И понеслась "служба".
С утра команда: "Застава подъем, выходи строиться на зарядку, форма одежды номер 4 без ремня".
На улице "тепло"... всего - 25 градусов, но сырости как в городе нет, так что мороз почти не ощущается. И...побежали 5 км. Местами правда останавливались и переходили "на гусиный шаг" (очень веселое упражнение), потом бег с ускорением, отжимания на "кулаках". В общем очень насыщенная зарядка. Днём занятия по строевой, боевой, политической (ну куда ж без этого) и физической подготовке.
Но, на службе есть несколько приятных моментов, которых ты с нетерпением ждёшь. Все "служивые" прекрасно знают ЭТИ моменты. Даже команды сержанта звучат, как музыка..."Выходи строиться на прием пищи!", "К чистке оружия приступить" и... "Отбой!".
На входе в столовую висел плакат "Перестройку начни с себя". Кто его туда разместил, что этой информацией хотел довести до бойцов "вешальщик плакатов" (отрядный замполит) мне до сих пор не ведомо. Но ты каждый день ждёшь, когда перед глазами предстанет этот плакат со словами "Горбача" (был у нас такой Президент недоносок, если кто-то забыл) ибо это связано с.... едой. А ты хочешь есть постоянно!
"В столовую бегоооом.... марш" - прозвучала команда. И тридцать человек за 45 секунд должны влететь в столовку встать в два ряда, друг на против друга и вытянуться по стойке "смирно".
"Не успели, выходи строиться!". И так, по началу службы, раз 5-6 повторялось. А время приема пищи (20 минут) идёт. Ну вот мы уложились в "норматив", которого нет ни в одном "Уставе" или "Наставлении"..и ждём следующей, самой желанной команды. А сержант тянет время, но вот..."К приему пищи приступить! Осталось 5 минут!". И здесь главное, что бы "раздатчик" был проворный. Этот "чел" должен был молниеносно накидать в миски капусту с водой, а все остальные... передать ее по столу. Все ждём пока перед каждым бойцом не встанет его пайка. "Осталось 3 минуты" - говорит сержант. Все...перед каждым встала заветная тарелка. А дальше...только урчание и лязг челюстей.
Главное в этом "процессе" напихать в себя побольше хлеба, он не пропеченный и в желудке расширяется, так что чувство голода не сразу придет. Чай сладкий им в последний момент делаешь пару глотков, что бы пища "упала" внутрь организма. "Осталась 1 минута!" - снова слышен рык сержанта. Можно не смотреть в его сторону, ты знаешь, что он в этот момент смотрит на секундную стрелку. И точно не даст ни больше не меньше времени. "Прием пищи закончить...бегом строиться!"
Всё...что успел съесть все твое!
На выходе из столовой любые движения челюстями (жевание) запрещены. И нас об этом неоднократно предупреждали младшие командиры. Если кто-то пытался спрятать в кармане хлеб, а его находили при осмотре (были такие случаи), то бойцу перед строем давали булку хлеба и говорили, так... ласково..."Не наедаешься? Тогда должен съесть весь этот хлеб. А в это время твои товарищи будут отжиматься". И вот, тот самый "голодный" выходит из строя, ему вручают "кирпич чернухи" (булка хлеба). Дальше команда..."Всем упор лёжа принять...раз, два, раз, два...Полтора (нужно зависнуть на полусогнутых руках), два.
А твой боевой товарищ в это время, видя это "шоу", заглатывает эту булку. И чем быстрее, тем для остальных его товарищей лучше. Потом естественно голодного бойца "выворачивает" и всё..."Встать! В расположение бегом...марш!". Пограничники ходят шагом только на строевой подготовке, а в остальное время бегают. Почему? Как говорил наш сержант: "Пограничник должен стрелять, как ковбой и бегать, как его лошадь!". Специфика службы такая, нас готовили, что придется ножками в день проходить/пробегать 20 и более километров. В общем "качайте" ваши ноги:)
Через месяц службы (обед - самый сытный прием пищи) я научился съедать суп, второе, кусок хлеба и выпивать чай или компот за две минуты. Да что я, все научились. Это выглядело примерно как в американском фильме "Майор Пейн" (от английского "pain" - боль) . Посмотрите, если кто-то не смотрел, как майор "принимал пищу" в ресторане. Посмеетесь:)
У нас не было "свободного времени", хотя по распорядку и "положено", но кто-то из нас традиционно "залетал" и в ЭТО время мы обычно "качали" различные части тела...приседали, отжимались итп. Но "чистка" оружия - это святое. Практически все занятия были с автоматом и... на холоде, а в помещении тепло и нужно было протереть и смазать "Калашников". Целых 30 минут тебя никто не трогал. Ты сидишь на табуретке, а на другой разобранный автомат. Ты не торопясь его протираешь ветошью и смазываешь оружейным маслицем. Красота! Даже можно было сходить в туалет без "команды". Один раз я так и "сходил", оставив собранный "Калаш" на табурете. Через две минуты возвращаюсь, а ЕГО нет.
"Оружие сдать в оружейку!" - прозвучала команда.
"А сдавать-то нечего" - с тоской подумал я.
"А ведь всех предупреждали, что ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять оружие без личного присмотра. Это преступление и карается лишением свободы на 5 лет! Всё, жизнь моя закончилась, значат посадят, так мне, раздолбаю, и нужно" - пронеслось у меня в голове.
Но нет, пронесло. Это был старый как мир "урок", который преподавали "молодым". Сержанты сныкали автомат. Потом "пробили мне фанеру" (это когда сильно и больно бьют в грудь, а после отбоя я пошёл мыть "о́чки" (туалет драить). И хоть грудь у меня была вся синяя, я был счастлив, что так легко отделался.
Ну, про команду "отбой", думаю, всем ясно. После нескольких попыток уложиться в норматив, рано или поздно все "укладывались" и...если через минуту не прозвучит команда "Подъем!" значит всё закончилось и....ты проваливался в сон:)
P.S.
Если бы меня тогда, да и сейчас спросили, что-то типа..."Да как же такое можно было терпеть, это же издевательства над личностью, "дедовщина" и.т.п.?"
Я отвечу...нет, совсем НЕТ! Все эти испытания были лишь для того, чтобы "закалить" тебя, сохранить в будущем жизнь. Заставить, именно заставить думать, просчитывать всё наперёд. Да и физическая "закалка" через "не могу" тоже была огромным плюсом.
И, если честно, это были лучшие дни в моей жизни!
Как и когда началась служба читайте здесь и здесь