Галеон «Батавия», построенный в 1628 году, предназначался для перевозки ценных грузов и пассажиров из Голландии в колонии на Яве и других островах Индонезийского архипелага. Обратно он должен был доставлять пряности и прочие непростые грузы. Но, в первом же плавании «что-то пошло не так» и корабль погиб на рифе возле острова Бикон в шестидесяти километрах от материковой Австралии.
История плавания «Батавии», ее крушения и последующих похождений ее команды и пассажиров очень интересна и, без всякого сомнения, достойна отдельной обстоятельной статьи. Сегодня же я пишу новость, а не лонгрид, и эта новость посвящена такой скучной, в общем-то, теме, как снабжение голландского кораблестроения XVII века строительной древесиной.
«Батавия», остатки которой были подняты австралийцами под конец XX века, в данный момент находится в музее Западной Австралии во Фримантле. Разумеется, это не целый корабль — от корпуса осталась хорошо если восьмая часть.
Команда современных исследователей попыталась понять, какая древесина была использована при строительстве корабля в XVII веке. В принципе известно, что элементы набора — киль и шпангоуты — обычно делались из дуба, а обшивка — из сосны. Но происхождение деревьев до сих пор не уточнялось.
Ученые отобрали 137 образцов древесины из 101 элемента конструкции, обработали их по стандартным правилам, применяемым при дендрохронологическом анализе, и сверили с дендрохронологическими шкалами разных местностей. Обычно дендрохронология используется для датирования куска дерева и окружающего его археологического контекста по шкале той местности, где этот предмет обнаружен. Здесь задача была обратной — зная примерную дату спиливания дерева найти место, где оно росло.
Выяснилось, что образцы делятся на четыре группы, причем одна из них была привезена весьма издалека — с восточной части балтийского побережья, где сегодня находятся Латвия и Литва. Три прочие группы деревьев росли и были срублены поближе, но тоже не рядом с верфью. Как показало исследование, деревья были срублены в окрестностях Любека, на севере Германии, в нижней Саксонии (недалеко от Любека) и примерно там же, но чуть подальше. В принципе обе саксонские группы можно объединить в одну, что авторы исследования и делают, рассматривая их как подгруппы.
Деревья, привезенные с востока Балтии, росли в период с 1342 по 1616 годы, после чего, очевидно, выдерживались и высушивались. Деревьям из-под Любека было в среднем 190 лет (1407-1597 годы). Наконец, саксонские деревья жили с 1419 по 1602 год в одном случае и с 1398 по 1532 год — в другом.
Разумеется, эти данные нуждаются в перепроверке иными методами, в первую очередь — по содержанию изотопов стронция — я описывал такое исследование ранее. Но, если даже бревна везли не из Латвии, а откуда-то еще, мы все равно видим картину предприятия, планомерно действующего на протяжении многих лет. Голландские корабелы определенно придавали большое значение качеству используемой древесины. Авторы исследования полагают, что это стоит считать одним из значимых слагаемых успеха голландской Ост-Индской компании, ставшей в XVI-XVII веках одной из крупнейших в Европе.
К сожалению, исследование не касается вопросов сохранности древесины и ее перспектив в этом смысле. Несколько дней назад я писал о таком изучении остатков «Мэри Роуз» и было бы интересно сопоставить состояние артефактов.
Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в PLOS ONE.
Сергей Сысоев
Помочь мне и моему каналу можно переведя любую удобную вам сумму на карточку 5536 9138 2477 9298. Ваше пожертвование даст мне возможность чаще читать, больше думать и писать неглупые материалы. Спасибо!