Найти тему
шОферские байки

Какие были Запорожцы?

На Волге собирали «Волги», в Москве – «Москвичи», а в городе Запорожье решили делать «Запорожцы». Но не сразу.

Хрущёв, став во главе государства, попытался повернуть власть к народу. Ослабил политическое давление, расширил выпуск товаров народного потребления, стал строить дешёвое жильё («хрущёвки») и предложил начать выпуск доступного маленького автомобиля.

Реализация проекта была поручена специалистам Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) и в 1957 году был собран первый прототип. Небольшой заднеприводный четырёхместный автомобиль был всем хорош, но у него не было двигателя. На опытный образец устанавливали мотор от мотоцикла.

За разработку двигателя взялись инженеры Научного автомоторного института (НАМИ). Они разработали интересный четырёхцилиндровый V-образный мотор воздушного охлаждения мощностью 23 лошадиных силы. Проблема была одна, он не входил в моторный отсек прототипа. Заднюю часть нового автомобиля пришлось увеличить, так что получился характерный горб, за что будущий «Запорожец» прозвали «горбатым».

Сборку автомобилей решили организовать в Запорожье на заводе Коммунар, который с 1921 года строил сельскохозяйственное оборудование. Первый ЗАЗ-965 был изготовлен летом 1959 года, но ещё почти полтора года машина дорабатывалась, а производство налаживалось.

-2

Осенью 1966 года был запущен ЗАЗ-966 (на фото), новый автомобиль с кузовом, внешне напоминающим седан. За характерные воздухозаборники сзади, этот Запорожец получил прозвище «ушастый». В техническом плане серьёзных отличий от предыдущей модели было мало. Но автомобиль стал больше, получил просторный салон и увеличенный багажник.

В 1972 году немного изменённая внешность и новый 40-сильный мотор, который начали устанавливать ещё три года назад, привели к переименованию Запорожца в ЗАЗ-968. А двумя годами позже появился ЗАЗ-968А с новым элегантным салоном. Обе эти модели выпускались параллельно.

В 1979 году автомобиль был подвергнут радикальной модернизации и стал называться ЗАЗ-968М. Исчезли «уши», другими стали фонари, была изменена тормозная система. Модель оснащалась тремя вариантами двигателя разной мощности и просуществовала до 1994 года.

Начать выпуск созданного конструкторами автозавода переднеприводного ЗАЗ-1102 «Таврия» предполагалось в 1981 году, но политические изменения в стране сдвинули эти сроки. Первые автомобили были собраны в 1986-м и только в 1988 году началось серийное производство. Компактный трёхдверный хэтчбек имел, специально для него разработанный, четырёхцилиндровый двигатель водяного охлаждения, современную ходовую и просторный комфортабельный салон.

В 1997 году ЗАЗ вступил в альянс с корейской группой Дэу и начал сборку их автомобилей. Тем не менее в 1999 году с производственной линии сошёл новый автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута». Он имел кузов, напоминающий седан, четыре двери по бокам и полностью поднимающуюся заднюю крышку багажника. Сейчас такой тип кузова называют лифтбек.

Фирма Дэу была перекуплена американской корпораций Дженерал Моторс на рубеже веков и потеряла интерес к производству на Украине. Используя собственный двигатель и комплектующие, поступающие с бывшего завода Дэу в Польше, в 2002 году начался выпуск автомобилей ЗАЗ-Ланос.

К 2008 году вялотекущее производство собственных моделей ЗАЗ было прекращено. В 2017 году был собран последний ЗАЗ-Ланос. В настоящее время, хотя предприятие формально существует, выпуском автомобилей не занимается. По слухам, в Запорожье предполагается наладить сборку Тольяттинских Лад, Весты и Нивы.

Авто
5,66 млн интересуются