Найти тему
Евгений Орехов

Как сдать автомобиль на утилизацию и для чего это нужно

Автомобиль не вечен. Рано или поздно наступает момент, когда ездить на нём уже нельзя (или не хочется) и продать не получается — никто не покупает. Просто «забыть» машину где-то под забором вам не дадут — как минимум налоговая инспекция, которая будет по-прежнему начислять вам транспортный налог. Но есть вполне легальный способ избавиться от автохлама и даже что-то на этом заработать. Мы про утилизацию. И это не только физический процесс, но и бюрократи­ческая процедура, в тонкостях которой стоит разобраться подробнее.

В каких случаях можно утилизировать машину

Очевидный повод начать процедуру утилизации — предельный физический износ автомобиля. Неважно, наступает он в силу возраста, большого пробега или серьёзного ДТП. Но есть и более необычные причины.

Утилизировать можно автомобиль, который не стоит сейчас у вас перед домом. Например, если он был угнан и вы уже отчаялись его найти. Или тот, что вы добросовестно продали, а новый владелец недобро­совестно решил не заниматься пере­регистрацией, из-за чего все «письма счастья» о штрафах и неуплаченном транспортном налоге приходят на ваше имя.

Однако в любом из этих случаев физическим действиям предшествует формальная, юридическая выбраковка автомобиля.

Что нужно сделать перед началом утилизации

Вне зависимости от причин утилизации сначала необходимо подать в ГИБДД заявление о снятии машины с учёта, а также приложить к нему объяснитель­ную записку, в которой должны быть изложены причины грядущей утилизации.

В случае угона к этим двум бумагам необходимо добавить оставшиеся у вас документы на машину. Если они не сохранились, а были похищены вместе с машиной, обязательно зафикси­руйте этот факт в объяснительной. Когда оформ­ление утилизации запускается из-за нерадивого следующего владельца, к заявлению нужно приложить копию договора о продаже. Предо­ставлять машину в ГИБДД для осмотра, понятное дело, при этом не требуют.

Процедура сложнее, если вы хотите утилизи­ровать не весь автомобиль целиком, а планируете сохранить какие-то его агрегаты — например, чтобы продать их по отдельности. В этом случае нужны все документы на авто­мобиль (ПТС, СТС) и его «номера». Снятые агрегаты тоже придётся предо­ставить в ГИБДД для осмотра, их список должен быть внесён как в заяв­ление о снятии с учёта, так и в объясни­тельную записку о причинах утилизации. На каждую деталь, у которой есть свой иденти­фикаци­онный номер, можно просить оформить свидетель­ство о высвободив­шемся агрегате, которое сделает его последующую продажу легальной.

В случае с двигателем свидетельство получайте обязательно. Пускай с 2020 года процедуру регистрации автомобиля с «неродным» мотором упростили (отменили справку-счёт на новый мотор, аналогичный заменяемому), регистраци­онные бумаги на подержанный агрегат его потенциальному владельцу будут нужны. За каждое свидетель­ство придётся заплатить по 200 рублей госпошлины. Снятие автомобиля с регистрации — бесплатная услуга.

Можно ли утилизировать машину без документов

Юридическую выбраковку автомобиля реально провести даже в случае, когда у владельца нет оригиналов документов, подтверж­дающих факт владения автомобилем. Например, машина была похищена вместе со всеми бумагами. Однако информация о реги­страции автомобиля с указанием собствен­ника есть в базах данных ГИБДД — а значит, его утилизация не должна стать проблемой. Ещё придётся предоставить свой паспорт, написать заявление и объясни­тельную, в которых указать обстоя­тель­ства утери документов на автомобиль.

Что делать после снятия машины с учёта

Помните, что вы не имеете права управлять снятым с учёта автомобилем. Пере­двигаться по дорогам общего пользо­вания он должен на эвакуаторе — и не важно, способен он ездить сам или нет. Тем же способом машину придётся отправлять и в последний путь в центр утили­зации. Услуги эвакуатора оплачивает владелец автомобиля. После приёма автомобиля в пункте утилизации уже бывшему собствен­нику выдадут соответ­ствующее свидетельство.

