Основная задача научного творчества, как считает Н.В. Пилипенко, заключается в том, чтобы «через познание в реальной действительности единичного, индивидуального,
поверхностного вскрыть присущее ей общее, внутреннее, которое отражается в форме понятий, категорий, проникнуть вглубь явлений, предметов, обнаружить их сущность, законы развития» (Пилипенко, 1971, с. 73). Научное творчество - не самоцель, а условие познания закономерностей окружающего мира с целью его преобразования в интересах человека. «Научное творчество - деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки; совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания. Под научным творчеством понимается работа, призванная непосредственно удовлетворять потребности познания окружающего мира, целесообразно изменять и улучшать его» (Андросова, 2013, с. 12). Вместе с тем, научный труд - один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующий многолетней предварительной подготовки и особых условий.
В отечественной философской и науковедческой литературе долгое время преобладало понимание субъекта научного творчества как общества в целом или научного коллектива. Как справедливо отмечается, «такой подход не только нивелировал представление о субъекте научного творчества, но и уводил в сторону от необходимости изучения субъективно-психологических, личностных аспектов процесса открытия нового» (Рогов, Кайдаков, Кроха, 2004, с. 6). Между тем, очевидно, что эффективность творческого труда чрезвычайно сильно зависит от состояния человека (легко расстроить направленность мысли, а восстановить творческое состояние очень трудно).