Найти в Дзене

ЕГЭ Обществознание 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. По кодификатору нам нужно знать: Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство Если исходить из этой информации, то мы можем составить такой план темы 2.4.: 1. Понятие рынка 1.1. Функции рынка 1.2. Виды рынка (по конкуренции) 1.2.1. Рынок совершенной конкуренции 1.2.2. Рынок несовершенной конкуренции 1.3. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство 2. Спрос 2.1. Закон спроса 2.2. Факторы изменения спроса 3. Предложение 3.1. Закон предложения 4. Равновесная цена, её формирование. Пункты плана расположены в ином порядке, относительно того порядка, ко
Оглавление

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.

2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.

Рынок. Выглядит красиво, наверное.
Рынок. Выглядит красиво, наверное.

По кодификатору нам нужно знать:

Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство

Если исходить из этой информации, то мы можем составить такой план темы 2.4.:

1. Понятие рынка
1.1. Функции рынка
1.2. Виды рынка (по конкуренции)
1.2.1. Рынок совершенной конкуренции
1.2.2. Рынок несовершенной конкуренции
1.3. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство
2. Спрос
2.1. Закон спроса
2.2. Факторы изменения спроса
3. Предложение
3.1. Закон предложения
4. Равновесная цена, её формирование.

Пункты плана расположены в ином порядке, относительно того порядка, который представлен в кодификаторе. Это сделано из-за того, что пункт 1 данного плана соответствует заданиям тестовой части (задания 5-7), а пункты 2-4 данного плана соответствуют заданию 21 с графиком. Потому данная статья разделена на две большие части.

1. Рынок и рыночный механизм.

Тема 2.4. расписана в учебнике Котовой и Лисковой в 5-ти параграфах, потому я не вижу смысла обращаться к другим источникам. Тем более, что в учебнике Боголюбова написан такой материал, который очень сложно будет использовать для хорошей сдачи ЕГЭ.

В сборнике Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть 8 заданий. Из них 7 заданий на конкуренцию, её виды, и 1 на нахождение верных суждений о рынке. Исходя из материала в учебнике Котовой и Лисковой, а также из заданий в их же сборнике составил такой набор теории:

1. Виды рынков:

1.1. По степени ограничения конкуренции

1.1.1. Чистая (совершенная) конкуренция

1.1.2. Несовершенная конкуренция

1.1.2.1. Монополия

1.1.2.2. Олигополия

1.1.2.3. Монополистическая конкуренция

1.2. По функциональному критерию

1.2.1. Рынок товаров

1.2.2. Рынок услуг (электроэнергия = услуга)

1.2.3. Рынок информации и т.д. (в заданиях других видов не встречалось)

1.3. По масштабу охвата территории

1.3.1. Местный (= город)

1.3.2. Региональный (= область) и т.д. (в заданиях других видов не встречалось)

2. Функции рынка (важно просто понимать, что каждая из функций под собой подразумевает):

2.1. Ценообразующая

2.2. Регулирующая

2.3. Стимулирующая

2.4. Информационная

2.5. Посредническая

2.6. Санирующая (оздоровительная)

2.7. Распределительная

2.8. Интеграционная

2.9. Инновационная

3. Рыночное равновесие:

3.1. Стабильное (устойчивое)

3.2. Нестабильное (неустойчивое)

4. Виды конкуренции и их характеристики (по заданиям из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска):

4.1. Чистая (совершенная) конкуренция

- как крупные, так и малые фирмы

- и широко известные, и совсем новые фирмы

- никто из участников в рынке не может контролировать рыночную цену

- множество разных фирм

4.2. Монополия

- одна компания

- единственный производитель

- единственный участник контролирует рынок

4.3. Олигополия

- три крупные компании

- несколько крупных компаний

- раздел рынка основан на тайном сговоре фирм

- барьер выхода на рынок - огромный стартовый капитал

Надо сказать, что, среди заданий тестовой части, встречаются задания, в которых нужно привести характеристику рынка. К примеру:

Вариант 3 Задание 9
На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии ... Найдите ... характеристики данного рынка ...
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
Ответ: 235

Задание построено таким образом, что ответы представляют из себя 3 пары однородных характеристик. выбирая одно, мы исключаем другое. Парами в данном задании являются пункты 1 и 5, 2 и 4. Остаётся пара 3 и 6, которая состоит из территориальной характеристики рынка и из фразы "рыночный дефицит", которая чёрт знает откуда взялась в ЕГЭ и чёрт знает почему встречается в каждом задании подобного типа. Но от такой ошибки составителей КИМов нам только проще.

