Семейство, включающее в себя мать, зятя и дочку сидели за обедом. Еще была маленькая девочка Наташа, который было 2 годика. Бабушка накормила девочку немного раньше, и та спокойно играла в куклы у себя в комнате.
Взрослые молча сидели на кухне и кушали.
Вот только Наталья Павловна не ощущала себя частью этого семейства. Зять и дочка не особо с ней общались и не делились своими мыслями, делами и заботами. Они довольно прохладно к ней относились и поэтому она ощущала себя лишней здесь.
Но дети видимо стеснялись или не хотели ей этого говорить, чтобы не расстраивать.
И вот сидя за столом молодые переглядывались между собой. В последнее время Наталья Павловна очень часто замечала за ними такое. Да и в целом обстановка была какая-то напряженная по её мнению.
Неожиданно тишину нарушала дочка:
- Мам, а ты не хочешь вернуться к себе домой в деревню?
Девушка произнесла эти слова смотря в тарелку на не маму, видимо боялась этого. А затем посмотрела на неё и попыталась улыбнуться. Вышло довольно-таки натянуто.
- Видно же, что тебе тут скучно с нами. – продолжила девушка. Наташеньку мы уже в садик устроили, а чем тут тебе еще заниматься?
Зять молча сидел и ел. По его виду было понятно, что они уже давно обсуждали этот вопрос с супругой. Так сказать, избавиться от матери, чтобы она им тут не мешала. И вот у них наконец-то хватило смелости в этом признаться ей.
- Если хочешь, вечером я помогу тебе вещи сложить, а завтра утром перед своей работой Виктор сможет довезти тебя до вокзала. У нас сейчас очень мало времени, если не сделать этого сейчас, то потом даже непонятно, когда получится это сделать. Только вот сейчас это можно сделать.
Наталья Павловна улыбнулась от этих слов и грустно понимающе кивнула головой. Но в душе всё равно скребли кошки. «Какие же вы бедные, времени у вас нет, чтобы меня сбагрить. У вас не времени нет, а сил больше нет меня тут терпеть» - подумала старушка.
Дочка что-то говорила Наталье Павловне, помогая упаковывать вещи. Какие-то неважные глупости для того, чтобы в тишине не возиться ну и чтобы старушка тоже ничего не могла сказать.
Наталья Павловна ничего и не хотела говорить. Да и слушать тоже. Ну а чего она хотела услышать от дочки? Чтобы та извинилась? Вряд ли это произойдет.
Да и тем более бабушку сразу поставили, что это же ей тут скучно, они-то тут причем?
Или дочка должна сказать ей спасибо? Тоже вряд ли. У них и на это нет времени. Почему-то только завтра у зятя есть время, чтобы отвезти её.
Это ещё сама старушка должна их благодарить, что они решили отвезти её на вокзал, а не отправили саму.
Наталья Павловна поблагодарила зятя, когда тот привез её на вокзал и достал чемодан из багажника. Но видимо поторопилась она с благодарностью, тот даже не стал ей помогать отнести чемодан до поезда.
И вот бабушка вернулась в свою деревню. Тяжело брела от остановки с большим чемоданом. Шла очень долго, много раз останавливалась, чтобы перевести дыхание и передохнуть.
Обычно, если идти налегке, то маршрут от остановки дома занимал примерно полчаса, а тут, наверное, прошло уже больше часа, настолько был тяжел этот чемодан с вещами.
А вот в прошлый раз зять её прямо из деревни забирал к себе домой. Вместе со всякими продуктами и консервами, которые она делала. А после того, как стала ненужной, так решили, что она и сама до дома доберется. Продукты и консервы то сейчас не тащит она.
Кое как Наталья Павловна добралась до своей избы. И была очень сильно поражена.
Дрожащими руками отворила калитку кое-как, петли покрылись ржавчиной и первого было проблематично её открывать.
Дом как-то очень сильно покосился, повсюду был огромный бурьян, чтобы тут сейчас всё поправить, придется ей очень много трудиться.
Практически 2 года её тут не было. Это время она сидела с маленькой внучкой. Дочка с зятем решили, что такие поездки в маленьком возрасте ребенку будут не пользу, боялись, что будет тяжелая акклиматизация и что девочка будет болеть и если вдруг что случится, то в этой деревне им и помочь никто не сможет. Врачей-то там никаких нет.
Наталья Павловна поэтому и не возвращалась сюда. Хотя, конечно, очень скучала по родному дому. Да и когда зять её забирал, говорили, что насовсем её забирают. Хотели продавать её дом.
Да уж, хорошо, что они этого не сделали, а то куда бы они сейчас её отправили? За дом они поставили приличную сумму денег и торговаться не собирались, а потом так и вовсе перенесли продажу.
Старушка зашла внутрь избы. Там было всё также плохо, как и снаружи. Ну а что она хотела? Дом несколько зим был без отопления. Повсюду были трещины в стенах, где-то даже штукатурка посыпалась. Было очень холодно и сильно пахло сыростью.
Что же ей теперь делать? На дворе уже осень, а у неё даже дров не было. Может собирать на улице сухую траву, чтобы печку ею набить. А может быть идти в лес, чтобы насобирать там веток. Правда лес тоже был далековато от нее.
