Найти тему
БиблиоЮлия

"Дева в саду" – великолепный роман о тяготящих условностях и бунте против английских традиций

Идеальный роман, подтвердивший мою любовь к автору и вызывающий жгучее желание читать её ещё и ещё! Это первая книга тетралогии Антонии Сьюзен Байетт "Квартет Фредерики", опубликованная в 1978 и принесшая автору славу.

Несмотря на то, что роман "Дева в саду" рассказывает о событиях далёкого 1953 года, читается он вполне актуально, потому что проблемы взросления и потери невинности всё ещё продолжают волновать юных дев, какими бы продвинутыми они не были. А кризис веры может застать нас вообще в любом возрасте.

Привет, библиофилы! Поговорим о любви?

Обложка книги. Я читала электронку, но теперь обязательно возьму бумажную книгу – это надо иметь в библиотеке.
Обложка книги. Я читала электронку, но теперь обязательно возьму бумажную книгу – это надо иметь в библиотеке.

Потому что первая любовь Фредерики – стержень и суть романа, его движущая сила. И мощь этого чувства заставляет порою содрогнуться, а порою и осудить.

Сюжет романа крутится вокруг последнего школьного года 17-летней Фредерики и её семьи, тоже связанной со школой: папа и сестра преподают словесность, у мамы тоже диплом, брат школьник на год помладше. Влюблена девочка в папиного коллегу, молодого учителя Александра, написавшего талантливую пьесу в стихах о королеве Елизавете.

Понятно, что всё пропитано духом литературы, особенно поэзии, и мифологии. Какое же глубокое филологическое удовольствие читать рассуждения героев об александрийском стихе или узнавать цитаты из английских классиков! Оказывается, эти разговоры могут возбуждать самые сильные чувства!

Герои участвуют в репетициях театральной постановки, влюбляются или думают, что влюблены. Сестра Фредерики венчается, и это тоже представлено действом. Удивительным образом мы оказываемся вовлечены в жизнь этого провинциального семейства, которая на деле видится вовсе не такой простой и понятной, как кажется сначала.

Бунт Фредерики против устоявшихся привычек и традиций английской послевоенной провинции казался бы странным и неуместным, если бы мы не знали о грядущей сексуальной революции 60-х годов. Все эти идеи просто витают в воздухе. Ими пропитаны каждая реплика, каждая сцена в пьесе Александра. И этот вихрь сатурналий захватывает всех без исключения, хочешь или нет.

Конечно, в книге есть и чтение, и лужайки, и цветы в Учительском саду, но нет одного – английской идиллии
Конечно, в книге есть и чтение, и лужайки, и цветы в Учительском саду, но нет одного – английской идиллии

Недавно Галина Юзефович подняла важную тему – описание секса в литературе. Роман Байетт может служить отличной иллюстрацией – примером книги, в которой все эти сцены нарисованы умело, красиво и служат раскрытию героев.

Поиски себя, открытие себя для героини тесно связано с открытием собственной сексуальности, поэтому её желание лишиться девственности в какой-то момент приобретает маниакальный характер, но описано настолько достоверно, что героиню становится по-настоящему жаль, как родного заблудившегося человека.

Тем более, если мы знаем, что это автопортрет Байетт (даже день рождения у героини и автора в один день 24 августа). Но – вот мастерство! – Фредерика описана со всеми её недостатками, она и раздражает временами, и кажется порою бесчувственной эгоисткой, зацикленной на своих успехах. Но разве не таковы подростки в целом? Разве не сфокусированы они на себя? В этом и заключается правда!

В этом смысле роман напоминает прошлогодний роман итальянки Элены Ферранте "Лживая взрослая жизнь" со всеми этими гормональными бурями и страхом остаться девой, надуманным, но от этого не менее сильным. И сметающим любое здравомыслие с пути. И это не о том, что кто-то у кого-то украл идею. Это подтверждает жизненность ситуации, говорит о том, что девицы на всех континентах и во всех странах испытывают подобные невыносимые чувства.

Однако в романе есть ещё несколько линий, и среди них не менее важной и красивой мне кажется линия Стефани и Дэниэла. Пример их встречи, любви и жизни, наполненной трудами, напоминает пару Лёвина и Китти у Толстого, призванную показать нам пример идеальной семьи.

Интересно, что именно эта пара олицетворяет и традиционализм. Дэниэл - священник, и отец Стефани, ярый атеист, изо всех сил препятствует их браку. А Стефани, воспитанная в неверии, оказывается ничуть не менее религиозна, чем Дэниэл, который видит веру в делах, в деятельности для своих ближних.

Очень необычный персонаж – брат девушек Маркус. Мы так до конца и не поймём, гений ли он, или сумасшедший с его видениями, фотизмом и странной дружбой.

Отдельного разговора заслуживают родители героев. Отец, постоянно раздражённый, тиранящий всех из своей очень своеобразной любви – пример типичного мужского поведения со времён Диккенса. Мать, которая всю жизнь пытается подстроиться под настроение мужа и усмирить бурю и предсказуемо теряющая связь с детьми.

Этот роман считается чисто английским, но разве не те же герои живут до сих пор и в наших провинциальных городках?

Читали? будете? На всякий случай даю ссылку на вышеупомянутый роман Ферранте, если заинтересовались:

Жду ваших комментариев! Всех люблю)

А знаете новость? Вас у меня уже 5000, и это меня очень-очень вдохновляет! Спасибо вам, друзья, что читаете, обсуждаете и вообще - что мы вместе! Ура!

Другие подробные отзывы на книги по тегу #рецензияbibliojulia #книжная новинка #современная проза #современное общество #антония байетт #рекомендации #литература