Успешный адвокат Хэнк Палмер (Роберт Дауни-мл.), средний сын местного судьи, приезжает в маленький провинциальный городок на похороны своей матери. В родном городе ему не очень рады, а отношения с отцом и старшим братом уже давно далеки от сердечных. Когда-то Хэнк вопреки мнению семьи покинул «малую родину», чтобы добиться успеха в большом городе, и много лет не поддерживал с недовольными этим родными никаких отношений.
После похорон раздражённый Хэнк нарочно делает так, чтобы его старший брат Глен (Винсент Д’Онофрио), заезжая задним ходом в гараж, задел машиной край ворот. Войдя в гараж, братья видят, что на старом автомобиле отца разбита фара и видны следы крови. У дороги полиция обнаруживает труп Марка Блеквела — человека, который когда-то был приговорён Палмером-старшим к 20 годам заключения и лишь недавно вышел из тюрьмы.
Полиция задерживает судью Палмера (Роберт Дюваль) по подозрению в убийстве. Сам же судья не помнит, что произошло.
Хэнк предлагает отцу защищать его в суде, но судья Палмер из-за сложных отношений с сыном отказывается и обращается к неопытному юристу Си. Пи. Кеннеди. Сторону же обвинения представляет опытнейший прокурор Дуайт Дикхэм (Билли Боб Торнтон), даже не пытающийся скрывать, что у него есть «зуб» на Хэнка по нескольким старым делам, которые тот с блеском выиграл.
Из-за неопытности Си. Пи. Кеннеди сторона обвинения одерживает победу на предварительном слушании, и дело передаётся в суд.
Хэнк собирается уезжать, но Глену удаётся уговорить его задержаться. Более того, Хэнк случайно встречает в городе свою старую любовь и, не зная этого, знакомится и сближается с её дочерью. Правда, выяснив возраст девушки, Хэнк начинает подозревать, что может оказаться её отцом (позже становится известно, что на самом деле отцом был его старший брат Глен).
Некоторое время спустя Хэнк выясняет, что его отец болен раком. Из-за химиотерапии старый судья страдает провалами памяти, но тщательно скрывает свои проблемы. Если об этом станет известно, то все вынесенные за время его лечения приговоры могут быть оспорены — адвокаты осуждённых смогут потребовать признать судью Палмера недееспособным и на этом основании получат возможность обжаловать все принятые им за последние годы судебные решения.
Хэнку все же удается наладить отношения с отцом, и тот соглашается, чтобы Хэнк защищал его в суде. Си. Пи. становится помощником Хэнка.
В судебном заседании Хэнк, действительно блестящий адвокат, словно давая мастер-класс и неопытному Си. Пи., и опытнейшему Дуайту Дикхэму, разносит в пыль все улики, представленные полицией. Так, он полностью дискредитирует все показания матери погибшего. Миссис Блеквел утверждает, что для неё было большой радостью, когда её сын вышел из тюрьмы, поскольку она очень скучала и сын был её единственной отрадой, но Хэнк с помощь тюремного журнала посещений демонстрирует суду, что мать за 20 лет посетила сына всего лишь дважды. И, поскольку эти её утверждения — явная ложь, следовательно, любым другим её утверждениям также нельзя верить безоговорочно. Когда полиция предъявляет суду фотографию, на которой ясно видно, что на месте гибели Марка Блеквела не было следов тормозного пути от шин сбившего его автомобиля, обосновывая этим умышленный характер убийства, Хэнк, использовав тот же снимок, показывает, что и это не может являться безусловным доказательством вины.
В перерыве между заседаниями прокурор Дикхэм приглашает Хэнка пообщаться лицом к лицу и демонстрирует серьёзную улику — видеозапись с камеры видеонаблюдения в магазине при автозаправочной станции, на которой видно, как Марк Блеквел, выйдя из магазина, едет на велосипеде в одну сторону, а машина судьи Палмера выезжает с заправки в другую сторону, но чуть позже проезжает мимо камеры в противоположном направлении, следом за Блеквелом. Дикхэм предлагает сделку: если защита признает вину подсудимого, судья Палмер получит десять лет, из которых отсидит только семь. Хэнк же утверждает, что его отец не убийца и он будет защищать его до победного конца.
