Найти тему
дмас хагас

История итальянской Eni. Часть 2

Для Украины эта история могла бы стать хорошим примером! История о том, как маленькая европейская страна смогла защитить и отстоять свои интересы, не только сохранить, но и развить свою промышленность. И смог сделать это выдающийся итальянский пассионарий - лидер, сумевший объединить вокруг себя политическую элиту, и бросить вызов англо-саксонскому миру - Энрико Маттеи.

Через неделю после стычки в Брюсселе, 20 июля 1961 г., уникальная библиотека сеньора Маттеи пополнилась самым одиозным документом - письмом ОАС - военизированной террористической организации, действовавшей в Алжире в интересах крупного нефтяного капитала. Письмо выражало резкое недовольство "политикой ENI в вопросах нефти" и сообщало сеньору Маттеи о том, что ОАС вынесла ему смертный приговор, который будет приведен в исполнение, если итальянский концерн "не изменит свою политику в интересах Франции и ее союзников".

К тому времени на счету ОАС уже было несколько громких террористических актов с человеческими жертвами. Почти одновременно с Маттеи приговоры по почте получил также президент Франции Шарль де Голль, стремившийся закончить войну за сахарскую нефть предоставлением Алжиру полной независимости, и кинозвезда Брижит Бардо, публично клеймившая жестокости колониальной войны.

Выпад ОАС против Энрико Маттеи вызвал новую волну нападок на него. Своеобразный ультиматум уже не только концерну, но и всей Италии, выдвинул американский нефтяной бюллетень Oilgram.

"Если Италия не будет сотрудничать со странами "общего рынка" и НАТО, - говорилось в бюллетене, - можно воспользоваться некоторыми компенсационными мерами. К числу их относятся: блокирование Соединенными Штатами, Францией и Западной Германией предоставления инвестиций и кредитов для индустриализации экономически отсталого Юга Италии; запрет на импорт товаров из Италии и, возможно, даже контроль над иммиграцией итальянской рабочей силы; включение в список стратегических товаров НАТО той промышленной продукции, которую Италия обменивает на советскую нефть, особенно труб для нефтепроводов; давление со стороны США и их союзников на правящие круги Италии и других западных стран, отказывающихся ограничить импорт нефти из СССР...".

Отвечая на домыслы об угрозе Западу со стороны советской нефти, еженедельник Punto писал 22 июля 1961 г.: "Нас сажают на скамью подсудимых во всех международных инстанциях, куда мы только входим. Говорят о нашем вкладе в дело укрепления СССР, о зависимости итальянской экономики от советской нефти, заявляют, будто Италия - слабое звено в атлантической системе, ибо в случае кризиса СССР прекратит поставки нефти в Италию. Но как можно не учитывать того факта, что импорт из Советского Союза не превышает 12,5 % общего объема нашего импорта нефти? Позволительно спросить, на каком основании вышеупомянутые судьи решаются теперь выдвигать обвинения против нас. Почти одновременная реакция в различных инстанциях на политику ENI свидетельствует о том, что вся эта кампания носит не случайный, а заранее спланированный характер и говорит о наличии согласованного давления на соответствующие правительства со стороны руководителей международного нефтяного картеля".

Сам Энрико Маттеи на большой пресс-конференции в феврале 1962 г., высмеяв предположение о том, что он является советским агентом на Западе, решительно заявил: "Импорт советской нефти не опасен ни Италии, ни Западу. Соглашение, предусматривающее продажу России труб, синтетического каучука и других товаров на сумму 135 млн долларов, не только обеспечивает Италию нефтью, но и дает работу итальянцам".

Со временем экономические аргументы в пользу расширения торговли между Востоком и Западом приобрели много сторонников не только в Италии, но и в других странах. О возможности увеличения ввоза "красной нефти" заговорили даже в Великобритании, североморские месторождения которой еще были в проекте, а обрабатывающая промышленность остро нуждалась в рынках сбыта.

Британский нефтяной журнал Petroleum Times 16 ноября 1962 г. явно имел в виду свою метрополию, когда писал об Италии: "Без русской нефти не только обрабатывающие филиалы ENI, но и многие другие компании столкнулись бы с огромными трудностями. Не может быть сомнения в том, что, если бы Италия прекратила импорт советской нефти, ей пришлось бы искать новые рынки для многих своих товаров - это факт, который не может не учитывать любое итальянское правительство". В апреле 1963 г. журнал добавлял: "Судя по всему, англичане значительно меньше обеспокоены русской нефтью, чем американские компании... Категорический запрет на импорт русской нефти не популярен среди стран НАТО".

Сразу после подписания первого контракта с ENI Москва и Рим начали готовить новое, еще более масштабное, соглашение под общим названием "Советская нефть в обмен на итальянскую продукцию". В наиболее ответственных деловых встречах (например, в тех, на которых окончательно согласовывались объемы поставок и цены на экспортируемую/ импортируемую продукцию) участвовал и сам президент ENI.

27 октября 1962 г. президент итальянского государственного концерна ENI сеньор Энрико Маттеи погиб в небе над Миланом при загадочном взрыве его личного самолета. Гибель лидера независимой нефтяной политики западноевропейских стран вызвала замешательство среди его многочисленных, но разрозненных сторонников. "Интересно отметить, - откликнулась немедленно американская Christian Science Monitor, - что гибель Маттеи произошла как раз в тот самый момент, когда русско-итальянские торговые миссии заседали в Риме, решая, какие товары будут поставлять друг другу обе стороны в течение 1963 г.".

Требование широких деловых и политических кругов Италии сохранить государственный нефтегазовый концерн оказалось сильнее, чем попытки итальянских атлантистов расформировать его. Министр финансов Италии сделал специальное заявление о том, что деятельность ENI полностью соответствует экономическим планам страны, которая может быть отброшена на десять лет назад в случае раскола концерна.

Час спустя после своего назначения новый президент заявил представителям печати: "Мы должны сделать все, чтобы не изменить делу Маттеи. Я был с ним рядом начиная с 1943 г. Я знаю его методы работы и могу твердо сказать, что трудности, которые меня ожидают, мне не страшны".

В ноябре 1963 г., задолго до истечения срока первого соглашения на импорт нефти из СССР, между ENI и советскими внешнеторговыми организациями было подписано новое, самое крупное за всю историю советско-итальянской торговли соглашение. По своему объему оно было вдвое больше предыдущего и предусматривало поставку итальянскому концерну в 1964-1970 гг. более 25 млн т нефти в обмен на передачу Советскому Союзу итальянских машин, оборудования, нефтехимических и других товаров.

Новое соглашение не оставило сомнений в том, что физическое уничтожение первого президента итальянского государственного концерна не привело к существенному изменению его политики, проводимой в интересах страны.

Если понравилась статья - подписывайтесь, ставьте свои оценки, оставляйте комментарии! Мне важно Ваше мнение!