В фокусе предыдущего обзора находились только три модели, стоимость которых возросла с 1 октября. Но на этот раз изменений в прайс-листах больше, поэтому рассмотрим все восемь автомобилей марки Volkswagen в плане динамики их цен и статуса программы продаж, а также сделаем некоторые выводы.
Сегодня фактическая цена продажи нового автомобиля определяется не столько прайс-листом марки, сколько стоимостью дополнительного оборудования, которое технические центры дилеров устанавливают на прибывающие с заводов машины. И, тем не мнее, роль «максимальной цены перепродажи» остается весьма существенной. Она определяет уровень ценовых ожиданий на ближайшую перспективу и является своего рода «маяком», ориентиром, а когда-то станет и «якорем» (но об этом позже).
Polo
С 1 ноября все 10 вариантов лифтбэка Polo прибавили в цене. Но по-разному. Сильнее всего – на 34 тыс. руб. (сразу на 3,4%) – подорожала начальная комплектация Origin, представленная в единственном варианте. Остальные комплектации стали дороже на 28 тыс. руб. (машины с механической коробкой переключения передач) или на 30 тыс. руб. (автомобили с классическим «автоматом» и «роботом» DSG). Диапазон их относительного удорожания составил 2,12-2,64%.
Никаких изменений в составе комплектаций при этом не произошло. Стоимость пакетов дополнительного оборудования и отдельных опций не изменилась. Сохранились и расценки на окраску кузова.
Всего, начиная с 1 января 2021 года, Polo в России в ходе пяти обновлений прайс-листов подорожал на 126-139 тыс. руб. (или на 10,7-14,3%) в зависимости от варианта оснащения. При этом относительное увеличение стоимости сильнее сказалось на младших комплектациях Origin и Respect, а в наименьшей степени – на старшем варианте оснащения Exclusive. Но абсолютный прирост – наоборот – в наименьшей степени повлиял на цену Origin (плюс 126 тыс. руб.), тогда как остальные версии машины прибавили в цене 136-139 тыс. руб.
Повышения цен производились 1 марта, 30 апреля, 1 июля, 1 сентября и 1 ноября. То есть цена на Polo пересматривается регулярно каждые два месяца. Очень велика вероятность, что подъем на следующую ступень произойдет 1 января 2022 года.
Наиболее массовая модель «Фольксвагена» в России имеет почти гарантированный спрос и потому не сильно рискует своими рыночными позициями, если повышение цен на нее будет соответствовать общерыночным.
Golf
Хэтчбэк Golf – единственный автомобиль марки, который демонстрирует стабильность цен на протяжении целых шести месяцев. На машины по-прежнему действует первый и единственный пока ценник от 28 апреля этого года.
Но этому есть причина: сейчас фактически все еще распродается первая партия машин. С мая по сентябрь продано всего 126 хэтчбэков. Можно предположить, что заканчивающаяся сейчас первая партия состояла примерно из 150 автомобилей. Это сопоставимо с ограниченной партией имиджевого лифтбэка Arteon, которая была ввезена летом 2020 года в количестве 94 штук и была стремительно распродана. Но продажи «Гольфа» изначально строились иначе, эта машина должна была продаваться долго и заказываться клиентами под свои индивидуальные потребности в оснащении.
Но спрос оказался очень слаб, а сейчас заказы на «Гольфы» не принимаются. По имеющейся информации из различных источников, в наличии у дилеров осталось совсем мало хэтчбэков – счет на единицы, – а заказать машины можно будет, ориентировочно, только летом 2022 года. Правда, пока не ясно, будут ли в ближайшие месяцы ввозиться автомобили в дилерских комплектациях.
С самого начала Golf поставлялся в двух вариантах: Exclusive (с мотором 1,4 TSI мощностью 150 л.с. и специально устанавливающейся для России классической автоматической коробкой переключения передач) и GTI (с двухлитровым мотором мощностью 245 л.с., работающим в паре с роботизированной коробкой DSG).
Как бы то ни было, Golf давно уже не является массовой моделью в России, и при столь малом фактическом спросе на машины 8-го поколения поставки «Гольфа» в следующем году Volkswagen может и не возобновить.