Да уж…вернулась в родные края, в родной. Буду видимо тут одна доживать свои дни.
Старушка в своих мысль уселась на стул, чтобы немного отдохнуть. Дочку родила она свою довольно поздно. В 43 года. К этому возрасту они с супругом уже даже перестали ждать и надеяться, что смогут стать родителями. Никак у них с этим не получалось.
Хоть вроде бы еще и довольно-таки молодой была Наталья Павловна и силы были, но дочку родила не совсем здоровой. Радость от материнства заменилась на лекарства, уколы и постоянные походы по врачам с дочерью.
Муж в этом время начал говорить, чтобы они начали второго ребенка делать, но только здорово, а то непонятно что в итоге будет с девочкой, раз с самого рождения такие проблемы. Чтобы не остались они в старости совсем одни и без детей. Но Наталья Павловна отказала мужу в этом.
Не потянули бы они двух детей, дочку бы хоть как-то выходить. Да и бесило её то, что муж относился к дочке как к какому-то неодушевленному предмету.
Мужу всё это не нравилось, и он ушел к другой женщине в соседнюю деревню. Женился. Новая жена довольно таки быстро родила ему ребенка. Мальчика. Причем здорового. А о вечно болеющей дочери он и вовсе забыл.
Может быть Наталья Павловна сама виновата во всем этом, но она решила бороться за свою девочку.
В итоге девочка росла, здоровье её начало восстанавливаться. К тому времени как нужно было идти в школу, она уже полностью здорова.
Жизнь их была тяжелой. Ушедший муж никоим образом не помогал им, жили они бедно. Алименты он естественно не платил, а как-то ходить судиться и жаловаться на него у Натальи Павловны не было ни времени, ни сил, ни желания. Ей нужно было постоянно работать, чтобы обеспечивать девочку.
Когда Оля закончила школа, она переехала в ближайший поступать в институт. Там и познакомилась с будущим супругом. Жизнь потихоньку улучшалась. Взяли квартиру в ипотеку с мужем.
Наталья Павловна очень радовалась тому, как у дочери всё получалось в жизни. Хотя зять её смущал, конечно. Был он каким-то угрюмым, неразговорчивым. Но она думала, что главное, чтобы дочке с ним было хорошо.
Однажды Наталья Павловна как-то обмолвилась, что хочет внуков и очень сильно пожалела после этого вопроса.
Дочка в острой форме сказала, что она другая. Она не будет как её мать плодить нищету. Сказала, что сначала они сами на ноги должны встать, чтобы можно было детям помогать. И в упреках всё высказала своей матери.
После этого разговора Наталья Павловна больше решила не поднимать эту тему. Пусть сами решают тогда, когда им детей заводить. Так сказать, решила быть хорошей матерью и тещей, не лезть в их семью.
Через пару лет дочь Оля сказала, что они ждут ребенка.
- Так быстро? Ты же мне сама говорила, что не хочешь пока детей. Что вам еще рано, - удивленно спросила у нее Наталья Павловна.
- Ну мы долго думали и решили сейчас завести ребенка. Если раньше родим и воспитаем, то потом и на себя будет время, чтобы пожить. – ответила дочка. Не хочу, чтобы было как у тебя. Поздно рожать, чтобы потом не было сил нормально обеспечить меня.
Таким образом в очередной раз Оля упрекнула Наталью Павловну.
Старушка проглотила эти больные слова. Выходит, что всё в её жизни она делала неправильно. В любом случае она верила, что у дочери её получится лучше, чем у неё самой. После всех этих упреков, она думала, что её вообще не подпустят к внукам.
Но после того как Оля родила, она сразу же позвонила матери и сказала следующее:
- Давай переезжай к нам, что ты там одна в этой деревне сидишь. Тут хоть мы за тобой присмотрим если что. Ты ведь уже старенькая, тебе сейчас одной опасно быть, ну и заодно с внучкой нам будешь помогать.
Наталья Павловна согласилась, забыв все обиды. Надо было только придумать что делать с котом и коровой, которые были у неё. Корову с собой в город то никак не взять, да и с котом были проблемы, дочь и зять запретили животных.
Якобы микробы на животных и ребенку может стать плохо.
Вот и пришлось отдать свою живность соседям.
Вот таким образом Наталья Павловна и перебралась в город. Начала помогать с новорожденной внучкой пока зять с дочкой активно работали и зарабатывали, чтобы быстрее выплатить ипотеку.
В итоге больше двух лет она сидела с внучкой, воспитывала её.
А как только молодые перестали нуждаться в бабушке, то в очередной раз переобулись. Как будто Наталья Павловна была для них каким-то предметом.
Захотели сначала так сказали и сделали, потом по-другому.
Внучка в садик пошла, значит няня ей больше не нужна, вот и избавились от бабушки. Её же кормить нужно и содержать. Хотя особо многого Наталья Павловна и не просила. У неё была своя пенсия, которой ей вполне хватало. Еще и молодым деньги давала, пыталась им помогать с ипотекой.
