Найти тему

Стоит ли бояться переписи населения и кому вообще она нужна?

Часть нашего общества боится коронавируса, часть – прививки от коронавируса. Сейчас к этим страхам прибавился ещё и страх перед Всероссийской переписью населения, стартовавшей 15 октября 2021 года. Стоит ли её бояться? Постараюсь вам ответить на этот животрепещущий вопрос.

Я, как учёный, изучающий процессы, происходящие в российском обществе и культуре, время от времени интересуюсь результатами переписей населения прошлых лет. И всегда мне было интересно – а как происходит сбор данных, насколько этим данным можно доверять? И вот случайно я узнал, что на период этой переписи есть вакансии переписчиков и контролёров (контролёр сидит на переписном участке и контролирует работу нескольких переписчиков). Не могу сказать, что такая работа мне показалась привлекательной – с людьми я уже успел наработаться вдосталь, на всю жизнь хватит, но узнать эту «кухню» изнутри мне очень захотелось. Уж исследовать, так исследовать! Чего не сделаешь во имя науки… и я заключил контракт с государством на месяц, устроившись рядовым переписчиком на ближайший переписной участок. За прошедшие 2 с лишним недели у меня накопилось некоторое количество впечатлений и соображений, которыми хочется поделиться с окружающими, тем более что тема переписи (как и тема прививок от коронавируса) уже успела обрасти тревожными слухами и странными предрассудками. Вот их я и намерен сейчас развенчать.

Но для начала отвечу на главный вопрос, который нам, переписчикам, задают люди – зачем вообще переписывать население? (Причём, что характерно, мало кто из задающих этот вопрос реально хочет услышать ответ – это нечто вроде заклинания, изгоняющего бесов переписчиков.) Так вот – перепись населения – стандартная статистическая процедура, приводящаяся во множестве стран мира, как развитых, так и развивающихся. Она нужна для того, чтобы общество могло лучше узнать себя – понять, растёт его численность или сокращается, люди каких национальностей проживают в стране, какими языками они пользуются, каков половозрастной состав населения, каковы условия проживания людей (например, можно оценить уровень газификации или цифровизации в стране). Эта информация нужна всем нам: учёным – для разного рода анализа происходящих в стране процессов, властям – для принятия взвешенных управленческих решений, обычным людям – хотя бы для сведения, ведь итоги переписи это словно групповой портрет всего населения страны, а разве не интересно нам на него взглянуть? Нужны нам эти сведения и для того, чтобы адекватнее оценивать разные инициативы политиков и итоги их деятельности. Как минимум, народу стоит знать, вымирает он или нет… А разве вам не интересно, сколько людей вашей национальности живёт в стране? (Мне вот ещё очень интересно было бы узнать о вероисповедании россиян, но этот вопрос в перепись снова не включили – почему, читайте мои объяснения.)

Надо сказать, что большинство людей, к которым я заходил «по долгу службы», всё-таки более или менее представляют себе, что такое перепись и относятся к её проведению с пониманием. И, что интересно, таких адекватных людей больше всего среди людей старшего поколения – лет за 50. Видимо, им ещё в советское время доступно объяснили, что такое перепись. Любопытно, что молодёжь, лет 18–25-ти, тоже вполне лояльно относится к переписи. А вот люди 30–50 лет, на которых, в общем-то, по идее и должно держаться любое государство, зачастую относятся к переписи негативно, выплёскивая на переписчиков свой негатив по отношению к жизни или власти.

Вот так плавно мы добрались до первого странного предрассудка. Назовём его так: «Вы власть, я вас не люблю – уходите!»

Во-первых, перепись населения никак не связана с тем или иным политическим режимом или идеологией. Как только общество достигало определённого уровня развития, появлялась и идея переписи населения, первые переписи начали проводить ещё в древнем мире (Египет, Месопотамия, Китай и т. д.) Верующим (или считающим себя таковыми) напомню, что Иисус Христос был рождён во время переписи населения – Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, чтобы переписаться, там их и застигли роды (согласитесь, что сейчас перепись проходит куда удобнее!).

В России первая всеобщая перепись была проведена ещё при царе, в 1897 году, далее они проводились при коммунистах, при Путине, при Медведеве, снова при Путине (при Ельцине не осилили из-за экономического кризиса). Перепись будет проводиться и при любой другой более или менее вменяемой власти, ибо того требуют интересы страны.