Passat и Passat Alltrack
Предыдущее увеличение цен на седан Passat состоялось месяц назад – 1 октября. Тем удивительней и неприятнее увеличение стоимости обеих оставшихся комплектации (Business и Exclusive). Все четыре варианта прибавили по 54 тыс. руб., что соответствует относительному приросту на 1,8-2,1% в зависимости от изначальной стоимости. При этом оснащение комплектаций, содержащееся в прайс-листе, осталось прежним.
Цены пакетов и опций не изменились, как не изменился и их состав.
Сохранилась и стоимость доплат за окраску кузова, но в палитре цветов есть изменения. Вместо «бесплатного» однокомпонентного белого Pure теперь предлагается белый металлик Glacier (его цена 22 тыс. руб., как и у большинства металликов для «Пассата», и потому Glacier – неплохая альтернатива премиальному белому Oryx стоимостью 56 тыс. руб.).
Суммарно в этом году (после 1 декабря 2020 года) седан Passat в России подорожал на 311 тыс. руб., или на 12-13% в зависимости от комплектации. Пересмотр цен в текущем году производился шесть раз: 1 февраля, 1 апреля, 1 июня, 2 августа, 1 октября и 1 ноября. Можно теперь предположить, что следующая прибавка в цене (тоже около 55 тыс. руб.) произойдет с 1 января 2022 года.
Passat для России комплектуется четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 1,4 литра (мощностью 150 л.с.) и 2 литра (мощностью 190 л.с.). При этом поставки машин с более мощным вариантом мотора были возобновлены с апреля этого года. В обоих случаях двигатели работают в связке с 7-ступенчатыми роботизированными передачами (хотя и разными).
Впрочем, заказы на седан Passat были приостановлены еще в сентябре этого года с предположительной перспективой их возобновления в начале 2022 года. Сейчас счет машин, имеющихся в наличии у дилеров, идет на единицы.
Цены на универсал с несколько увеличенной проходимостью Passat Alltrack были объявлены 8 сентября, а первые автомобили были переданы покупателям совсем недавно – 22 октября. Соответственно, время повышения цен на эту модель еще не пришло: первый прайс-лист был составлен с расчетом на ценовые тенденции года и с запасом на 3-4 месяца. Поэтому ожидать увеличения предельной цены перепродажи раньше 1 декабря вряд ли стоит.
Passat Alltrack поставляется в единственной комплектации, которая оснащена двухлитровым мотором мощностью 220 л.с., роботизированной коробкой переключения передач и полным приводом 4Motion.
Пока перспективы продаж этой новой (недавно возобновленной) для нашего рынка модели не вполне ясны. Не исключено, что она повторит путь «Гольфа», хотя и с несколько более высоким уровнем продаж. Однако сейчас объемы реализации модели будут определяться не столько спросом, сколько квотами, открытыми концерном на российский рынок.
Taos
Этот автомобиль – новинка 2021 года (в продаже с июля) и одновременно младший, на сегодняшней день, кроссовер в российской линейке «Фольксвагена». Будучи локализованным в производстве на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде, сейчас он предлагается в 11 основных вариантах исполнения. И все 11 вариантов подорожали с 1 ноября на 60 тыс. руб., то есть на 2,6-3,5% (естественно, относительный рост цены сильнее сказался на наименее дорогих комплектациях).
Это второе подорожание «Таоса» (первое состоялось 1 сентября), которое вместе с предыдущим дало суммарный рост цен с начала продаж на 128 тыс. руб., или на 5,8-7,9% (конечно, и здесь больший относительный прирост пришелся на менее дорогие варианты).
Формально состав и стоимость пакетов и отдельных опций дополнительного оборудования не изменились по сравнению с ранее действовавшим прайс-листом. Однако в предыдущем обзоре уже было отмечено «прощание» с бесплатностью пакета «Зимний», которое произошло 1 октября без изменения датировки прайс-листа, то есть фактически цена пакета в 43,9 тыс. руб. введена задним числом с 1 сентября текущего года. Впрочем, в большинстве случаев заказанные ранее машины поступают покупателям с учетом стартовой бесплатности этого пакета.
Цветовая палитра кузова для различных комплектаций и доплата за цвета типа металлик не изменилась.
