Найти в Дзене
Время Романовых

Алексей Судаков и его легендарный ресторан «Яръ».

Французский трактир «Яръ», впоследствии ставший легендарным рестораном, был культовым местом московской богемы конца 19 - начала 20 веков. По роскоши, высокому качеству гастрономии и экстравагантности дореволюционный «Яръ» считался заведением номер один и его до сих пор не смог переплюнуть ни один московский ресторан. История сохранила множество удивительных фактов об этом уникальном месте, а также его владельце Алексее Судакове.

Ресторан «Яръ» был основан французом Транкилем Ярдом (Яром) в 1826 году. Поначалу он находился в центре Москвы, на углу Неглинной улицы и Кузнецкого моста, а затем переехал в Петровский парк. Как сообщала газета «Московские ведомости», это была «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».

Несколько лет «Яръ» работал в саду Эрмитаж на Божедомке. Когда вмещать всю массу посетителей трактир уже не мог, у него появился филиал за городом. И именно это здание за Тверской заставой стало неимоверно популярным, сделав «Яръ» одним из лучших ресторанов тех лет. Со временем старое здание и вовсе закрылось, а филиал стал расширяться, модернизироваться и богатеть.

Приезжая в Москву, Александр Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда, было у него и любимое блюдо — сладкий суп с ревенем. Об этом месте он упоминал в своих стихах, а ресторан в ответ в дальнейшем назвал один из своих залов «Пушкинским». Кстати, именно здесь 27 января 1831 года литературная интеллигенция в лице Пушкина, Баратынского, Вяземского и Языкова поминала общего друга — поэта Дельвига.

Каждый вечер богатые купцы и дворяне мчались к ресторану, что прекрасно знали ямщики, неизменно ждавшие такие прибыльные заказы. К тому же ресторан всегда бесплатно давал их лошадям сено. А в 1890-е годы мимо «Яра» стала проходить трамвайная линия. Если в начале ресторан состоял всего из одного зала и нескольких кабинетов, то спустя несколько лет он превратился в самое шикарное и модное питейное заведение Москвы.

Дореволюционные полицейские списки сохранили имена тех, кто останавливался в гостинице «Яра». В 1832 году там жил Павел Голицын, участник военных походов 1813–1814 годов и член «Союза благоденствия». В 1842 году проездом здесь останавливался поэт и революционер Николай Огарев, а в 1846 году после заграничного путешествия он снова гостил в «Яре» вместе с поэтом-переводчиком Николаем Сатиным.

С 1871 года ресторан стал собственностью купца Аксенова, которого за полную фигуру и яркий румянец на щеках прозвали Апельсином. В это время в «Яре» нередко практиковались бесшабашные купеческие кутежи. Например, подгулявшие купцы любили играть «в аквариум»: стоявший в зале рояль наполняли шампанским и «пускали» туда рыб – только не живых, а масляных сардин из банки.

-2

А еще купцы ради забавы били посуду. Хитрый Аксенов решил обратить эти хулиганства себе в выгоду: он установил прейскурант, согласно которому каждый проступок карался в ресторане денежным штрафом. Вымазать лицо официанту, запустить бутылкой в зеркало, кидаться тарелками – все это стоило немалых денег. И это несмотря на то, что все имущество ресторана было застраховано. Так он получал двойную выгоду и увеличивал свое благосостояние. Говорили, что в ресторане за отдельную плату можно даже уединиться с понравившимися певицами или танцовщицами.

Ресторан стал приносить огромную прибыль. В «Яре» появились зимний сад, фонтан и даже газовое освещение.

Особенного расцвета «Яръ» достиг на рубеже 19-20 веков. В 1887 году его владельцем стал Алексей Судаков, который когда-то служил здесь же официантом. С помощью архитектора Эрихсона он отстроил здание заново: появились два шикарных зала с живыми тропическими растениями и благоухающими розами, привезенными прямо из Ниццы. Само здание было создано в стиле модерн с куполами, арочными окнами и монументальными светильниками. Появилась и отдельная императорская ложа.

В зале стояли широкие бассейны, в которых плескались рыбы, из которых любой посетитель мог выбрать себе ужин и даже самостоятельно вырезать кусочек. Это превращалось в своего рода развлечение. Когда приготовленное блюдо подавали, посетитель прикладывал недостающий кусок, проверяя, действительно ли это именно та самая рыба.