Во-вторых, переписчики от власти максимально далеки. Кто эти люди? В основном студенты или пенсионеры, женщины в декрете, работники домоуправляющих компаний. Ну вот учёный среди них затесался…

Был бы я властью, вы бы сами ко мне ходили... ;-)
Был бы я властью, вы бы сами ко мне ходили... ;-)

Какая ж мы власть? Мы плоть от плоти народной! Власть можете не любить сколько хотите, но мы-то тут при чём?

Предрассудок второй, ещё более распространённый: «Государство и так всё про всех знает, зачем ещё что-то рассказывать?»

Да нет, не всё знает государство. Например, никто, кроме вас, не знает вашу национальность. (Вообще, вопрос о том, как люди определяют свою национальную принадлежность настолько интересен, что я собираюсь написать об этом отдельно.) Никто не знает, какими языками вы владеете и какими из них пользуетесь в быту. Никто не знает, где вы реально проживаете (сведения о прописке этого никак не отражают). Никто не знает, насколько хорошие у вас условия проживания (вы можете быть прописаны во дворце, а жить в лачуге, или наоборот).

Зачем это всё рассказывать? Да вот элементарный пример. В некоем городе N проживает, если верить данным паспортных столов, миллион человек. Исходя из этих данных, в городе есть n-ное количество больниц, школ, детских садов и иных объектов социальной инфраструктуры. Количество этих объектов соответствует всем нормам, но почему-то везде очереди и никуда не попасть. Почему? Да потому что реально в городе живёт не миллион, а, скажем, полтора миллиона жителей. Но кто ж их посчитает, если жители уклоняются от переписи… А без этих данных не будет и каких-то формальных оснований для строительства дополнительных социальных объектов. На бумаге-то их и так хватает!

В общем, понять потенциальную пользу обществу от переписи не так уж сложно. Но далее в игру вступают страхи. Если вы до сих пор были от них избавлены, то вот они, познакомьтесь.

Страх заразиться коронавирусом от переписчика.

Ну что сказать – рациональное зерно в этом есть. Хотя риск явно больше для самого переписчика – это он контактирует с сотнями людей, а вы только с ним одним. И заболевший переписчик едва ли пойдёт работать – не настолько за это хорошо платят, чтоб так гореть на работе. Вроде бы, как я слышал от своего контролёра, мы, переписчики, обязаны сдавать ПЦР-тест на коронавирус (бесплатно, в поликлинике по месту прописки). Но пока не требовали. Тем более, я привит и ревакцинирован. По домам хожу даже не в маске, а в респираторе. Вас же, в свою очередь, никто не обязывает с переписчиком целоваться или хотя бы впускать его в квартиру. Можно поговорить на лестничной площадке или на пороге, соблюдая дистанцию и надев маски. А можно вообще переписаться на сайте «Госуслуги» и не подвергать себя даже минимальному риску. В любом случае, очевидно, что риск заразиться коронавирусом от переписчика куда ниже, чем риск подцепить заразу, пойдя в магазин или проехав на общественном транспорте.

Страх перед переписчиками-самозванцами.

Как только по телевизору стали рассказывать про перепись, тут же начали предупреждать о том, что по домам под видом переписчиков могут ходить мошенники. Не знаю, может, и могут, хотя, как мне кажется, это довольно дурацкий вид прикрытия – пускать в дом переписчика вы не обязаны, никакие документы ему не показываете, так чем может поживиться мошенник? Вашим рассказом о том, где вы родились и с какого года в этом населённом пункте проживаете? Так себе улов… Между тем, распознать настоящего переписчика весьма просто: помимо удостоверения, он ещё должен носить с собой паспорт (мошенник вам вряд ли захочет свой паспорт показывать), и сумку с планшетом, причём планшет, понятное дело, включён и в нём сменяют друг друга вопросы анкеты (можете попросить повернуть к вам экран и смотреть, как переписчик заполняет соответствующие пункты).

-3
-4

Да, есть ещё форменные жилет и шарф, как зримые атрибуты переписчика. Но удостоверение и паспорт куда более значимы.

Страх разглашения (кражи) персональных данных.

Страх серьёзный, но беспочвенный. В данном случае ваши персональные данные как раз государству без надобности. Как раз эти самые персональные данные – ваши ФИО, номера документов и т. п. у государства есть в самых разных базах (у мошенников, возможно, тоже). В рамках переписи государство интересуют именно обезличенные статистические данные. При общении с переписчиком вы можете не сообщать полностью ФИО (ФИО нужны для удобства переписчика, чтобы он не запутался в формах опроса, ну и заодно мог подсматривать у себя в планшете, как обращаться к своим собеседникам). При желании можете придумать себе псевдонимы (только не перестарайтесь, ведь потом переписчик вас так и будет называть, задавая свои вопросы).

