Найти тему

Проблемы изучения научного творчества ученого, факторов его формирования и развития приобрели в современную эпоху исключительную

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений. Объем основного текста диссертационной работы - 126 страниц. Список литературы включает 197 источников. Диссертационная работа содержит 16 таблиц и 7 рисунков. В приложениях диссертации представлена полная библиография работ В.Н. Дружинина и материалы интервью с его коллегами.

ГЛАВА 1. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭТАПОВ ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ И ТЕМАТИКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В.Н. ДРУЖИНИНА

1.1. Методологические основы исследования научного творчества ученого

На рубеже XX-XXI столетий отечественная психология столкнулась с серьезными трудностями, обусловленными коренным изменением социальных условий ее развития (Кольцова, 2004; 2007; 2008). Ряд авторов указывает на существование методологического кризиса российской психологии как проявления глобального системного кризиса всей мировой психологической науки (Борисенков, 2006; Журавлев, Ушаков, Юревич, 2015; Зверева, 2012; Мазилов, 2001; Юревич, 1999; Шулындин, 2001). Согласно их представлениям, методологический кризис проявляется в увеличении прикладной ориентированности науки при недостаточности внимания к фундаментальным разработкам в области психологии; в противопоставлении естественнонаучного и гуманитарного подходов; в утрате философского базиса психологии.

Сильной стороной отечественной психологической школы всегда были фундаментальные научно-теоретические разработки, а их ослабление в настоящее время приводит к разрыву преемственности в развитии научного знания. В этих условиях особую роль приобретает глубокое изучение истории российской психологической науки, выявление конструктивных идей и подходов, определивших ее достижения в ХХ столетии. Разработке историко-психологических проблем посвящены работы И.С. Алексеенко, Б.Г. Ананьева, В.В. Аншаковой, О.А. Артемьевой, В.А. Богданчикова, В.В. Большаковой, Е.А. Будиловой, А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Н.А. Логиновой, В.А. Мазилова, Т.Д. Марцинковской, Е.С. Миньковой, И. Мироненко, А.А. Никольской, О.Г. Носковой, Ю.Н. Олейника, А.В. Петровского, М.В. Соколова, Е. Соколовой, Б.М. Теплова, В.В. Умрихина, М.Г. Ярошевского и других авторов. Способствуя сохранению всего ценного, что создано в отечественной психологии на разных этапах ее развития, историко-психологические исследования помогают лучше понять современное состояние психологической науки, выявить точки ее роста и тенденции будущего развития. В нашем исследовании предметом историко-психологического исследования выступает научное творчество Дружинина.