В судебном заседании прокурор, допрашивая судью Палмера, расспрашивает его про ночь убийства, но судья ничего не помнит. Хэнк уже уверен в победе, но Палмер-старший, человек абсолютно честный и ничего не пытающийся скрыть от суда, внезапно вспоминает, что могло стать его мотивом: он встретил убитого в продуктовом магазинчике при той самой злополучной заправке, и пьяный Блеквел умудрился одной циничной фразой грязно оскорбить и только что похороненную жену старого судьи, и память девушки, за убийство которой Блеквел когда-то был осуждён. Завершая рассказ, судья Палмер произносит слова, оказавшиеся для него роковыми: «Я не помню лишь, как сбил этого ублюдка».
Хэнк, верный своему долгу защитника, идёт на отчаянный шаг и вопреки запрету отца раскрывает в суде факт его болезни в надежде, что жюри присяжных отнесется к подсудимому со снисхождением. В результате присяжные выносят вердикт: по обвинению в убийстве первой степени — не виновен, по обвинению в непредумышленном убийстве — виновен. Суд приговаривает Палмера к четырём годам заключения, но всего через 7 месяцев из соображений гуманности его по ходатайству прокурора Дикхема выпускают из тюрьмы досрочно.
Вскоре старый судья умирает — на рыбалке с сыном, прямо в лодке, с удочкой в руках, спокойно и тихо. Хэнк, надолго задержавшийся в городе и проведший с отцом весь его последний день, обнаруживает, что за это время его собственные ценности и отношение к жизни заметно изменились. В последней сцене фильма Палмер-младший в выходной день проходит мимо здания суда. Зайдя внутрь (двери в городе не запирают), он бродит по памятному ему залу и в конце концов, поднявшись на возвышение, задумчиво закручивает кожаное председательское кресло за пустующим столом судьи. Кресло останавливается, развернувшись к нему — словно приглашая Хэнка занять место отца.
В Ролях:
Роберт Дауни-младший (адвокат Хэнк Палмер)
Роберт Дюваль (Джозеф Палмер,отец Хенка,местный судья)
Винсент Д`Онофрио (Глен Палмер, старший брат Хэнка)
Джереми Стронг (Дейл Палмер, младший брат Хэнка)
Билли Боб Торнтон (Дуайт Дикхэм, обвинитель на процессе судьи Палмера)
Дэкс Шепард (Си. Пи. Кеннеди, начинающий адвокат)
Лейтон Мистер (Карла Пауэлл)
Создание:
Сценарий фильма первоначально был написан Ником Шенком. В марте 2011 года был нанят Девид Сайдлер, чтобы переписать сценарий , но в апреле 2012 его сменил Билл Дюбюк.
В марте 2013 было объявлено, что роли в фильме получили Роберт Дюваль,Винсент Д`Онофрио, Вера Фармиго и Декс Шепард. 15 марта 2013 стало известно, что Билли Боб Торнтон ведёт переговоры об участии в фильме. В апреле 2013 Лейтон Мистер присоединилась к актёрскому составу.
На роль Джозефа Палмера рассматривались Джек Николсон и Томми Ли Джонс. В итоге был утверждён Роберт Дюваль. На главную женскую роль претендовала Элизабет Бенкс.
Съёмки начались 31 мая 2013 в Шелберн Фолс (Массачусетс)). Также съёмки проходили в Этлборо, Дедхэме и Сандерленде (Массачусетс). Некоторые сцены фильма снимались в Вустере (Массачусетс) и Бостоне
Моё Мнение:
История далека от жизненной правды...