-5

Возьмём для примера условную семью из 4-х человек. После заполнения всех анкет Росстат получит такой расклад: в 3-хкомнатной квартире проживают женщина 37 лет, мужчина 39 лет, их дочь 11 лет и сын 8 лет. Все русские, все местные, оба родителя работают, образование у них высшее. Квартира в панельном доме, из удобств ванна, кухня, туалет со смывом, газ, электричество, канализация, водопровод, горячая вода, мусоропровод, проводной интернет и мобильная связь. Метраж квартиры 65 кв. м.

Даже если эти данные кто-то похитит, то что ценного узнает их похититель? И что из этого не смог бы узнать некий злоумышленник методом опроса соседей или изучения профилей пользователей в соцсетях?

А зачем эти малоценные для мошенника данные государству? Вот как раз ему они пригодятся. Из этих описаний и складывается реальная картина того, как живут люди в стране. Сколько квадратных метров сегодня приходится в среднем на отдельного россиянина, каких коммунальных благ в каких регионах не хватает, каков уровень образования и занятости населения (опять же не по бумагам, а по реальным ответам людей с мест), каковы направления внутренней миграции населения (оттуда, где жизнь хорошая, мало кто уезжает, и наоборот).

И вот тут я хочу снова вернуться к тому, с чего начал – подчеркнуть важность переписи для всех нас. Сложно найти человека, который не ругает какую-нибудь власть – от местных чиновников до «мировой закулисы». И статистику ругают. Снова вспомним ситуацию с коронавирусом. Кто-то убеждён, что статистику по заболевшим и умершим бессовестно занижают. Кто-то, напротив, до сих пор считает, что никакого вируса нет, и вся эта статистика по заболевшим нужна только для нагнетания паники и угнетения населения. Так вот, прямо сейчас мы все вместе формируем огромный массив статистической информации. К нему наверняка тоже будут вопросы. У меня они уже есть – если значительный процент населения отказывается от переписи, то отсутствие этих данных исказит общую картину. Наш групповой национальный портрет окажется смазанным и расплывчатым. Где-то уставшие и озлобленные переписчики, которым надоело уговаривать «отказников», начнут просто придумывать данные по непереписанным квартирам. Где-то, возможно, подсуетятся местные власти, которые постараются манипулировать статистикой так, как им выгодно. Нам, россиянам, это надо? Чем абстрактно ругать власть, которая «всегда нам врёт», может лучше не давать ей возможности врать и постараться всем миром собрать максимально точную статистику, которая покажет, как мы в действительности живём? Благо, это можно сейчас сделать самостоятельно, не выходя из дома, через сайт «Госуслуги».

Что ж, надеюсь ваши предрассудки и страхи перед переписью населения я развеял. Но в вашем арсенале ещё может остаться отговорка: «Это долго, у меня нет времени». По моему уже вполне солидному опыту, чтобы переписать одного человека, ответив на все вопросы анкеты, требуется не более 5 минут. Причём при заполнении анкеты через «Госуслуги» часть информации о вас уже заполняется автоматически. Даже если вы перепишите большую семью из 6 человек (а много ли у нас сейчас таких семей?), вам хватит для этого получаса. Неужели вы не найдёте столько времени раз в 10 лет? (Именно с такой периодичностью должна проходить перепись в идеале.)

Ах да, чуть не забыл – есть ещё один страх. Невысказанный, немой, едва ли не мистический. Звонишь в дверь тамбура, открывается дверь квартиры, кто-то едва слышно шуршит, рассматривая тебя в глазок, и замирает не дыша, словно насекомое, притворившееся мёртвым при виде хищника (энтомологи такое поведение называют танатозом). Никаких вопросов обитатель квартиры не задаёт. Он ждёт, когда ты уйдёшь, чтобы тихонько прокрасться в свою квартиру, в которой будто бы никого нет.

Свод материалов первой в средневековой Европе всеобщей поземельной переписи, проведённой в Англии в 1085–1086 годах по приказу Вильгельма Завоевателя, получил в простонародье название «Книга Страшного суда», ибо каждый человек должен был без утайки рассказать о себе – словно на Страшном суде (разве что, в отличие от Господа, Вильгельма Завоевателя волновали прежде всего вопросы наличия собственности у его подданных). Неужто у некоторых наших современников с переписью связаны такие же ассоциации?..

Ну как, у вас ещё остались сомнения в необходимости проходить перепись? Если да, то давайте их обсудим!