Сегодня мы снова вернёмся в Море Спокойствия, где Олдрин позирует Армстронгу у американского флага. Флаг на Базе Спокойствия и не думает колыхаться, а Олдрин стоит спокойно и, кажется, не против, чтобы его измерили. Мы его уже измеряли раньше, но тогда нам пришлось проявлять изобретательность: фотография-то одна, а нам нужно для точных измерений как минимум две. Мы нашли в тот раз способ, но раз уж Олдрин не возражает, почему бы не измерить его снова? Тем более, что автор переделыват модель места посадки «Аполлона-11», и пока он работает, то кое-что вспоминает...
Впрочем, почему нас так интересует рост астронавтов? Потому что он интересует не только нас. Как знают все поклонники кинооператора Коновалова,
Высоких стройных астронавтов в павильоне изображали актёры маленького роста, на 30-40 см ниже реальных прототипов.
Мы чувствуем своим научным долгом помочь кинооператору и его поклонникам, им мы и посвящаем наши измерения.
Что же вспомнил автор? Нет, совсем не то, что Олдрин у флага был сфотографирован Армстронгом два раза подряд.
К сожалению, эту пару невозможно использовать для точных измерений: снимки сделаны из одной точки (камера сместилась лишь примерно на 1 сантиметр или даже меньше), поэтому их параллакс очень мал. Но есть третий снимок, сделанный в тот же самый момент! Его сняла 16-миллиметровая кинокамера из окна ЛМ, поставленная в режим автоматической съёмки.
В прошлый раз мы уже убедились, что кадры кинокамеры отлично сочетаются с моделью и вполне могут быть использованы для фотограмметрических измерений. Так случилось и в этот раз. Автор безо всякого труда смог включить кадр с Олдриным вблизи флага в свою модель.
Все камни на своих местах, и даже «Хассельблад», снимающий Олдрина с севера, отлично лёг в руки Армстронга. А раз так, то ничего не мешает нам воспользоваться снимком фигуры Олдрина из окна лунного модуля, чтобы поставить на эту фигуру реперы для измерений.
Параллаксы со снимками «Хассельблада» Армстронга очень хороши: два направления съёмки почти перпендикулярны, что гарантирует высокую точность.
Теперь нам осталось просто посмотреть на Олдрина глазами камеры Армстронга и измерить. Хватит встроенной линейки, не придётся даже, как раньше, считать расстояния между точками. Итак, рост Олдрина получается... получается...
Цифры в середине фиолетовой линейки показывают расстояние между реперами: 1 метр 85 сантимеров. Не такой уж Олдрин и карлик, не правда ли?
Давайте заодно измерим и длину Олдрина: астронавт стоит с небольшим наклоном вперёд, поэтому его высота меньше, чем наибольшее расстояние от ботинок до макушки. Посмотрим на расстояние от пятки левого ботинка до макушки его шлема, эта линия проходит через всю фигуру астронавта:
Как и ожидалось, Олдрин длиннее, чем выше: 1 метр 91 сантиметр.
Что же, пора подвести итог. Конечно же, хоть мы с вами и гуляем по Луне, но разные люди могут иметь на этот счёт разные мнения, а кинооператоры и их поклонники, безусловно, тоже люди. И они вполне могут думать, что мы гуляем в павильоне. Но даже если так, и даже если мы смотрим на актёров вместо астронавтов, то актёры эти — не совсем коротышки. И даже вовсе не коротышки. Возможно, их и не взяли бы в баскетбольную команду (действительно, кто видел астронавта-баскетболиста?), но выше ли их кинооператор Коновалов? Ваш покорный слуга уж точно смотрел бы на Олдрина снизу вверх.
Но прежде, чем мы покинем павильон Базу Спокойствия, почему бы нам по случаю не приглядеться размеру этого места? Покажем с помощью двух линеек расстояние до пары камней на заднем плане.
Как видно, павильон в этом направлении не слишком велик: камень к юго-востоку от лунного модуля расположен чуть дальше 120 метров от флага, камень к юго-западу чуть ближе 400 метров. Эти камни видны из множества мест, так что измерения весьма точны. Погрешность едва ли превышает процент для первого камня и пару-тройку процентов для второго. Вот как выглядят эти камни из окна Армстронга:
Юго-восточный камень по-настоящему велик: длина этого валуна около 2,5 метров, в высоту он немногим меньше метра. Он прекрасно виден почти на любых снимках, сделанных LRO с орбиты. Впрочем, в будущем мы ещё прогуляемся и к другим большим валунам, окружающим Базу Спокойствия.
Как видно, лунная поверхность в южном направлении вовсе не заканчивается в первых десятках метров от лунного модуля или ещё ближе (как неоднократно предполагал кинооператор Коновалов в отношении разных лунных снимков). К сожалению, валы крупных кратеров ограничивают видимость на юг, поэтому впечатляющие дали в этом направлении увидеть непросто. (Мы не сомневаемся, что они всё-таки видны, но отсутствие крупных деталей затрудняет их безусловное отождествление.) Как бы то ни было, на несколько сотен метров павильон лунная поверхность в южном направлении превосходно просматривается. Когда-нибудь, продолжая тему занимательного павильоноведения, мы непременно постараемся заглянуть подальше 400 метров. А кто старается, тот справится. Как знать, может быть, нам удастя уверенно заглянуть и за 700 метров? Или за километр? А вдруг мы сможем увидеть даже на несколько километров? Это сильно расширило бы границы нашего павильонного восприятия, не правда ли? Нам есть, к чему стремиться и нам есть, куда смотреть.
А пока попрощаемся с Морем Спокойствия. Увидимся на следующей экскурсии — и конечно же не в павильоне, а на Луне!
Вас сопровождал, Олдрина измерял и камни искал El Selenita.