-3

С появлением автотранспорта «Яръ» обзавелся собственным гаражом, чтобы за наиболее именитыми посетителями мог выехать водитель. Помимо этого во владения ресторана входил целый квартал со своими флигелями, складами и беседками.

Судаков заручился партнерством с Московским ипподромом и стал получать бесплатные билеты на скачки и распространял их среди клиентов ресторана. Ставки приносили неплохие выигрыши, и победили сразу обмывали их в «Яре». Также в дни бегов Судаков продлевал «обеды» до 5 вечера, и ресторан был полон почти все время. 

Судаков увеличил порции в ресторане и постоянно следил за свежестью блюд, что не оставалось незамеченным. Федор Шаляпин, например, называл гастрономию ресторана «африканским великолепием».

А что по ценам за все это великолепие? По воспоминаниям современников, завтрак здесь был по стоимости равен обозу зерна. А курица гриль стоила как месячная зарплата рядового москвича – и это не считая гарнира. Конечно, публика здесь собиралась самая обеспеченная.

К 1911 году у ресторана появилась собственная электростанция, во все помещения провели водяное отопление, а на территории пробурили артезианскую скважину. Двор ресторана был окружен искусственной скалой, сооруженной из гипса, с мостиками, беседками и водопадом. На тот момент «Яръ» мог вместить тысячу человек.

В обоих залах ресторана располагались сцены. Каждая из них была хорошо видна из любого места в зале.

Летом, когда в прилегающем парке было много гуляющих и дачников, ресторан был забит до отказа. А зимой он практически пустовал, бывало, что целыми днями в заведение никто не заглядывал. Однако если под вечер туда приезжала какая-нибудь компания, то сразу появлялись цыгане, и веселье было гарантировано. Неудивительно, что «Яръ» считался одним из центров цыганской музыки. Имелись там и свои признанные звезды.

В ресторане выступали целые династии потомственных певцов и музыкантов – Панины, Шишкины, Лебедевы. Послушать цыган специально приходили Тургенев, Островский, Фет, Глинка. Даже Ференц Лист во время своих гастролей по России посетил концерт в «Яре». Да и вообще ресторан пестрит фамилиями знаменитых посетителей: Морозов, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин.

С последним, кстати, была связана история, вызывающая особое внимание. 26 марта 1915 года Григорий Распутин прибыл в «Яръ» вместе с неизвестной молодой спутницей, Николаем Соедовым и Анисьей Решетниковой. Компания была уже пьяна, заняла отдельный зал и пригласила туда женский хор. Дальше, как вспоминали очевидцы, Распутин стал вести себя самым вызывающим образом: говорил похабные и оскорбительные вещи, обнажил половые органы и начал раздавать какие-то записки с наставлениями. На замечания он отвечал, что всегда ведет себя таким образом с женщинами. Затем он заплатил за всех, даже оставил артисткам по 10-15 рублей сверху, и где-то в 2 часа ночи компания разъехалась. Вся эта ситуация могла бы остаться без внимания, но те гости, что стали невольными свидетелями этого поведения, поспешили покинуть ресторан и даже обратились в органы власти. Все это было быстро растиражировано в газетах, а главный удар приняла на себя и без того расшатанная репутация царской семьи.

Алексей Судаков
Алексей Судаков

После революции ресторан быстро лишился своего великолепия. В 1918 году в «Яръ» явились чекисты и арестовали Судакова, которого в дальнейшем отправили в родную деревню. Все «украшательства» и признаки «буржуазной роскоши» большевики убрали. Во времена нэпа заведение снова открыли, назвав «Красный Яр», но проработало оно недолго.

До 1947 года в здании ресторана размещались совершенно разные организации – от госпиталя до института кинематографии. В конце сороковых к зданию пристроили гостиничный комплекс и, наконец, здесь снова открыли ресторан. Его назвали, как и гостиницу – «Советский», а обслуживать он стал номенклатурных работников, партийную верхушку и высокопоставленных иностранных гостей. Говорят, что здесь проживал какое-то время Василий Сталин.

В конце прошлого века название ресторану вернули, но тот, легендарный «Яръ» остался лишь в воспоминаниях и легендах, как и ушедшая дореволюционная эпоха.