Найти тему
varlada

Разбор фильма «Умница Уилл Хантинг»

«Я смотрю на тебя и не вижу образованного уверенного в себе человека. Я вижу маленького, перепуганного малыша, но ты гений, Уилл, никто этого не отрицает» - именно так психотерапевт Шон Магуаер охарактеризовал главного героя в самом начале совместных терапевтических сессий. На протяжении всего фильма я с большим интересом наблюдала не только за становлением отношений клиента и терапевта, но и за внутренними переживаниями, изменениями персонажей, в частности Уилла Хантинга. Какие личностные и поведенческие особенности на самом деле присущи юному гению?

В начале фильма перед нами предстает двадцатилетний американский юноша, обладающий уникальными способностями в точных науках. Однако эти склонности остаются изолированными от глаз людей, способных по-настоящему их оценить – Уилл не учится в университете и не стремится к самоактуализации, он лишь работает уборщиком в одном из престижных учебных заведений Бостона. Молодой человек регулярно ввязывается в конфликтные ситуации, часто сам является их инициатором.

Один из подобных случаев и становится ключевым в его жизни: полиция ловит Уилла во время уличной драки, что приводит его, в конце концов, на скамью подсудимых. Однако именно в этот момент судьба дает юному дарованию шанс – преподаватель математики прикладывает все усилия для освобождения парня из тюрьмы. Условия этой свободы просты: Хантинг должен посвятить себя науке и, конечно, посещать психотерапевта раз в неделю. Если первая часть уговора была для него приемлема и понятна, то вторая не входила в ближайшие планы. Свое недовольство, скептицизм и нежелание идти на контакт с терапевтами Уилл показывает на пробных сеансах с различными специалистами – ни один из них не решился взять столь «сложного» и «неуправляемого» клиента.

Что же все-таки было не так с Уиллом? При описании личностных особенностей героя на ум приходят такие понятия, как подозрительность (с большим трудом доверяет людям), экспрессивность (может достаточно бурно выражать свои эмоции и реагировать на происходящие события), самоутверждение (постоянно пытается доказать свою силу и превосходство как в физическом, так и в интеллектуальном плане). Мне кажется, что образ уверенного парня есть не что иное, как прочная защита от внутреннего страха (спрятанного глубоко и от окружающих, и от него самого), который преследует Хантинга с самого детства. Вероятно, юноша боится показать свои «истинные» внутренние переживания, боится проработать тянущее на дно чувство вины (он считал себя причиной всех проблем) и абьюзивное отношение отца в детстве.

Уилл регулярно выбирает позицию избегания: он старается просчитывать возможные неудачи, чтобы вовремя уклониться от пугающих ситуаций; строит поверхностные отношения, чтобы не быть в очередной раз отвергнутым и непонятым, вновь не разочароваться в окружающих людях. Поступки юноши в большинстве своем не соответствуют установленным в обществе нормам и стандартам, а значит речь идет о девиантном поведении.

Если мы присмотримся внимательно к основным действиям героя, то заметим, что регулярное хамство окружающим людям и затевающиеся драки есть не что иное, как определенный способ «разрядки». Другими словами можно сказать, что это применяющийся годами метод переживания негативных эмоций, например, ярости, негодования, обиды. Уилл будто бы «выстраивает стену» между собой и внешними раздражителями, берет «позицию выше», создавая таким образом видимость контроля над ситуацией. На самом же деле он лишь бессознательно защищается, требует так необходимые ему любовь и заботу.

В поступках Уилла также прослеживаются регулярные противоречия. Например, он искренне хочет любви, быть любимым, однако в то же самое время Хантинг бросает свою девушку, разрывает с ней отношения. Он желает учиться, иметь лучшую жизнь, но в этот же момент работает уборщиком и не прикладывает никаких усилий для изменения ситуации. В конце концов Уилл хочет понимания и принятия от окружающих, однако сам отталкивает близких (девушка, психотерапевт) и портит с ними отношения.

До встречи со специалистом Уилл Хантинг явно не задумывался о своих внутренних конфликтах. Хочу отметить тот факт, что он узнал о них именно после знакомства с Шоном Магуаером – только ему удалось выстроить определенный уровень доверия с клиентом, позволивший начать терапию.

В отличие от других специалистов, которые пытались работать с Уиллом с позиции авторитетности (навязывание своих взглядов, указывание того, что делать, а что нет), Шон Магуаер выбрал другую позицию – работу на равных. Он подстроился под клиента и выбрал подходящий стиль общения: вел себя достаточно раскрепощенно и неформально, в речи использовал сниженную лексику. Шон не закрывался от Уилла и не имел табуированных тем (рассказы о погибшей жене), что также послужило крепким фундаментом для построения доверительных отношений. В то же самое время он грамотно выстраивал границы дозволенного и не позволял Уиллу их переходить.

Шон стал для своего клиента не надзирателем или лечащим врачом, а тем самым живым человеком, которому можно доверять и которого можно уважать. Помимо этого Макгуаер выстроил, в какой-то степени, родительские отношения с клиентом – это отражается и в его отношении к Уиллу (телесный контакт, сессии в виде прогулок) и в общении (называл его «сынок»). Таким образом, Шон восполнял так необходимый Уиллу дефицит отцовской любви, заботы и понимания.

В ходе терапии Уилл смог осознать и принять свои внутренние проблемы, а в самом конце сумел решить существующие конфликты и противоречия. Например, ему удалось не только принять себя и свой талант, но и направить его в сторону развития, а не разрушения. Уилл научился более рационально выплескивать свои эмоции, выражая их не через деструктивные поступки. И что самое важное, Уиллу удалось снять с себя всепоглощающее чувство вины, научиться доверять близким людям и впускать их в свою жизнь.

«Умница Уилл Хантинг» - невероятно глубокий, добрый, пронзающий до глубины души фильм, показывающий внимательному зрителю магию психотерапии!