За утилизацию придётся платить?

В России существуют государственные и частные пункты утилизации авто­мобилей. И те, и другие должны иметь соответ­ствующую лицензию на работу с отходами. Для владельца уничтожаемой машины разница между ними только финансовая: государ­ственный пункт сделает всё бесплатно, а частный вправе потребовать плату за эту услугу. Обычно эта сумма не превышает 10 000 рублей.

Ещё существует пресловутый утилизационный сбор, и в некоторых — правда, довольно редких — случаях владелец должен будет его заплатить. От сбора освобождены авто­мобили, выпущенные до 2012 года, а у большин­ства более свежих машин в ПТС уже стоит отметка об уплате утилизаци­онного сбора — его платят автопроиз­водители. Но если штамп в документах по каким-то причинам отсут­ствует, то платить придётся, и немало. Для легковых авто­мобилей базовая ставка сбора составляет 20 000 рублей, и в зависи­мости от объёма двигателя её умножают на разные коэффи­циенты, которые из года в год лишь растут.

Как можно заработать на утилизации

До конца 2019 года в России действовала государственная программа утилизации, стимулиро­вавшая спрос на новые автомобили и обнов­ление автопарка за счёт сдачи старых, небезопасных и неэкологичных автомобилей в утиль. Введённая как временная анти­кризисная мера, она суще­ствует уже почти десять лет, и её условия практически не менялись.

Согласно этой программе, желающие утилизиро­вать старую машину могли получить за это скидку на покупку нового авто­мобиля российского производ­ства. Для этого им нужно было обратиться в дилерские центры автопроиз­водителей, участвующих в программе. Есть некоторые ограни­чения: сдаваемая машина должна быть старше 10 лет, последний собственник должен владеть ею не менее полугода, автомобиль в утиль должен сдаваться комплектным (с мотором, коробкой передач, аккуму­лятором и т.д.).

Процедура была такой: сперва владелец заключает договор с уполно­моченным дилерским центром о покупке новой машины по госпрограмме, затем либо само­стоятельно проходит юридическую выбраковку и отправляет старую машину в пункт утилизации, либо поручает это дело дилеру. И лишь потом оформляет скидку и завершает процесс покупки нового авто­мобиля. Скидка за сданный автомобиль зависела от многих условий, но для легковых машин её сумма составляла не меньше 40 000 рублей.

К сожалению, несмотря на обещания правительства, в 2020 году программа всё никак не возобновится. Но шансы есть – ведь автопром снова в кризисе и дилеры готовы вновь давать скидки…

Как отменить утилизацию, если передумал

Согласно правилам регистрации транспортных средств, это возможно только в том случае, когда автомобиль был только снят с учёта для утилизации, но физически его ещё не уничтожили. Из документов вам вновь понадобятся гражданский паспорт, ПТС, ОСАГО и подтверж­дение оплаты госпошлины за регистраци­онные действия. Заявление пишется в свободной форме, однако в нём нужно указать все данные автомо­биля, в том числе номера кузова и двигателя. Помните, что и саму машину опять придётся предоставить в ГИБДД для экспертного осмотра перед постановкой на учёт.

Итак, совсем коротко

  • — Причиной утилизации могут стать не только дряхлость автомобиля или серьёзные повреждения в ДТП, но также угон или неправильный юридический статус машины.
  • — Перед утилизацией машину нужно снять с учёта, для чего требуется минимум бумаг и времени. Это можно сделать и без документов на автомобиль. Процедура бесплатная.
  • — Если планируете оставить себе отдельные узлы автомобиля, для них нужно оформить свидетельство о высвободившемся агрегате. За каждое свидетельство придётся заплатить небольшую госпошлину.
  • — В государственных центрах утилизация бесплатная, в частных нужно заплатить до 10 000 рублей.
  • — До 2020 года взамен утилизированной машины можно было получить скидку на новую, но пока эта программа приостановлена.