Найти тему
Здесь&Сейчас

РУССКИЙ ЛОББИЗМ: КТО И КАК ПОКУПАЕТ ВЛАСТЬ?

Оглавление

Бизнес и власть. Подчас невозможно понять, где начинается одно и заканчивается другое. Бизнес спонсирует (не всегда речь идет о деньгах) чиновников, а чиновники проталкивают интересы бизнеса в Госдуме, Совете Федерации, Правительстве или Администрации президента. Не стоит утверждать, что аффилированность власти и бизнеса сугубо российское явление и на "святом" Западе такого нет. Сегодня мы будем руководствоваться не абстрактными выдумками, не теориями заговора, а научными исследованиями и мнением специалистов по теме.

Лоббизм в Госдуме

Вероятно, самая важная и доступная площадка для лоббирования - это Госдума. Лоббизм в Госдуме цвел и пах еще с самых первых созывов. Чего только стоит, созданная в 90-е, Аграрная партия, которая открыто выражала интересы агрохолдингов, кои в то время были в не лучшем состоянии и таким образом пытались выбить себе преференции. Иногда интересы предпринимателей в стенах Госдумы продвигались прямо и открыто. Например: в 2002 году депутатская группа "Народный депутат" и холдинг Металлоинвест заключили соглашение, предусматривавшее сотрудничество в законодательной сфере.

Если говорить о лоббировании интересов бизнеса в 90-е, то нельзя не упомянуть о лоббировании интересов ЮКОСа Михаила Ходорковского в Госдуме, которым занимался его соратник Владимир Дубов:

Самый наглядный пример эффективного лоббизма Дубова - введение единого налога на добычу полезных ископаемых. До 2001 года нефтяные компании платили акциз на нефть, вносили платежи за ее добычу и отчисления на производство минерально-сырьевой базы. В результате умелого лоббирования Владимира Дубова все платежи заменили единым налогом с "плоской" шкалой. Ставка налога стала одинаковой для нефтяных месторождений как с высокой, так и с низкой себестоимостью добычи.
Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России

Иногда лоббисты играют в долгую: законопроекты муссируются по нескольку лет, компании тратят немало денег, но в итоге все невероятно окупается. Отличным примером этого может послужить закон об ОСАГО:

...ключевым для лоббистов в Государственной Думе третьего созыва явилось принятие Федерального закона "Об обязательном страховании ответственности автовладельцев". Федерального закона "Об обязательном страховании ответственности автовладельцев", который вступил в силу 1 июля 2003 года, лоббировали российские страховые компании и ассоциации. На проталкивание этого закона ушло шесть лет. Главными инициаторами закона выступили генеральный директор страховой компании "Согласие" и глава Российского союза автостраховщиков Андрей Слепнев. Ежегодный объем страхового рынка после принятия закона увеличился на 1 млрд. долларов.
Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России

Хочу привести примеры "слуг народа", которые явно еще кому-то прислуживают:

  • Пример 1. Депутат Наталья Дмитриевна Боева, группа интересов в сельскохозяйственной отрасли:
-2

До избрания в Госдуму Наталья Боева 13 лет работала генеральным директором ООО фирма «Калория». Во время избирательной кампании в 2016 году донорами Натальи Боевой выступили сельскохозяйственные предприятия. По 1,5 млн.рублей пожертвовали фирмы ООО «Элегия» и ООО «Агроуслуги». Аффилированное с Боевой крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие Краснодарского края «Калория» с годовым оборотом в 2 млрд.рублей, также выступило спонсором депутата на выборах в Госдуму и пожертвовало 1 млн.рублей.

  • Пример 2. Депутат Альфия Гумаровна Когогина, группа компаний "КАМАЗ":
-3

Муж депутата Когогин Сергей Анатольевич — генеральный директор ПАО «КАМАЗ». Сергей Когогин входит в состав Стратегического Совета при Министерстве промышленности. Депутат Альфия Когогина инициировала и редактировала поправку о «промышленных технопарках» в законопроект о внесении изменений в ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Законопроект вводит термин «промышленный технопарк», утверждает порядок стимулирования деятельности в сфере промышленности, определяет полномочия Правительства РФ по установлению требований к технопаркам. По словам депутата, до принятия законопроекта только технополис «Москва» мог воспользоваться государственной поддержкой, хотя по России насчитывается порядка 50 технопарков — потенциальных получателей господдержки. Главным выгодоприобретателем стало ПАО "КАМАЗ".

  • Пример 3. Депутат Николай Федорович Герасименко, медицина и фармацевтика:
-4

Николай Герасименко до избрания в Государственную Думу руководил комитетом по здравоохранению администрации Алтайского края. Во время выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва в 2016 году в избирательный фонд алтайского краевого отделения партии «Единая Россия» в качестве пожертвования поступило 2,5 млн. рублей от компаний, занимающихся производством и оптовой торговлей фармацевтическими препаратами. ООО Юридическая Компания АКП Консалтинг пожертвовала 1,5 млн. рублей, 750 тысяч руб лей — ООО «МБ-XXI», ещё 250 тысяч руб лей — ООО «Альфа- Медина».

Лоббизм в Совете Федерации

Лоббирование в нижней палате парламента интереснее, но не стоит оставлять без внимания верхнюю. Например:

-5
  • Представитель законодательного органа государственной власти Астраханской области Геннадий Иванович Орденов, НК "Лукойл":

До своего сенаторства Геннадий Иванович работал восемь лет заместителем генерального директора по общим вопросам ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть"(дочерняя структура НК "Лукойл"). В Совете Федерации сенатор выступал с инициативами, в коих могут быть заинтересованы нефтегазовые компании, в первую очередь НК "Лукойл". Орденов единолично внес законопроект, предлагающий разрешить продажу алкоголя крепостью до 16,5% на АЗС.

-6
  • Представитель исполнительного органа государственной власти Московской области Алексей Юрьевич Русских , группа интересов в строительстве:

Алексей Русских, будучи еще депутатом Государственной Думы шестого созыва, внес законопроект, который позволил увеличивать сроки договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Он также внес законопроект, который расширил основания для выкупа гражданами земельных участков без проведения торгов. После избрания в Государственную Думу седьмого созыва Русских выступал в защиту застройщиков.

Став сенатором, Русских единолично внес два законопроекта, в которых могут быть заинтересованы строительные компании. Первый продлевает срок внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон до 1 января 2024 года «с целью недопущения остановки градостроительной деятельности на территории Российской Федерации», поскольку при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон выдача разрешений на строительство не допускается.

Нужно понять, что попадание в Совет Федерации более хитрый процесс, чем попадание в Госдуму. То есть тебя должны выдвинуть местные органы власти, затем и одобрить президент, но местный и федеральный бизнес при должных связях может пропихнуть своих людей в сенаторы.

В 2021 году было потрачено 13 млрд. рублей на содержание Госдумы. Более 4,7 млрд. рублей было потрачено на зарплаты депутатов и их помощников. Великолепие ситуации заключается в том, что на содержание госаппарата тратятся не только бюджетные средства, но и лоббистские деньги, а их деятельность представляет по большому счету суету по продвижению корпоративных интересов.

Источники:

П. А. Толстых - "GR. Практикум по лоббизму" https://vk.com/wall-80080904_5610

Доклады (лица, признанного иностранным агентом) Transperensy International: О Госдуме https://dumabingo.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%... О Совете Федерации https://dumabingo.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%...