Найти в Дзене
Bollywoodtime

Шабана Азми. Пятикратная обладательница Национальной премии, у которой почти каждая роль — шедевр

Шабана Азми, несомненно, одна из величайших индийских актрис, выигравшая рекордные 5 национальных наград за лучшую женскую роль.

Вместе со Смитой Патиль, Насируддином Шахом и Омом Пури она является ведущей актрисой параллельного кино или «Индийской новой волны» 1970-х и 80-х годов. Более того, Шабана зарекомендовала себя как актриса мейнстримового жанра и была главной звездой Болливуда вплоть до середины 1980-х годов.

-2

Шабана родилась 18 сентября 1950 года в семье лирика и поэта Кайфи Азми и театральной актрисы Шаукат. Девушка окончила колледж Святого Ксавьера в Мумбаи по специальности «Психология», а затем поступила на двухгодичный курс актерского мастерства в Индийский институт кино и телевидения. В интервью 2003 года Шабана призналась:

«Мне посчастливилось увидеть Джаю Бхадури в ее дипломном фильме «Суман», и я была настолько покорена ее игрой, что сказала сама себе: «Боже мой, если я поступлю в Институт кино и смогу добиться такой же игры, то я хочу этим заниматься!».
-3

Учеба открыла для Шабаны новые возможности, в частности, знакомство с мировым кинематографом. Особенно ее увлекли фильмы шведского мастера Ингмара Бергмана. Шабана окончила институт в 1973 году и сразу подписала контракт на фильм К.А. Аббаса «Расстояние» (Faasla), а также начала работу над проектом «Замужество» (Parinay).

Шабана Азми в фильме "Росток"
Шабана Азми в фильме "Росток"

Однако ее первым вышедшим фильмом стал «Росток» (Ankur) режиссера Шьяма Бенегала. Когда Бенегал позвонил Шабане, она приехала к нему на встречу со своими самыми гламурными фотографиями. Режиссер взглянул на них, осторожно отложил в сторону и предложил ей «Росток»!

Фильм запомнился зрителям захватывающими подробностями сельской жизни и раскрытием жестокого и безразличного феодального строя. Он ознаменовал сенсационный дебют Шьяма и Шабаны и продемонстрировал их выдающуюся психологическую проницательность, сильно отличающуюся от той, что до этого момента обычно видели в традиционном хинди-кино.

-5

По иронии судьбы Шабана не была первым выбором на роль Лакшми. До нее Бенегал встречался с Вахидой Рехман, Анджу Махендру и Шардой, но все эти актрисы отказались от роли. Затем он встретил Шабану и снял ее в фильме, немного изменив сценарий, чтобы она лучше подошла на роль, сделав Лакшми более молодой женщиной.

Сегодня фильм немыслим без Шабаны, и он принес ей первую Национальную премию за лучшую женскую роль.

-6

Комментируя ее выступление, великий Сатьяджит Рай сказал: «Шабана, несомненно — одна из лучших драматических актрис нашего времени». Бенегал и Шабана позже сняли еще несколько незабываемых фильмов, таких как «Конец ночи» (Nishant, 1975), «Безумие» (Junoon, 1978), «Рыночная площадь» (Mandi, 1983) и «Женская доля» (Hari Bhari, 2000).

Шабана также впервые сыграла в фильмах развлекательного жанра. Ее первый опыт в этом плане был не особо удачен. Фильм «Мелодия любви» (Ishq Ishq Ishq, 1974) Дева Ананда, стал катастрофой года, а вот «Факира» (Fakira, 1976) с Шаши Капуром привел к появлению более популярных ролей, таких как «Амар, Акбар, Антони» (1977), «Воспитание» (1977), «Ад и Рай» (1978), «Божество» (1978) и «Маленькое предательство» (1980).

Шабана Азми
Шабана Азми

Несмотря на то, что не во всех коммерческих фильмах Шабаны Азми использовались ее блестящие актерские способности, она стала звездой в Болливуде. За фильм «Осознание» (1982) актриса выиграла свою вторую национальную премию за лучшую женскую роль и первую из трех лет подряд! Как женщина, которую бросил ее муж и которая в конечном итоге встает на ноги, Шабана отыграла просто блестяще!

Шабана Азми
Шабана Азми

По факту, период 1982-83 гг. был золотым периодом в карьере Шабаны. В 1983 году на церемонии вручения Filmfare Awards она получила 4 номинации из 5 (на лучшую женскую роль). За фильмы «Осознание», «Необдуманный шаг», «Аватар» и «Рыночная площадь». Пятой была Шридеви для «Грустной истории». Шабана выиграла премию за «Осознание».

Хотя следует отметить «Необдуманный шаг» — дебют режиссера Шекара Капура. С которым у Шабаны закрутился роман. Это прекрасная адаптация романа Эрика Сигала «Мужчина, женщина и ребенок». И фильм «Рыночная площадь», рассказывающий о публичном доме в самом центре города, для которого Шабане пришлось значительно поправиться.

Рекха и Шабана Азми
Рекха и Шабана Азми

В течение следующих двух лет Шабана выигрывала Национальную премию за «Руины» (Khandhar, 1983) режиссера Мринала Сена и «Переправу» (Paar, 1984) Гаутама Гхоша. А также стала лауреатом премии Filmfare за «Чувство» (Bhavna, 1984).

«Огонь» (1996) Дипы Мехты вызвал разногласия из-за темы нетрадиционных отношений между женщинами и породил множество протестов по всей Индии, но на западе Шабана была оценена по-достоинству и получила звание лучшей актрисы на Чикагском кинофестивале, а также была высоко оценена критиками во всем мире.

Шабана Азми
Шабана Азми

«Крестная мать» (Godmother, 1999) принесла актрисе пятую национальную премию за лучшую женскую роль. Это история женщины, которая осмеливается править мужским миром.

Входит в политику и использует свою силу, чтобы с одной стороны, улучшить плачевное состояние своего народа, а с другой — безжалостно устраняет тех, кто осмеливается встать у нее на пути.

Шабана и Джавед
Шабана и Джавед

Помимо съемок в кино, Шабана также играет в театре и является убежденным общественным активистом. Она отстаивает права обитателей трущоб, помогает мигрантам и борется со СПИДом и несправедливостью в реальной жизни.

Шабана замужем за известным сценаристом и поэтом Джаведом Ахтаром. Детей у пары нет, но она поддерживает хорошие отношения с детьми Джаведа от первого брака — режиссерами Фарханом Ахтаром и Зоей Ахтар.

Фархан Ахтар, Джавед Ахтар, Зоя Ахтар и Шабана Азми
Фархан Ахтар, Джавед Ахтар, Зоя Ахтар и Шабана Азми

Мила — Bollywoodtime