Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.
2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
По кодификатору нам нужно знать:
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство
Если исходить из этой информации, то мы можем составить такой план темы 2.4.:
1. Понятие рынка
1.1. Функции рынка
1.2. Виды рынка (по конкуренции)
1.2.1. Рынок совершенной конкуренции
1.2.2. Рынок несовершенной конкуренции
1.3. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство
2. Спрос
2.1. Закон спроса
2.2. Факторы изменения спроса
3. Предложение
3.1. Закон предложения
4. Равновесная цена, её формирование.
Пункты плана расположены в ином порядке, относительно того порядка, который представлен в кодификаторе. Это сделано из-за того, что пункт 1 данного плана соответствует заданиям тестовой части (задания 5-7), а пункты 2-4 данного плана соответствуют заданию 21 с графиком. Потому данная статья разделена на две большие части.
1. Рынок и рыночный механизм.
Тема 2.4. расписана в учебнике Котовой и Лисковой в 5-ти параграфах, потому я не вижу смысла обращаться к другим источникам. Тем более, что в учебнике Боголюбова написан такой материал, который очень сложно будет использовать для хорошей сдачи ЕГЭ.
В сборнике Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть 8 заданий. Из них 7 заданий на конкуренцию, её виды, и 1 на нахождение верных суждений о рынке. Исходя из материала в учебнике Котовой и Лисковой, а также из заданий в их же сборнике составил такой набор теории:
1. Виды рынков:
1.1. По степени ограничения конкуренции
1.1.1. Чистая (совершенная) конкуренция
1.1.2. Несовершенная конкуренция
1.1.2.1. Монополия
1.1.2.2. Олигополия
1.1.2.3. Монополистическая конкуренция
1.2. По функциональному критерию
1.2.1. Рынок товаров
1.2.2. Рынок услуг (электроэнергия = услуга)
1.2.3. Рынок информации и т.д. (в заданиях других видов не встречалось)
1.3. По масштабу охвата территории
1.3.1. Местный (= город)
1.3.2. Региональный (= область) и т.д. (в заданиях других видов не встречалось)
2. Функции рынка (важно просто понимать, что каждая из функций под собой подразумевает):
2.1. Ценообразующая
2.2. Регулирующая
2.3. Стимулирующая
2.4. Информационная
2.5. Посредническая
2.6. Санирующая (оздоровительная)
2.7. Распределительная
2.8. Интеграционная
2.9. Инновационная
3. Рыночное равновесие:
3.1. Стабильное (устойчивое)
3.2. Нестабильное (неустойчивое)
4. Виды конкуренции и их характеристики (по заданиям из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска):
4.1. Чистая (совершенная) конкуренция
- как крупные, так и малые фирмы
- и широко известные, и совсем новые фирмы
- никто из участников в рынке не может контролировать рыночную цену
- множество разных фирм
4.2. Монополия
- одна компания
- единственный производитель
- единственный участник контролирует рынок
4.3. Олигополия
- три крупные компании
- несколько крупных компаний
- раздел рынка основан на тайном сговоре фирм
- барьер выхода на рынок - огромный стартовый капитал
Надо сказать, что, среди заданий тестовой части, встречаются задания, в которых нужно привести характеристику рынка. К примеру:
Вариант 3 Задание 9
На рынке области Z представлен только один производитель электроэнергии ... Найдите ... характеристики данного рынка ...
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
Ответ: 235
Задание построено таким образом, что ответы представляют из себя 3 пары однородных характеристик. выбирая одно, мы исключаем другое. Парами в данном задании являются пункты 1 и 5, 2 и 4. Остаётся пара 3 и 6, которая состоит из территориальной характеристики рынка и из фразы "рыночный дефицит", которая чёрт знает откуда взялась в ЕГЭ и чёрт знает почему встречается в каждом задании подобного типа. Но от такой ошибки составителей КИМов нам только проще.
В под теме "Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство" нас не отсылают ни к какому кодексу или закону Котова и Лискова, так что отошлю Вас и самого себя я.
Конституция РФ
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
2. Спрос и предложение.
Здесь всё намного интереснее, потому что бывшее задание 10 с графиком в ДЕМО-2022 года стало заданием 21 во второй части. По сути дела, что в прошлом году, что в этом:
Во-первых, задание так и осталось заданием базового уровня сложности.
