Каждая часть «Сумерек» отличается визуальной палитрой от предшественницы, что вызывает вопросы, почему же все они выглядят настолько разными. Каждый фильм представляет собой иную интерпретацию оригинальной вселенной Стефани Майер. Однако, учитывая как содержание историй, так и людей, стоящих за камерой, есть очень веские причины для визуальных расхождений.
Когда оригинальный режиссер «Сумерек» Кэтрин Хардвик впервые адаптировала юношескую романтическую сагу Стефани Майер для большого экрана, фильм принес неожиданно большой успех в прокате. В то время как романы Мейер уже были феноменом, потенциал «Сумерек» как франшизы не был очевиден, пока адаптация Хардвик не заработала миллионы после выпуска. Таким образом, поклонники «Сумерек» были удивлены, когда Хардвик заменил режиссер Крис Вайц в продолжении 2009-го года «Новолуние». Эта тенденция продолжилась, когда самого Вайца уволили, чтобы нанять бывшего клипмейекера Дэвида Слейда, который снял фильм «Затмение» 2010-го года. Несмотря на то, что третий фильм «Сумеречной саги» получил солидные отзывы и пока считается многими кульминационным моментом серии, Слейда все же заменил Билл Кондон в двухсерийном финале «Рассвет».
Причина, по которой в «Сумерках» произошла такая «карусель» с режиссерами, так и не была раскрыта. Возможно, студия не хотела, чтобы у какого-либо режиссера был весомый голос в создании «Сумеречной саги». Как бы то ни было, такой подход привел к тому, что у каждого фильма видны своя визуальная эстетика и резкое изменение стиля, резко отличающиеся друг от друга. Хотя обе части «Рассвета» выглядят одинаково ввиду работы над ними одного режиссера, Билла Кондона, они также разительно отличаются от остальных. Но атмосфера и стилистика фильмов раскрывает подход каждого из режиссеров к оригинальному материалу.
«Сумерки»: ледяной, холодный оригинальный фильм
В оригинальных «Сумерках» Кэтрин Хардвик режиссер пыталась сделать мелодраматический исходный материал интереснее и менее раздражающим, в результате чего она выбрала цветовую палитру из холодных тонов и ледяного блюза. Это улучшило оценки оригинальных «Сумерек», поскольку, наряду с добавлением заговора о загадочном убийстве, Хардвик привнесла в серию гранжевую эстетику, которая просматривается и вее самых первых работах – «Тринадцать» и «Короли Догтауна». Этот стиль дал оригинальным «Сумеркам» преимущество, которого не хватало в самом романе, и вызвал огромный успех у подростковой аудитории, хотя некоторые критики считали, что визуальные эффекты в голубых тонах были такими же глупыми, как и сама история. Возможно и не всем рецензентам понравился внешний вид, но визуальная палитра первых «Сумерек» привела к тому, что этот фильм стало возможно воспринимать серьезно, не впадая в чрезмерную самопародию (за исключением непреднамеренно веселой сцены с бейсболом).
Тепло «Новолуния»
«Новолуние» Криса Вайца внесло в серию больше теплых тонов и более светлый сюжет. К сожалению, это изменение сделало «Новолуние» самым слабым фильмом франшизы, так как в книгах сюжет уже сам по себе был легким, что сделало продолжение слишком далеким от исходного материала для многих критиков и фанатов. Тем не менее, теплые визуальные эффекты были одной из ярких черт «Новолуния». Когда Белла согревается горячим Джейкобом Блэком и начинает уходить от Эдварда, ее мир буквально светлеет и теряет холодные тона оригинальных «Сумерек». Однако этот посыл ударяется об кульминацию фильма, происходящую в солнечной Италии, но сосредоточенной вокруг Эдварда. Кульминация «Новолуния» – одна из самых слабых сцен в серии «Сумерек» в первую очередь из-за своей яркости, а не того мрака истинной развязки, предложенной в оригинальном произведении.
Темное продолжение «Затмения»
Во втором сиквеле «Сумерек» 2010-го года недооцененный режиссер «30 дней ночи», Дэвид Слэйд, добавил больше динамичной работы камеры, драматических фильтров и темных тонов в историю, которая представляет собой поворотный момент в серии. Уйдя достаточно далеко от теплоты «Новолуния», «Затмение» стало самой мрачной частью «Сумеречной саги» с точки зрения визуальных эффектов и сюжета, поэтому его полюбили как критики, так и фанаты. Стиль Слэйда отражает это с буквальными черно-белыми интермедиями, подчеркивающими контрастное действие. Кульминация проходит между заснеженной, совершенно белой горной вершиной и грязной битвой, а контраст между ними оказывается эффективным, как и потенциально банальный выбор Слэйда представить трагическую предысторию Розали Хейл как черно-белую историческую пьесу. Выдающаяся часть во франшизе, «Затмение», вернула более темные тона Хардвик, но добавила более резкую и контрастную грань к происходящему, так же, как «Затмение» вернулось к оригинальной злодейке «Сумерек» Виктории, но добавило больше жестокости и драматизма в ее историю.
Безрадостный финал «Рассвета»
Последние фильмы режиссера Билла Кондона из серии «Сумерек» имеют плоскую цветовую палитру в стиле «живого действия», которая выдает карьеру подмастерья режиссера-хамелеона. Несмотря на камео таких персонажей, как Рами Малек, тусклая эстетика «Рассвета» означает, что франшиза закончилась этакой средненькой частью, которая была похожа на многие средние адаптации подростковых романов, последовавшие за успехом «Сумерек». Тем не менее, несмотря на то, что этот мягкий стиль не запоминается, он во многом эффективен, как и вторая часть «Рассвета». Стиль Кондона позволяет режиссеру время от времени удивлять зрителей несколькими неожиданно жестокими моментами, чему в сиквелах было уделено меньше внимания.
В частности, Белла, рожающая дочь-вампира, и решающая битва (которая на удивление оказалось достаточно жестокой) стали более эффективными благодаря заниженному подходу Кондона. Эти две концовки сработали лучше после того, как приглушенная визуальная палитра Кондона соблазнила зрителя чувством безопасности, хотя глупая ошибка финальной части второго «Рассвета» действительно свела на нет эффективность кульминационной битвы. Тем не менее, направление Кондона соответствует финалу франшизы «Сумерек», который на удивление менее жесток и запутан, чем действие «Затмения». «Рассвет» закрывает арки всех главных персонажей «Сумерек», которые живут долго и счастливо, что делает предсказуемую эстетику Кондона подходящим визуальным стилем для сладкой финальной части саги.
Прочитали статью? Ставьте лайк!
«Сумерки»: теория – Джаспер использовал свои силы на Элис
10 лучших параллелей в «Сумерках» и «50 оттенков серого»
«Сумерки»: причудливая предыстория Эмметта Каллена (и почему она была вырезана)