запасы обычной ткани без всякого рисунка. Носы «Фоккеров», строившихся на O.A.W., были окрашены в темно-зеленый цвет с лиловыми пятнами. На более поздних машинах эти пятна напоминали шкуру жирафа, однако на ранних самолетах лиловые пятна были нанесены в виде облака. Обозначение подразделения и личная маркировка пилота рисовались белой и черной краской очень хорошего качества. Головной самолет пилотирует лейтенант Карл Шедель. «Шедель» на немецком языке означает «череп», поэтому на борту самолета изображен черный череп, курящий трубку.
На картине «Укус акулы» изображен Nieuport 28 лейтенанта Ральфа О'Нила. О’Нил поступил на службу в ВВС США в 1917 году. В марте 1918 года он был назначен в 147-ю авиационную эскадрилью, первоначально летавшую на Nieuport 28, а затем на SPAD XIII. В период со 2 июля по 31 октября 1918 года ему было засчитано пять побед и еще шесть неподтвержденных. За свои успехи лейтенант О'Нил был награжден «Крестом за выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross), «Крестом летных заслуг» (Distinguished Flying Cross) и французским «Военным крестом» (Croix de guerre) с пальмовой ветвью.
Ральф О'Нил получил прозвище «Змей» за свою неординарную технику пилотирования и агрессию в, казалось бы, неблагоприятных условиях. Он был одним из первых боевых пилотов, которые нарисовали на носу своего самолета изображение пасти акулы, чтобы вселить страх во врага. Поговаривают, что отправляясь в бой, он сидел на большой сковороде и что однажды это спасло ему жизнь.
Карл Дегелоу, немецкий ас Первой мировой войны, одержавший тридцать побед, был последним пилотом, получившим награду Pour le Merite. Дегелоу родился в 1891 году в Мюнстердорфе в Пруссии. До Первой мировой войны он работал в Соединенных Штатах химиком, но вернулся на родину незадолго до начала военных действий. После зачисления в армию служил в пехоте во Франции и Пруссии, а в 1916 году перевелся в авиацию. Сначала он летал на двухместном самолете, а затем был переведен в Jasta 36, где начал службу в качестве пилота-разведчика на Pfalz D.III.
Июнь 1918 года стал особенным месяцем для Дегелоу, поскольку 19-го числа он достиг статуса аса, а 25-го получил новый самолет - Fokker DVII. Его истребитель с черным фюзеляжем и белым оперением нес обозначения эскадрильи Jasta 40, а также личную эмблему пилота - прыгающего Белого оленя (White Stag). Дегелоу летал на этом «Фоккере» до конца войны.
В перерыве между Первой и Второй мировыми войнами Дегелоу оставался в резерве. В первые дни нацистского режима он несколько дней отсидел в тюрьме за то, что во время парада не отдал нацистский салют. Во время Второй мировой Карл Дегелоу вернулся в Люфтваффе, где дослужился до звания майора. Он умер 9 ноября 1970 года в Хамбугрге в возрасте семидесяти девяти лет. В 1979 году были опубликованы его мемуары: «С «Белым Оленем» сквозь огонь и воду».
Впервые появившиеся на передовой в начале 1916 года, британские одноместные бипланы «Де Хэвиленд» DH2 сыграли значительную роль в завершении периода Первой мировой войны, названного «Бичом Фоккера» - когда оснащенные синхронизаторами немецкие истребители Fokker E.I наносили тяжелые потери британским ВВС.
Представлявший собой новаторскую конструкцию самолета с толкающим винтом, DH2 был маневренным и подвижным, а его двигатель, установленный позади кокпита, обеспечивал пилоту полный и беспрепятственный обзор. DH2 стоял на вооружении несколько эскадрилий Королевского Авиакорпуса и это помогло союзникам сохранять господство в небе в течение нескольких месяцев. Однако к концу лета 1916 года DH2 стал терять свое преимущество, поскольку у немцев на фронте появились разведчики «Альбатрос» типа D с более мощными двигателями и вооруженные спаренными пулеметами.
Истребитель DH2 многим известен как самолет, на котором ведущий британский ас того времени Лэно Хоукер 23 ноября 1916 года столкнулся в небе с молодым Манфредом фон Рихтгофеном. Хотя DH2 Хоукера был легче и маневреннее, чем Albatros D.II Рихтгофена, тот с его более мощным двигателем был быстрее. Оба пилота долго кружили друг над другом и ни один из них не мог получить преимущество над соперником. Только когда Хоукеру, у которого закончилось топливо, пришлось прервать воздушный бой и вернуться к союзным позициям, Рихтгофен смог использовать скорость своего самолета и сбить британского аса всего в пятидесяти метрах от линии фронта, тем самым одержав свою одиннадцатую победу.
Лейтенант резерва Вернер Фосс имел на своем счету сорок восемь подтвержденных побед и считается четвертым по количеству сбитых самолетов асом Германии Первой мировой. Многие до сих пор признают его величайшим пилотом той войны, который по летному мастерству даже превосходил Манфреда фон Рихтгофена - знаменитого «Красного барона».
Хотя большинство своих побед Фосс одержал летая на Albatros DIII, с его именем обычно связывают прототип Fokker F.1 103/17 - знаменитый «Драйдеккер», на котором он летал в сентябре 1917 года. Продолжаются споры о том, был ли капот его истребителя окрашен в оливковый (как на картине «Зов Вальхаллы») или желтый цвет, но независимо от цвета самой узнаваемой отличительной чертой этого самолета было лицо, нарисованное на нем спереди. На этом триплане Вернер Фосс погиб 23 сентября 1917 года, когда принял неравный бой с девятью британскими скаутами SE5 из 56 Sq RFC.
