Я наконец-то посмотрел последнее творение студии А24 под названием «Агнец» (Dýrið) и, скажу честно, кинолента произвела на меня неизгладимое впечатление. Перед просмотром я ожидал худшего — больших «артхаустности» и гипнотизма, более высокой доли абсурдизма, — однако вместо этого передо мной предстал идиллический, часто безмолвный, но всё же вполне себе понятный фильм, который держит в постоянном напряжении и вызывает чувство тревоги. Давайте узнаем об этом проекте побольше и обсудим его любопытную концовку (не волнуйтесь, я заранее предупрежу о спойлерах — специально для тех, кто их опасается).
О чем фильм?
Мария и Ингвар живут далеко от цивилизации. У них своя овцеферма в горах, а вокруг на многие километры ни души. Супруги живут мирно и спокойно, однако давнишняя трагедия отдалила их друг от друга. Однажды случается нечто странное — одна из овечек рожает необычное существо — с головой ягненка и телом человеческого младенца. Мария и Ингвар решают, что это дар высших сил, и поэтому решают воспитывать таинственное создание как своё дитя. Однако к чему приведет такое решение? Спустя некоторое время на ферму приезжает Петур — брат Ингвара. Гость очень удивлен увиденным.
И что же тут интересного?
Сейчас модно снимать этакие бытовые хорроры, в которых страшные, мистические, элементы соседствуют с повседневностью, обыденностью. Эти кинокартины даже получили название — слоубёрнеры. Если вы смотрели «Ведьму» Роберта Эггерса или «Солнцестояние» Ари Астера, то без труда поймете, о чем я. «Агнец», являющийся трогательной и одновременно с этим жуткой сказкой, из их числа. Напряжение, чувство, что что-то не так, пропитывают киноленту полностью, при этом события в ней развиваются медленно и размеренно. «Бытовуха» делает фильм реалистичным, а подозрительное и нездоровое «волшебство» вступает с этой тривиальностью в визуальное противоречие, из-за чего на выходе мы получаем что-то сродни эффекта «зловещей долины» — когда наблюдаешь привычное, нормальное, искаженное до жути непривычным и неестественным.
На Каннском кинофестивале «Агнец» получил приз за оригинальность, однако не только с помощью идеи и сюжета достигнут этот результат. Фильм дебютанта Вальдимара Йоханнссона получился необычным и особенным в целом — операторская работа, подача материала, проработка персонажей, актерская игра, расставление акцентов тоже сыграли свои роли для того, чтобы кинолента получила признание экспертов.
«Агнец» просто-напросто не такой, как всё остальное, хоть и имеет много общего с хоррорами, выпущенными до него. Есть в нем некий проработанный, продуманный идейно-стилистический стержень, превращающий фильм в самобытное кинопроизведение, которое запоминается и заставляет задуматься, как бы банально это не звучало.
В некоторых рецензиях люди пишут о том, что концовку «Агнца» можно угадать заранее (сейчас не будет спойлеров, не волнуйтесь), и я этим киноманам завидую чёрной завистью из-за их проницательности и большого ума, ибо я финал не угадал. Для меня он стал настоящим шоком, откровением, почём прежде всего визуальным. Я предполагал, что фильм закончится на другой ноте, а он взял и взорвал мой мозг.
Спойлеры! Не читайте эту часть статьи, если собираетесь смотреть фильм, переходите сразу к итогам
А вот теперь будут спойлеры. В самом конце фильма Мария прогоняет имеющего к ней романтический интерес Петура. Даже шантаж со стороны родственничка на тему того, что он расскажет Аде о том, что ее неродная мама убила когда-то четырёхногую родную (ага, был в фильме такой жестокий эпизод в стиле «отвали, копытное, я тут мать, а не ты»), не срабатывает. Женщина отвозит брата мужа к автобусной остановке, а Ингвар в это время отправляется с Адой чинить трактор. Когда Мария возвращается и не обнаруживает супруга и агнца дома, она начинает искать их, но вскоре слышит выстрел. Нам показывают раненного Ингвара. Кто же сотворил с ним такое? Петур? Как бы не так. Следующий кадр — огромный человекоподобный баран направляет на мужчину ружье. Страшное существо обнажено, но, видимо, не полностью дико и вполне разумно, так как с оружием обращаться умеет. Следующий выстрел — Ингвар падает. Ада припадает к его окровавленной груди, но монстр берет малышку за руку и уводит ее в горы. Настоящий отец, тот, который родной, нашелся. Ребенок покорно идёт с ним.
В широком смысле эта история о мести, о том, что с природой шутить не стоит. Если обращаться с ней слишком плохо, то в определенный момент она может забрать то, что принадлежит ей по праву, и тогда мало никому не покажется. На самом деле не новая для кинематографа идея, а в последнее время довольно популярная и актуальная (для прогрессивной общественности, естественно, не для меня).
Более детальный взгляд на финал картины заставляет задуматься. Куда человекоподобный баран уводит Аду? Неужели где-то в горах живет целое племя таких существ, которые иногда спускаются к живущим у людей, родственным для себя видам, чтобы разнообразить свой генофонд? Насколько они опасны?
Если вы не в курсе, то бараны и овцы имеют для жителей Исландии особое значение. Поэтому финал можно истолковать и как демонстрацию получения ножа в спину от старых добрых друзей человека, являющихся братьями нашими меньшими. Однако (по мнению создателей фильма) спина эта принадлежит угнетателю, а нож находится в руке угнетенного, а значит справедливость восторжествовала, не так ли? О том, что человеку пора бы получить по заслугам за своё отвратное отношение к природе — идея тоже совсем не свежая, и тем удивительнее, как современный кинематограф её все чаще и чаще транслирует в массы, каждый раз находя для этого новые формы. Если спросите меня, то идея эта опасная и будто бы подготавливающая нас к чему-то страшному (привет, Билл Гейтс, золотой миллиард, чипы и безумие, ведь мы по ним так скучали, шутка?).
Еще вариант. Этот баран — и не гибрид вовсе, а некое божество, которое решило явить себя людям. Ведь не даром его ребенок родился в хлеву под пение (пусть и по радио), а один из постеров сей киноленты выглядит вот так.
Снова попахивает гностицизмом? Ведь именно это учение так любит разделять людей и божественное, даже если со стороны первых тут — девушка по имени Мария.
Что в итоге?
Правильно говорят, что это один из самых ярких и оригинальных хорроров (хоть и номинально), снятых за последнее время. Кино не для всех? И это тоже. Впрочем, оно намного меньше не для всех, чем та же «Ведьма» Эггерса или его «Маяк». «Агнец» вполне может понравиться и тем, кто обычно равнодушен к авторским фильмам. А снять такое — особое мастерство.
У меня пока всё. На моем канале новые статьи, посвященные кино, выходят почти каждый день, так что подписывайтесь — я стараюсь, чтобы здесь всегда было что-то интересное. И не забывайте, что ваши лайки и подписки напрямую влияют на развитие этого канала, так что большое и искреннее вам за них спасибо!
А еще подписывайтесь на мое сообщество на ВКонтакте.
С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!