Кстати, оранжевый цвет Energetic Orange, который впервые был применен на российской версии «Таоса», вскоре перестанет быть его исключительной привилегией: в конце текущего года в этот же цвет начнут окрашивать кузова лифтбэка Škoda Octavia и кроссовера Škoda Kodiaq, которые выпускаются на автозаводе в Нижнем Новгороде на той же линии, что и Taos. Сведений о том, что этот же цвет достанется и родственному с «Таосом» кроссоверу Škoda Karoq, пока нет.
Taos оснащается моторами мощностью 110 или 150 л.с., механическими и автоматическими (в том числе роботизированными) коробками переключения передач, может иметь как передний, так и полный привод. Скорее всего, группировка из 11 основных вариантов оснащения «Таоса» будет стабильной и не претерпит изменений и в 2022 году.
Tiguan
Российский бестселлер «Фольксвагена» в средней ценовой категории компактный кроссовер Tiguan выпускается на заводе под Калугой в 13 основный вариантах. Сегодня это максимум разнообразия среди локализованных и импортируемых моделей марки. С 1 ноября подорожали все комплектации этой модели. Причем большинство из них (Respect, Status, Urban Sport и Exclusive) прибавили одинаково – по 60 тыс. руб., то есть стали дороже 2,1-3% в зависимости от уровня основной цены. В свою очередь, комплектация R-line подорожала на 70 тыс. руб., или на 2,2-2,4%.
В текущем году (после 18 декабря 2020 года) Tiguan прибавил в цене от 310 тыс. руб. (комплектация Respect с мотором 1,4 TSI мощностью 125 л.с.) до 340 тыс. руб. (версия оснащения R-line). Относительный рост цен за год составил от 11,6% (R-line с мотором мощностью 220 л.с.) до 17,7% (Respect с мотором 125 л.с. – и это наибольший относительный рост цены во всем модельном ряду российского подразделения «Фольксвагена»).
Чтобы выйти на этот не самый почетный уровень понадобилось пять шагов по ценовой лестнице. С повышением «максимальной цены перепродажи» Tiguan обновлял прайс-листы 1 марта, 30 апреля, 1 июля, 1 сентября и 1 ноября. Таким образом, двухмесячный ритм роста базовых цен на Tiguan в 2021 году был выдержан очень точно. И всё указывает на следующую дату нового подъема цены – 1 января.
Кроме изменения стоимости базовых комплектаций с 1 ноября ничего не изменилось. Прежним остался состав оборудования как в составе комплектаций, так и опционального. Сохранились и варианты окраски. Стоимость всего, что можно заказать «под себя» дополнительно, также осталась прежней.
Tiguan второго поколения оказался очень удачной моделью. Его коммерческий успех позволяет ему быть максимально рыночно устойчивым при аномальном росте цен на автомобили в условиях их дефицита. Широкая гамма моторов (от 125 л.с. до 220 л.с.), различные варианты трансмиссии и привода в сочетании с достойным оснащением в зависимости от комплектации делают этот автомобиль достаточно привлекательным в среднем и отчасти более высоком ценовом сегменте. Позиции «Тигуана» могут усилится в скором времени – вместе с уже анонсированным возвращением в состав вариантов оснащения дизельных моторов.
Teramont
Полноразмерный кроссовер Teramont вышел на наш рынок практически одновременно с универсалом Passat Alltrack. Цены на Teramont были объявлены 29 сентября, а первые машины были переданы покупателям 14 октября. Соответственно, время роста цен на эту модель еще не подошло, и ее прайс-лист от 29 сентября продолжает действовать.
Машина поставляется на наш рынок в пяти вариантах. Четыре из них (комплектации Respect, Status, Exclusive и R-line) оснащаются двухлитровым четырехцилиндровым бензиновым мотором мощностью 220 л.с., пятый вариант (только комплектация R-line) предусматривает установку шестицилиндрового бензинового мотора объемом 3,6 литра и мощностью 249 л.с. Во всех случаях двигатели работают в связке с 8-ступенчатым гидротрансформатором, а привод осуществляется на все четыре колеса.
К сожалению, в случае с «Терамонтом» (как и в случае с универсалом Passat Alltrack) объемы продаж будут определяться величиной квот, установленных концерном Volkswagen для этой модели, поставляемой в Россию. Учитывая то, что наш рынок не является приоритетным для «Терамонта» (основной – это США и Канада), в условиях дефицита комплектующих российские квоты вряд ли будут большими. Более того, если ситуация с микросхемами не нормализуется в ближайшие полгода-год, то этот автомобиль может разделить судьбу «Джетты» в 2020-2021 годах: и объемный спрос есть, и продажи растут, но производственно-логистические проблемы вынуждают остановить ввоз модели.
