Цель статьи описать теорию практического подхода для решения вопросов цветопередачи в офсетном полиграфическом производстве. Правильное понимание данных вопросов позволит избежать лишних финансовых и временных затрат и получить удовлетворительный результат. Интересующимся полиграфией, статья позволит заполнить имеющиеся пробелы в концептуальном представлении цветопередачи в полиграфии. В статье даны ссылки на применяемые международные стандарты работы с цветом в полиграфии, а также их краткое описание.
В настоящий момент оценку правильности цветопередачи на печатный оттиск можно осуществить 2-я способами. 1-й способ – это визуальная оценка, осуществляемая уполномоченным лицом (это может быть Заказчик, мастер печатного цеха, либо технолог типографии) при соблюдении необходимых и достаточных условий сравнения изображений на 2-х и более носителях. Эти условия подробно описаны в международных стандартах ISO 3664:2000(E), ISO 12646:2004 и позволяют сравнивать между собой изображения на слайдах, мониторах и «твёрдых копиях» (цветопроба, печатный оттиск).
2-й способ оценки цветопередачи более объективный, он основан на использовании измерительного прибора (спектрофотометра, колориметра см. рис.1). Измерение колориметрических координат производится согласно ISO 13655 со следующими настройками спектрофотометрического прибора: источник освещения D50, угол обзора 2°, геометрия измерения 45/0 (или 0/45), чёрная подложка, использование фильтров не рекомендуется. Однако такой способ сравнения цветопередачи подходит только к твёрдым носителям (печатный оттиск, цветопроба рис. 2).
Сквозная калибровка оборудования
Дополнительным преимуществом сквозной калибровки является возможность «правильной» цветопередачи на мониторе цветокорректора без изготовления дорогостоящих цветопроб и в режиме реального времени (real time). Иными словами, цветокорректор некоторого издательства, находящегося на значительном удалении от реального производства, может увидеть и показать начальству цвета, идентичные цветам на печатном оттиске. Кроме того, есть возможность получить обзор цветопередачи по различным типографиям, т.е. посмотреть, как будет выглядеть конечный продукт (печатный оттиск) в различных типографиях и на разных классах бумаг, включая текстурные дизайнерские бумаги. Такую возможность предоставляло программно-аппаратное обеспечение ColorSync от фирмы Apple Computer. По этой причине, вплоть до начала нулевых, компьютеры от Apple были стандартом для издательской деятельности. Да и сейчас ещё встречаются любители, хотя нынешний Apple уступает PC на ОС Windows. До середины первой декады нулевых, о сквозной калибровке оборудования, включающей цепочку издательство<–>типография, больше мечтали, чем реализовывали. Занятие это было дорогостоящим и имело смысл, если издательство и типография были связаны тесными узами, например, с середины 90-х годов прошлого века система сквозной калибровки работала в издательстве ЭКСМО. На тот момент у ЭКСМО было несколько площадок, где печаталась книги. Причём, одну и ту же книгу печатали в нескольких типографиях по причинам логистики, поэтому, художники издательства (созданием обложек к книгам занимались именно художники) готовили файлы для нескольких типографий и цветопередача получалась идентичной.
Способ сквозной калибровки путём составления профилей для каждой печатной машины
Данный способ заключается в прогонке тестов на печатной машине. Тест представляет собой набор специальных цветовых шкал широкого диапазона охвата, а также картинки для визуального контроля. Машина выводится на оптимальный режим печати по нормам. Из этой части тиража отбираются контрольные печатные оттиски. На специальном измерительном оборудовании (см. рис.4) строятся цветовые профиля. Суть процесса в том, чтобы создать корректирующие значения между эталонными значениями цветовых координат, прописанных в шкалах цветового охвата, и их значениями на тестовом печатном оттиске. Иными словами, полученные профиля содержат таблицу корректирующих значений, которые применятся при цветоделении, т.е. при преобразовании цвета из палитры LAB в палитру CMYK. Данные профиля затем могут использоваться при выводе цветопроб и при цветоделении.
Иная идеология заложена во втором способе сквозной калибровки.
Способ сквозной калибровки путём настройки печатных машин под единый аппаратно-независимый профиль
В качестве эталона цвета приобретаются печатные листы и цифровые файлы, сертифицированные по системе GRACoL. Далее осуществляется тестовая печать на печатной машине, подлежащей сертификации. Задача тестовой печати двояка. С одной стороны печатная машина максимально настраивается под параметры GRACoL-машины. А с другой – из отобранных печатных оттисков строятся корректирующие профили. Затем корректирующий профиль используется при выводе печатных форм по технологии CtP. При выводе на формы конкретного заказа оператором CtP создаётся «карта цветовых зон» (CIP). Данная карта позволяет перераспределять краску, при автоматической подаче, в те зоны, где в ней наибольшая потребность и убирать из незадействованных участков. В совокупности эти меры позволяют универсализировать цветопередачу.
Аналогичная схема применяется и при построении корректирующих профилей для вывода цифровых контрактных цветопроб. Задача из цифрового файла вывести цветопробу идентичную GRACoL-образцу.
При этом допечатная подготовка использует ограниченный перечень стандартизованных профилей (распространяемых ECI) для цветоделения. Можно назвать их аппаратно-независимыми, т.к. цветоделённый файл можно:
- посмотреть на калиброванном мониторе, соответствующим условиям просмотра ISO 12646:2004;
- вывести контрактную цветопробу;
- отпечатать на любой GRACoL-машине.
И вся цепочка монитор<–>контрактная цветопроба<–>GRACoL-машина будут показывать идентичную цветопередачу. Это и есть сквозная калибровка оборудования.
Выводы
Как показала практика, многие типографии перешли на систему контрактных цветопроб, что существенно облегчило издательствам работу с цветом.
Однако новые технологии, например, печать высокореактивными красками уф-полимеризации, грозят уничтожить всю эту работу.
Полный текст статьи читайте на нашем сайте doPRESS.ru, а здесь задавайте свои вопросы и оставляйте комментарии.