В познавательной деятельности человека особое значение принадлежит творчеству как высшей форме человеческой активности и самодеятельности. В широком смысле под творчеством понимается такая деятельность человека, которая направлена на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих общественной значимостью. Творчество может проявляться в любой сфере человеческой деятельности.
Способность к творчеству, в том числе к научному, - динамическое образование, которое проявляется на разном уровне, с различной интенсивностью в разные периоды жизни. «Говоря о формировании ученого, о динамике его творчества, несправедливо было бы ограничиться каким-либо отдельным периодом, игнорируя тот факт, что каждый период, какими бы существенными признаками он ни отличался от другого, представляет лишь компонент нераздельного, единого процесса жизни личности. Детство или юность в формировании творческой личности может иметь не меньшее значение, чем зрелые годы» (Микулинский, Ярошевский, 1969, с. 16).
Научное творчество приобрело особое значение в современном мире, когда наука стала областью массовой деятельности людей, основой прогресса, высшей, наиболее продуктивной формой деятельности. «Понимание природы научного творчества необходимо для выполнения исследований на надлежащем уровне, и, следовательно, для их углубления и повышения теоретической и практической ценности» (Черняк, 2007, с. 8).
Специфика научного творчества изучается с разных сторон историками науки, науковедами, психологами, социологами и др. Как отмечает отечественный ученый Г.И. Рузавин, эта проблема привлекает все больше внимания специалистов в области философии, методологии и логики науки: «Они начинают осознавать, что, ограничивая задачи философии науки анализом существующего знания, нельзя получить адекватного представления о генезисе новых научных идей, а тем самым правильного понимания собственно творческой деятельности в науке» (Рузавин, 1985, с. 40).