Во-вторых, проверяет наше знание факторов изменения спроса и предложения. То есть изменение величины спроса и предложения, эластичность спроса и предложения мы не рассматриваем в рамках ЕГЭ. По крайней мере, пока что. Как только выйдет новый сборник Котовой и Лисковой, сделаю несколько больших обзоров на заданий, в том числе и на задания 21.
Если сравнить старое 10 задание и новое задание 21, то мы увидим, что:
- в задании 10 от нас требовалось указать факторы изменения спроса и предложения
- в задании 21 от нас требуется указать факторы изменения спроса и предложения + изменение равновесной цены + последствия факторов изменения спроса и предложения
По сути дела, ничего критического не изменилось. Лично я, чтобы проще решать задания с графиком (пока что образца старого 10 задания) пользуюсь следующей последовательностью действий:
1. Пытаюсь понять, что произошло на рынке.
- Если изменение предложения, то стали продавать дороже, или стали продавать дешевле. Для этого можно провести вертикальную линию так, чтобы она пересекала обе линии предложения. Посмотреть, какая цена на одно и то же количество товара была изначально, и какой стала.
- Если изменение спроса, то стали покупать меньше, или стали покупать больше. Для этого можно провести горизонтальную линию так, чтобы она пересекала обе линии спроса. Посмотреть, какое количество товара за одну и ту же цену было изначально, и каким стало.
2. Определяю, что именно стали продавать дороже иди дешевле / стали покупать больше или меньше. Обозначим товар или услугу N.
Вообще, очень удобно проводить линии, чтобы понять, как что изменилось. Так как в КИМах разрешено писать, я думаю, не лишним будет воспользоваться данной возможностью при решении 21-ого задания.
Та как изменение равновесной цены - задание крайне простое, остановлюсь на факторах изменения спроса и предложения, которые играют основную роль в задании 21. Если мы посмотрим на третий вопрос в 21 задании, то увидим, что от нас требуется указать не причину изменения спроса и предложения, а следствие. То есть, изучая факторы изменения спроса и предложения, мы автоматически изучаем и следствия этих факторов.
Настоятельно рекомендую прочитать о факторах изменения спроса и предложения в учебнике Котовой и Лисковой. Также привожу возможные формулировки факторов изменения спроса и предложения на основе заданий 10 из сборника Котовой и Лисковой прошлого года выпуска (N - товар или услуга, спрос или предложение которого изменились в задаче):
Изменение предложения
1. Уменьшение предложения (стрелочка влево, продают N дороже)
- сокращение числа производителей N
- повышение налогов и пошлин (ужесточение законодательства) в отношении производства N
- повышение стоимости (цен) на факторы производства N
- известие о вреде (опасности) N (?)
- мода на товар-заменитель N (?) (здесь и выше два вопроса, поскольку в ответах такие варианты бывают указаны, хотя в жизни и в учебнике той же Лисковой это является факторами изменения спроса)
2. Увеличение предложения (стрелочка вправо, продают N дешевле)
- увеличение числа производителей N
- увеличение субсидий в отношении производства N
- снижение стоимости (цен) на факторы производства N (в т .ч. сокращение зарплаты работников)
- внедрение высокопроизводительных (да и вообще любых) технологий производства N
Изменение спроса
1. Уменьшение спроса (стрелочка влево, покупают N меньше)
- сокращение числа потребителей N
- увеличение числа муниципальных (бесплатных) N
- сокращение доходов населения
- повышение оплаты (цены) N
2. Увеличение спроса (стрелочка вправо, покупают N больше)
- увеличение числа потребителей N
- сокращение объёма товаров-заменителей N
- увеличение доходов населения
- снижение цен (стоимости) на товары-дополнители N
- интенсивная реклама N
- мода на использование N
Как Вы понимаете, список не полный. Постарался избежать спорных моментов, выписывая то, что точно будет верным в данной ситуации.
Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.
.
.
.
Используемые источники:
- Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
- КОДИФ, ДЕМО, СПЕЦ 2022 по обществознанию
- Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
- Видео на ютуб:
#егэ #егэ 2022 #обществознание #обществознание егэ #егэ по обществознанию #рынок #рыночный механизм #спрос #предложение #спрос и предложение