А теперь они с мужем забыли про то, как говорили ей, что она уже старая и они будут за ней ухаживать и что в деревне ей нечего делать одной.
А сейчас что получается, уже и не старой стала? Отправили её в холода в неподготовленную избу. Тут не будет скучно.
И это точно. Дома и на участке всё в таком упадке. Старушка оглядывала комнату и пыталась понять за что ей взяться сначала. Идти в лес за дровами или же тут навести порядок. Поначалу будет под множеством одеял лежать согреваться, а потом может что и придумает.
За своими мыслями она увидела, как к дому начала подходить соседка.
- Ты что ли вернулась? – сказала женщина, не веря своим глазам, как будто призрака увидела.
- Неужели я так сильно поменялась? – грустно вздохнула Наталья Павловна.
- Нет, что ты! Ты всё такая же! Я просто подумала, что может какие-то воришки в дом пробрались. Я же тут приглядываю за всем. А это оказывается ты тут приехала. А чего это ты в такое непонятное время вернулась?
А после того, как увидела чемодан с вещами сразу обо всем догадалась и от этого ей стало неловко. Решила к себе пригласить Наталью Павловну.
- Пойдем к нам на чай! – взяла старушку за руку и потащила к себе. Соседка угостила бабушку вкусными пирогами и чаем.
Расспрашивать ни о чем не стала, а начала рассказывать их деревенские новости, ведь прекрасно догадалась о том, что Наталья Павловна ничего хорошего не скажет, раз она здесь со своими вещами.
После общения Наталья Павловна начала собираться домой, сказав, что у неё еще очень много дел, которые нужно сделать и желательно до вечера. Тут вмешался сын соседки Степан. Парень он был умный.
- Наталья Павловна, оставайтесь здесь у нас, мы вас никуда не отпускаем. У вас дома холодно. Крышу нужно чинить, печь промазывать, да и другой работы очень много нужно сделать перед тем, как вы сможете там жить.
- Да, конечно, Наташ, оставайся! – одобрила предложение сына соседка. – На ужин суп поедим, а потом уже решим где тебя устроить тут.
На том и порешили. Сын соседки сказал, что он займется восстановлением дома и когда там всё сделает, то Наталья Павловна сможет туда перебраться, а пока будет у них.
- Ну а если вам у нас понравится, то и можете насовсем у нас остаться, - сказал Степан и приобнял Наталью Павловну.
Старушка улыбнулась. Ей было очень приятно от такого теплого внимания. Давно она этого не ощущала.
Степана она знала с самого детства, мальчик он всегда был серьёзный. Был помощником и защитником у матери после ранней кончины бати.
Через несколько недель Степан сказал Наталье Павловне, что привел её дом в порядок и теперь там можно жить, но её туда никто не прогоняет и что она может оставаться у них.
Но старушка всё-таки решила перебраться к себе. Забрала свою оставленную кошку. А так корова, которую она перед отъездом тоже оставила уже отелилась и ей предложили забрать телёнка.
В общем жизнь старушки начала возвращаться в то русло до того, как её забрали из деревни в город. Начала возиться потихоньку в своих делах.
Иногда получала новости от детей, те не звали её в гости, да и сами не приезжали, ведь у них не было времени из-за работы.
И вот однажды на пороге её дома появилась дочка вся в слезах. Наталья Павловна увидела у неё за спиной много сумок и внучку.
- Пустишь свою дочь и внучку? – виновато и глядя в пол спросила дочь.
Наталья Павловна улыбнулась. Как она могла не приютить свою дочку.
Дочка рассказала, что её муж нашел себе другую женщину и привел её в квартиру, а им с дочкой сказал уезжать.
- Так а как же квартира?
- Мы брали ипотеку на его мать. Только у неё была официальная работа, - в слезах проговорила та.
Наталья Павловна даже и не знала об этом. Она даже не подозревала, что дочь может допустить такую глупость. Но что теперь поделать, уже ничего не изменить. Все учатся на своих ошибках.
Главное, что сейчас вроде все здоровы и живы.
В общем осталась дочь и внучка у Натальи Павловны. Больше дочь не говорила, что в деревне воздух какой-то не такой и что в нищете они живут.
Пришлось быстро становиться хозяйственной и за ум браться.
- Ты прости меня, мама…за всё прости, - просила дочь. – Мне хотелось другой, лучшей жизни.
- В жизни самое главное жить по совести, - ответила старушка. Ведь одни деньги счастья не принесут.
Дочь она естественно простила.
Дочка устроилась продавщицей в магазин, а Наталья Павловна вновь стала сидеть с внучкой. А внучка даже еще лучше себя начала чувствовать в деревне, зря они переживали, что ей будет плохо. Видимо это бывший зять давил на них. Но в любом случае, нужно же было и свою голову включать.
Сын соседки так и приходил помогать им хозяйству. В итоге и с Олей начали встречаться, а потом и свадьбу сыграли.
Наталья Павловна была очень счастлива. Теперь она была спокойна за свою дочь.
В крепких руках Степана Оля образумилась и уже не думала, что жить в деревне это плохо и по-нищенски. Ведь самое главное это семейное счастье. А гонка за деньгами редко приводит к хорошему.