Touareg
Touareg – самая дорогая модель в линейке легковых автомобилей марки Volkswagen. У нас она подорожала месяц назад, и, очевидно, первоноябрьский этап роста цен Touareg пропускает.
Точный подсчет годового удорожания этой модели не будет корректным, так как с 30 апреля изменились ее комплектации. Однако, если считать подорожания после 1 января, то его можно оценить в 765 тыс. руб. для варианта Business (это примерно +16%) и 428 тыс. руб. для Exclusive (прибавка около 8%).
Скорее всего, следующую высоту прайс-лист на Touareg возьмет 1 декабря.
В нашу страну Touareg по-прежнему поставляется в шести вариантах оснащения. При этом единственным его мотором является 3-литровый турбодизель мощностью 249 л.с., который работает в связке с классическим 8-ступенчатым автоматом. Все машины могут быть только полноприводными. У каждой их двух основных комплектаций Business и Exclusive существуют варианты, называемые стилевыми линиями: Atmosphere, Elegance и R-line (у Exclusive «старшая» стилевая линия называется R-line Black Style).
Итоги 1 ноября
Таким образом, нынешнее подорожание затронуло четыре модели: Polo, Passat, Taos и Tiguan. Две модели (Passat Alltrack и Teramont) недавно поступили в продажу, и пока еще не израсходовали «запас» цены, который был вложен в их изначальные прайс-листы. Хэтчбэк Golf тоже пока сохраняет свою изначальную стоимость, но в этом заслуга очень низкого уровня продаж (стоимость неизбежно поднимется с поступлением второй партии этих машин, если, конечно, она последует). По-настоящему избежал подорожания только Touareg, который прибавил в цене месяц назад.
В 2021 году Volkswagen в основном придерживается двухмесячного ритма подорожания. Исключения есть, но они редки, а признаков замедления темпа пока не видно: ценовой галоп стал затяжным.
И этот ритм вызывает тягостное ощущение. Невозможность произвести достаточное количество автомобилей для удовлетворения спроса порождает дефицит, на который производители и дилеры отвечают повышением цен. И это, с одной стороны. самая естественная реакция. Она проста и понятна, так как позволяет получить дополнительный доход на дефицитном товаре. Но чем дальше, тем больше она чревата падением и даже разрушением рынка. Еще немного, и рынок упрется в тупик: сегодняшний неэластичный спрос исчерпает свой потенциал. Причем произойдет это резко, скачком. И тогда окажется, что машин хватает всем, кто может их купить, но с остановкой роста цен число желающих купить сократится на столько, что о былых объемах продаж можно будет только вспоминать. При этом оживить спрос снижением цен не очень-то и получится: возросшие в последний год издержки снизят маржинальность, что приведет к сокращению модельного ряда (останутся только наиболее прибыльные модели). А сокращенное предложение моделей еще сильнее будет вгонять рынок в спираль сжатия.
Удастся ли избежать такого сценария, сейчас трудно сказать. Но чем дольше и дальше будут повышаться цены, чем сильнее будут расти издержки производства, тем вероятнее и тем сильнее будет последующий коллапс автомобильного рынка. Со всеми вытекающими последствиями. Volkswagen не будет исключением: пока к этому нет каких-либо предпосылок.
А пока, в сегодняшних условиях, рост официальных цен переводит сверхприбыль, которая возникает в условиях дефицита, с доходов дилеров на производителей (если, конечно, считать, что с помощью своих навязываемых «допов» дилеры уже нащупали равновесную цену в нынешних аномальных условиях). Но если когда-то, при успокоении рынка, дилеры быстро снизят свой аппетит к допам, то возросшая «максимальная цена перепродажи» не обладает таким же легким ходом назад. И это обстоятельство будет очень непросто пережить не только потенциальным покупателям, но и самим производителям, в том числе «Фольксвагену».
Последующий обзор данной тематики:
Volkswagen в России. Обзор моделей и цен на 1 декабря 2021 года
Предыдущие обзоры данной тематики:
Volkswagen в России. Обзор изменений цен с 1 сентября 2021 года
Volkswagen в России. Обзор изменений цен с 1 октября 2021 года