В под теме "Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство" нас не отсылают ни к какому кодексу или закону Котова и Лискова, так что отошлю Вас и самого себя я.

Конституция РФ
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

2. Спрос и предложение.

Здесь всё намного интереснее, потому что бывшее задание 10 с графиком в ДЕМО-2022 года стало заданием 21 во второй части. По сути дела, что в прошлом году, что в этом:

Во-первых, задание так и осталось заданием базового уровня сложности.

Во-вторых, проверяет наше знание факторов изменения спроса и предложения. То есть изменение величины спроса и предложения, эластичность спроса и предложения мы не рассматриваем в рамках ЕГЭ. По крайней мере, пока что. Как только выйдет новый сборник Котовой и Лисковой, сделаю несколько больших обзоров на заданий, в том числе и на задания 21.

Если сравнить старое 10 задание и новое задание 21, то мы увидим, что:

  • в задании 10 от нас требовалось указать факторы изменения спроса и предложения
  • в задании 21 от нас требуется указать факторы изменения спроса и предложения + изменение равновесной цены + последствия факторов изменения спроса и предложения

По сути дела, ничего критического не изменилось. Лично я, чтобы проще решать задания с графиком (пока что образца старого 10 задания) пользуюсь следующей последовательностью действий:

1. Пытаюсь понять, что произошло на рынке.

  • Если изменение предложения, то стали продавать дороже, или стали продавать дешевле. Для этого можно провести вертикальную линию так, чтобы она пересекала обе линии предложения. Посмотреть, какая цена на одно и то же количество товара была изначально, и какой стала.
  • Если изменение спроса, то стали покупать меньше, или стали покупать больше. Для этого можно провести горизонтальную линию так, чтобы она пересекала обе линии спроса. Посмотреть, какое количество товара за одну и ту же цену было изначально, и каким стало.

2. Определяю, что именно стали продавать дороже иди дешевле / стали покупать больше или меньше. Обозначим товар или услугу N.

Вообще, очень удобно проводить линии, чтобы понять, как что изменилось. Так как в КИМах разрешено писать, я думаю, не лишним будет воспользоваться данной возможностью при решении 21-ого задания.

Та как изменение равновесной цены - задание крайне простое, остановлюсь на факторах изменения спроса и предложения, которые играют основную роль в задании 21. Если мы посмотрим на третий вопрос в 21 задании, то увидим, что от нас требуется указать не причину изменения спроса и предложения, а следствие. То есть, изучая факторы изменения спроса и предложения, мы автоматически изучаем и следствия этих факторов.

Настоятельно рекомендую прочитать о факторах изменения спроса и предложения в учебнике Котовой и Лисковой. Также привожу возможные формулировки факторов изменения спроса и предложения на основе заданий 10 из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска (N - товар или услуга, спрос или предложение которого изменились в задаче):

Изменение предложения

1. Уменьшение предложения (стрелочка влево, продают N дороже)

  • сокращение числа производителей N
  • повышение налогов и пошлин (ужесточение законодательства) в отношении производства N
  • повышение стоимости (цен) на факторы производства N
  • известие о вреде (опасности) N (?)
  • мода на товар-заменитель N (?) (здесь и выше два вопроса, поскольку в ответах такие варианты бывают указаны, хотя в жизни и в учебнике той же Лисковой это является факторами изменения спроса)

2. Увеличение предложения (стрелочка вправо, продают N дешевле)

  • увеличение числа производителей N
  • увеличение субсидий в отношении производства N
  • снижение стоимости (цен) на факторы производства N (в т .ч. сокращение зарплаты работников)
  • внедрение высокопроизводительных (да и вообще любых) технологий производства N

Изменение спроса

1. Уменьшение спроса (стрелочка влево, покупают N меньше)

  • сокращение числа потребителей N
  • увеличение числа муниципальных (бесплатных) N
  • сокращение доходов населения
  • повышение оплаты (цены) N

2. Увеличение спроса (стрелочка вправо, покупают N больше)

  • увеличение числа потребителей N
  • сокращение объёма товаров-заменителей N
  • увеличение доходов населения
  • снижение цен (стоимости) на товары-дополнители N
  • интенсивная реклама N
  • мода на использование N

Как Вы понимаете, список не полный. Постарался избежать спорных моментов, выписывая то, что точно будет верным в данной ситуации.

Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.

.

.

.

Используемые источники:

  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ, ДЕМО, СПЕЦ 2022 по обществознанию
  • Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
  • Видео на ютуб:

#егэ #егэ 2022 #обществознание #обществознание егэ #егэ по обществознанию #рынок #рыночный механизм #спрос #предложение #спрос и предложение