Провела вчерашний вечер и полночи в увлекательнейшем изучении ситуации с наследием и оценкой деятельности Мераба Мамардашвили. Выяснила вот что: если говорить вкратце, получится, что после ухода советского философа вокруг его трудов разгорелись вполне конкретные и не философские страсти. Знавший Мераба Константиновича при жизни Юрий Сенокосов, философ, сооснователь МШПИ, объявил себя душеприказчиком своего, как он говорит, учителя. Версия Сенокосова: наследие Мамардашвили было никому не нужно, Юрий Петрович открыл Фонд философских и междисциплинарных исследований имени Мераба Мамардашвили и стал на свои деньги издавать работы учителя и рассказывать везде о его учении. Вот интервью Сенокосова.
Я Юрия Петровича совсем немного знала, наблюдала его неоднократно в Московской школе политических исследований. Вместе с супругой Еленой Немировской Сенокосов всегда часто и обстоятельно говорил о Мамардашвили. Как и их приближенные, к примеру, Шмелевы. У меня складывалось впечатление, что там имя философа поминали к месту и не к месту, особенно если нужно было срочно задавить собеседника сторонним авторитетом.
Из самой МШПИ я ушла по причине совершенно не политических, а этических разногласий с этой средой - много там было аморального, о причинах своего разрыва с МШПИ и о том, как спустя время правая рука Сенокосова-Немировской Шмелев меня открыто оболгал, я писала.
Итак, первая часть: есть фонд Сенокосова, есть его сайт о Мамардашвили. Мамардашвили.ру. Запомнили?
А еще у Мераба Мамардашвили есть законные наследники, дочь Елена и сестра Иза. И вот что я узнала. Наследницы были вынуждены нанять юриста, чтобы вернуть себе права на материалы, оставшиеся от философа, и контроль над их изданием. Дело дошло до открытого противостояния и в последний момент было улажено при участии Людмилы Алексеевой: Юрий Сенокосов в присутствии Алексеевой признал правоту наследниц, права им вернули.
Теперь дела такие: семья Мамардашвили открыла свой Фонд Мераба Мамардашвили и свой сайт Мамардашвили.ком. Там мы можем прочитать, что после ухода Мамардашвили
некими лицами из Грузии в Москву была вывезена большая часть архива, на их основе и были выпущены первые книжные издания, наследницы 10 лет за них боролись, но до сих пор им вернули не все
Однако самое интересное: не указывая напрямую имени Сенокосова, семья пишет, что ранние пожизненные издания Мамардашвили были полны ошибок, поэтому их нельзя перевыпускать - нужно работать над новым изданием, что осложнено простым фактом - не все труды Мамардашвили возвращены некой "Москвой" наследникам.
Но и это еще не все: на сайте есть раздел с примерами искажений и неточностей в изданиях, которые и выпустил Юрий Петрович Сенокосов. Список примеров внушительный и не оставляет никаких сомнений в том, что Юрий Петрович не только с ошибками, но порой и с подлогами относился к наследию своего "учителя".
Был ли Сенокосов учеником Мамардашвили? Я раньше, в кругах МШПИ, конечно, так думала. Теперь у меня сомнения. Я не увидела каких-либо документальных подтверждений этой теснейшей дружбы. О ней и о том, что именно Сенокосова Мамардашвили назначал ответственным за свое наследие, данные есть только от самого Юрия Петровича.
Да, не всегда семья большого мыслителя или литератора может внятно распорядиться его наследием. Но конкретно дочь и сестра Мамардашвили, по-моему, никак не скомпрометировали себя непониманием ситуации. Наоборот, они предъявили примеры небрежного обращения Юрия Сенокосова с наследием их родственника. Поэтому я целиком на стороне семьи Мамардашвили.
Уверена, что и сам он, всегда очень ценивший комфорт, деньги, благосостояние, хвалившийся, что грузины знают в этом толк, в отличие от русских, был бы зол от того, что кто-то в Москве объявил себя его душеприказчиком и не хотел отдавать семье должное
Очень меня все это удивило. Я Юрия Петровича считала этаким оторванным от земли интеллигентом, когда я уходила из МШПИ, мы переписывались, я взывала к чистоте его сознания, рассчитывая, что тот сделает что-то с разгулом и кумовством в этом заведении. Наивная, я думала, что это такие светлые и не видящие ничего, кроме высоких материй, люди, которые попросту не замечают, что у них творят мелкие менеджеры и подпевалы.
Теперь читаю про настоящую историю Юрия Сенокосова и наследие Мамардашвили - слов не подберу.