Война с Китаем, победоносно (для Японии) завершенная в 1895 году, была представлена населению как заслуга молодого военно-морского флота империи. Японцы не потеряли ни одного корабля в бою, а все боевые повреждения были к концу войны устранены. Более того, боевая мощь императорского флота была усилена за счет трофейных китайских кораблей, включая эскадренный броненосец "Чин-Иен".
Теоретические основы
Увы, даже по меркам 1895 года суда постройки середины 80-х годов XIX века (практически весь флот микадо) были безнадежно устаревшими. Японцам требовалась современная программа строительства военно-морских сил, поскольку российский флот на Дальнем Востоке - очевидный потенциальный противник - выступал в совершенно иной лиге, чем Императорский китайский флот.
И, на время усмирив свою гордыню, потомки Аматэрасу организовали новую программу подготовки персонала для своего ВМФ. В ее основу была положена методология американского адмирала А.Т.Мэхэна.
Контр-адмирал Альфред Тайер Мэхен (1840-1914). Автор трудов с большим фактическим материалом, которые сформулировали закономерности войны на море. Одновременно с английским военно-морским теоретиком и историком Ф. Х. Коломбом обосновал теорию «морской мощи», или «морской силы».
Разработчик программы Санеюки Акияма был учеником Мэхена. В 29-летнем возрасте и в звании лейтенанта японского флота он был командирован в США на учебу. Американцы закрыли перед ним двери Морской академии в Аннаполисе, но президент академии Мэхэн порекомендовал Санеюки заняться самообразованием и дал список литературы по истории.
После начала испано-американской войны 1898 года Акияма в качестве иностранного наблюдателя приняли на Североатлантическую эскадру адмирала Т. Сэмпсона. С ней он участвовал в блокаде Кубы и в сражении при Сантьяго. Свои наблюдения и выводы офицер излагал в донесениях, направляемых в Японию. Позднее он использовал этот опыт в лекциях, когда в 1900 году вернулся на родину.
У Мэхена японец позаимствовал теоретическую основу для своей стратегической философии. По возвращении в Японию капитан-лейтенант Акияма стал преподавателем Академии Императорского флота Японии, а вскоре - идейным "отцом" нового японского флота.
Академия Императорского флота - главное высшее военно-морское учебное заведение Японии. Изначально находилась в Нагасаки, в 1866 году была перемещена в Иокогаму, в 1869 году — в Цукидзи (Токио), в 1888 — в Этадзиму.
Курсанты учились в Академии от 3 до 4 лет, и по окончании становились мичманами; после некоторого периода активной службы и совершения кругосветного плавания они становились младшими лейтенантами.
Чтобы поступить в Высшую военную академию флота, офицер должен был отслужить десять лет после окончания академии флота. Обычно за это время офицер успевал пройти повышение квалификации в специализированной школе морской артиллерии либо торпедной школе, длившееся 6 месяцев. Учёба в Высшей академии флота длилась 1 год.
К тому времени учебная программа офицеров Императорского флота Японии была составлена, по большей части, на основании трудов собственно японских стратегов. Они играли гораздо более воспитательно-патриотическую роль, чем познавательно-практическую.
Преподавая военную доктрину, Акияма, кроме тактики и стратегии, выделил «ведение войны», включавшее развитие коммуникаций, снабжение и обучение. Он учитывал географические факторы, влияние погоды, возможности техники и путей сообщений. По примеру американцев, японский ученый ввел в обиход морскую игру, удобную для анализа теоретических разработок.
Работой, которая больше всего повлияла на японскую морскую стратегию в период между японо-китайской и русско-японской войнами, был труд Мэхена "Влияние морской мощи на историю 1660—1783".
Работы "пророка морской силы" были жадно прочитаны всеми, кто в Японии имел отношение к военно-морскому делу. Во многом на этой основе сформировались взгляды японцев на морскую войну.
Акияма считал, что сначала противника необходимо ошеломить, рассеять и лишь затем истреблять. Особое значение он придавал планированию, организации, подготовке флота и моральному состоянию моряков.
Личный состав
Набор личного состава в японский флот осуществлялся так же, как и в армию - на основе закона о всеобщей воинской повинности, причем распределение было случайным, специального отбора (флот-армия) не делалось. Офицеров обучали в Академии морского флота в Этадзиме. Зачастую окончившие училище отправлялись за границу для приемки строящихся кораблей, что позволяло пройти стажировку в иностранных флотах.
Унтер-офицерами в подавляющем большинстве становились сверхрочники, а на сверхсрочную службу срочников заманивали высоким жалованием - намного более высоким, чем мог получать гражданский служащий того же возраста и опыта.
Система подготовки нижних чинов во многом была скопирована с английской. Матчасть флота тоже была преимущественно английской постройки, часто однотипной (например, орудия), что сильно облегчало практические занятия (для сравнения - в русском флоте имелись суда, построенные в России, Франции, США, Германии, Дании, Англии, Швеции...)
Огромное внимание в японском флоте уделялось артиллерийской подготовке, причем упор делался на согласованности действий и достижении максимальной практической скорострельности. Для экономии ресурса стволов основным методом практических занятий были стволиковые стрельбы.
Вспомогательные (стволиковые) стрельбы служили для выработки и поддержания навыков наведения и прицеливания из орудий. Из крупнокалиберных орудий стреляли малокалиберными снарядами, для чего внутрь большого ствола вставлялся ствол меньшего калибра. При этом выполнялись все обычные манипуляции по обслуживанию орудия (заряжание, наводка, выстрел). Благодаря стволиковым стрельбам достигалась еще и значительная экономия дорогостоящих боеприпасов.
Стволиковые стрельбы проводились по усмотрению командиров кораблей, но они, конечно, не могли в полной мере заменить опыт реальных боевых стрельб. Раз в три месяца организовывались зачетные стрельбы практическими снарядами по щиту. Малокалиберные снаряды отпускались в неограниченном количестве, практические – не более 6 снарядов на ствол.
Помимо активного состава, в японском флоте существовал корпус резерва. Его чины сохраняли звания, полученные в период срочной службы, и периодически привлекались для участия в маневрах - за дополнительное вознаграждение.
Эта система отлично зарекомендовала себя. Так, на летних маневрах 1900 года прибывший из Англии новейший броненосец «Сикисима» с перегонной командой (232 человека) в течение двух суток был доукомплектован резервистами до штата (778 нижних чинов и 52 офицера) и присоединился к флоту в качестве полноценной боевой единицы. Никаких происшествий или нештатных ситуаций в ходе маневров на его борту не было.
#русско-японская война
#1904
#японский флот
#японские моряки
#мэхен
#адмиралы
#военная история
#война
#флот
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала
Автору за труд:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6