На картине «В погоне за рассветом» изображен биплан SE5a капитана Эллиота Спрингса из 85-й эскадрильи Королевских ВВС. Спрингс был , пожалуй, одним из самых ярких американских асов Первой мировой войны. Летавший на SE5 в составе 85 Sq RAF, а затем на Sopwith Camels в составе 148th Aero squadron, он с шестнадцатью победами занимает пятое место среди американских асов. 18 июня 1918 года вместе со своим другом и товарищем по эскадрилье Джоном Грайдером он отправился в обычное патрулирование над вражеской территорией. Грайдер заблудился в облаках и впоследствии был сбит патрульным немецким истребителем. Спрингс, испытывавший чувство вины за гибель друга, после возвращения в США написал бестселлер «Птицы войны: Дневник неизвестного авиатора», основанный на записных книжках Джона Грайдера.
На картине изображен один из самых известных самолетов той войны - Albatros DV (5284/17) Йозефа Мая, украшенный полумесяцем и звездой.
Вицефельдфебель Май начал свою летную карьеру в 1916 году. Некоторое время он прослужил в составе Kasta 29, а затем, в марте 1917 года, его перевели в Jasta 5 где он провоевал до конца войны. За это время Май одержал впечатляющие тридцать побед, одиннадцать из которых летая на скаутах «Альбатрос». Вместе с Фрицем Руми и Отто Коннеке, Йозеф Май был одним из самых результативных пилотов Jasta 5, известных как «Золотой Триумвират» - смертоносной тройки унтер-офицеров, являвшихся становым хребтом эскадрильи. В конце июня 1918 года Йозеф Май был награждён золотым крестом Военных заслуг (вдобавок к уже имевшимся у него «Железным крестам» 1-го и 2-го классов). 1 сентября 1918 года, через два дня после его производства в офицеры, Май был представлен к награждению «Голубым Максом», но так и не успел его получить из-за катастрофы, постигшей Германию.
После нападения Панчо Вильи на город Колумбус в штате Нью-Мексико, правительство США начало полномасштабное вторжение в Мексику во главе которого стоял генерал Джон Дж. «Блэк Джек» Першинг. Войска Першинга сопровождала 1-я авиационная эскадрилья под командованием капитана Б.Д. Фулуа. Оснащенная самолетами Curtiss JN-3 Jennys, эта эскадрилья стала первым авиационным подразделением армии США, участвовавшим в боевых действиях. Маркировка эскадрильи - красная звезда, нарисованная на руле направления - стала первым национальным знаком различия, нанесенным на американский самолет.
На картине «Военно-воздушные силы генерала Першинга» изображены бипланы JN-3, готовящиеся к вылету 19 марта 1916 года. Через четыре дня после прибытия в Колумбус, эскадрилье было приказано "без промедления" явиться в штаб генерала Першинга, расположенный в Касас-Грандес в Мексике. Несмотря на то, что самолеты вылетели ранним вечером, из-за небольшого опыта ночных полетов, перелет в сумерках оказался для пилотов серьезной проблемой
Первые боевые действия 1-й авиационной эскадрильи в Мексике из-за отсутствия практики и отчаянной нехватки припасов и запчастей принесли плачевные результаты, что вынудило армию США, наконец-то выделить достаточно средств для превращения армейской авиации в более серьезный род войск. Всего через год после мексиканской экспедиции, после вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну, гораздо лучше оснащенная эскадрилья отправилась в Европу, став первой эскадрильей, прибывшей во Францию и единственной на тот момент боеспособной авиационной частью.
«Сбор пошлины» - изображение 33-й победы лейтенанта Вернера Фосса, которую он одержал 6 июня 1917 года. Жертвой немецкого аса стал британский биплан FE.2b (A857) из 22-й эскадрильи RAF, экипаж которого составляли капитан Фрэнсис Дон и второй лейтенант Герберт Харрис. В то время Фосс служил в Jasta 5 и летал на ярко раскрашенном истребителе Albatros D.III на фюзеляже которого были изображенs алые сердца (на бортах и за кабиной пилота), а также свастика в окружении лавровых листьев - на счастье.
Hansa Brandenburg W.12 был одним из самых успешных немецких истребителей Первой мировой войны. Среди наиболее отличительных особенностей этого очень прочного самолета были треугольные стойки поплавков и перевернутый руль направления, позволявший воздушному стрелку вести непрерывный огонь над хвостовым оперением.
Изображенный на картине "Береговой патруль" W.12 пилотировали Fl.Mt. Урбан и лейтенант Эрхардт. 11 декабря 1917 года, когда они участвовали в атаке и уничтожении дирижабля Королевского флота C27. Также, управляя этой машиной, они помогли 15 февраля 1918 года сбить летающую лодку Curtiss H.12B. Их самолет был уничтожен во время бомбардировки союзниками Зебрюгге в мае 1918 года.
На заре авиации перелет через Дикий Запад считался опасным делом. Не имея ни радиостанций, ни самонаводящихся радиомаяков, пилоты в одиночку преодолевали огромные пустые пространства и единственная маленькая ошибка могла привести катастрофе. Летчику, изображенному на картине «Из огня да в полымя» удалось выжить при крушения только для того, чтобы немедленно столкнуться лицом к лицу с медведем гризли.
Автор - Олег Энгель