Немецкий педагог, психолог и философ Й. Ф. Гербарт родился в городе Ольденбурге (Восточная Пруссия) 4 мая 1776 года в зажиточной бюргерской семье. Образование получил в Йенском университете, где, в частности, прослушал курс лекций Й. Г. Фихте. Не окончив полного курса обучения в Йене, он в 1797-1800 годах работал домашним учителем в городе Интерлакен, в Швейцарии. В эти годы Гербарт познакомился с реформатором системы образования Песталоцци, побывал в его воспитательном учреждении, но остался равнодушен к гуманистической составляющей педагогического творчества швейцарского педагога. В 1800-1802 годах Гербарт продолжил свое университетское образование в Гёттингене, где уже в 1802-1803 годах стал читать лекции по философии. В 1805 года Гербарт назначается экстраординарным профессором Гёттингенского университета.
В 1808 году по рекомендации Александра фон Гумбольдта он занял кафедру педагогики и философии в Кёнигсберге, которой некогда руководил сам Иммануил Кант. В Кёнигсберге Гербарт работал по 1833 год, затем вернулся в Гёттинген, где и скончался 14 августа 1841 года. В Кёнигсбергском университете он основал первый в мире педагогический семинар с опытной школой.
Его важнейшие труды посвящены исследованиям, проводившим им в трех научных дисциплинах: философии, психологии и педагогике. Многочисленные труды Гербарта были опубликованы в 12-томном собрании сочинений.
Й. Ф. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии. Его секрет заключается в том, что мир состоит из неизменных и простейших сущностей («реалов»), которые вступают в различные связи, создавая ТОЛЬКО впечатление, что мир изменяется. В действительности же мин неизменен; причем неизменны как его природная («натуральная») составляющая, так и социальная. А это означает, что всякая общественная деятельность, направленная на изменение социального строя, обречена на провал, даже если ей сопутствует большой первоначальный многолетний успех. Даже если она и достигает успеха, рано или поздно всё возвращается «на круги своя», может не в первоначальном виде, но возвращается.
Согласно Гербарту, новый учебный материал следует преподносит таким образом, чтобы ученик ясно видел его связь с уже известными ему знаниями, видел их взаимную связь и обусловленность. Поэтому он выдвинул последовательность учебного процесса в виде так называемых четырех ступеней обучения: ясности (презентация нового материала), ассоциации (установление связи между старым и новым материалом), системы (обобщение новых знаний), метода (их применение). Две ступени направлены на «углубление» учебного материала, а две другие — на его «осмысление».
#педагогика #психология #германия #наука #открытия #сенсация #интересный факт #философия #человек #природа