Действие в фильме "Судья" развивается очень динамично, сразу включаешься в суть семейной драмы. Извечная проблема "отцов и детей"... Режиссер Дэвид Добкин обращается к этой теме в формате профессионального конфликта судья-адвокат. В качестве неоспоримого достоинства этого фильма, я бы отметил потрясающую игру актеров. Роберт Дауни мл. в роли адвоката, сына судьи, гениально раскрывает характер человека, который все прошедшие годы посвятил тому, чтобы доказать свою значимость и независимость от отца и его влияния. Веришь каждому его слову, каждому поступку. Судья, в исполнении Роберта Дювалля, просто перенесен из жизни со всеми стариковскими проблемами, немощами (предельно натуралистичными) и характерным поведением тяжело больного человека.
Отличная операторская работа: выхваченные в кадре глаза адвоката, в которых на наших глазах проявляется сначала сомнение, затем осознание свой вины перед семьёй- это просто шедевр.
Очень интересно и дальнейшее развитие взаимоотношения "отцы и дети", когда молодой герой вдруг понимает что испытывает по отношению к своей дочери, тоже что и тысячи, миллионы родителей до него, и все в этой жизни повторяется...
Но наиболее интересной для меня стала тема осознания героем своей вины. А вина адвоката Хэнка Палмера очевидна. Прежде всего перед матерью, которая умерла так и не дождавшись его возвращения. О как это типично, вырвавшись из родительского гнезда, считать, что все там застыло в тот момент, когда его покидаешь и как горько в последствии осознавать, что жизнь идет там к закату и обрывается... и ничего уже не повториться... Остается только пересматривать фотографии и киноленты. Герой виноват и перед отцом вдвойне. Потому, что отец вынужден был судить его по всей строгости законов и еще из-за того, что мать всю жизнь обвиняла отца в разрыве с сыном. Виноват он и перед братом, и перед девушкой, да перед всем миром...
Но все же главной, на мой взгляд, является тема долга перед государством и чести перед людьми. Именно судья поднимается над собственными интересами, чтобы доказать своей жизнью, что перед законом все равны...
В какой-то момент подумалось: как высоко развитие общества, где ставятся такие проблемы, где есть такие судьи, для которых их дело, принципы, честность- важнее личного счастья и благополучия.
Еще немного и потекут слезы... Но! Вдруг пузырь эмоционального накала, лопается! А ведь это уже где-то было... И понимаешь, что рафинированный образ судьи- "праведника", сродни... Ну кого подобрать по аналогии с советским кино? И тут приходит на память образ Василия Губанова из фильма "Коммунист"- это выдающийся фильм Юлия Райзмана о героическом труде на одной из советских строек коммуниста в исполнении Е. Урбанского. Этот фильм вспомнился не из-за прямого сходства главных героев, а именно из-за абсолютной идеологической значимости для общества и абсолютно очевидной символичности персонажей. Оба героя не претендуют на жизненность и достоверность. Их задача служить недостежимым идеалом, быть "святым", если хотите. Мы непроизвольно сравниваем себя с ними и понимаем всю свою никчемность, не идеальность, и стремимся быть лучше. Хотя, сама жертвенность героев несколько отличается, в них больше сходства, чем это кажется на первый взгляд, что не делает их ближе к жизни.
Итак, очевидный вывод: в фильме "Судья" нет правды жизни, если есть жизнь вообще. Это ощущение особенно усиливается когда адвокат на наших глазах "перевоспитывается" и остается на родине своих родителей продолжать дело отца...
Для меня, самого главной проблемой, оказалось поставить фильму оценку. Все зависит от того, какую шкалу использовать, для измерения "качества" фильма. Если целью кино считать отображение жизни (зеркало жизни), то фильм не справился с этим. Но разве можно искусство мерить такими мерками? Если рассматривать его с точки зрения вызванных эмоций, то фильм на высоте. Если с точки зрения идеологической составляющей, то, как и упомянутый выше "Коммунист", фильм "Судья"-гениален. Так что режиссер Дэвид Добкин поставил невыполнимую для меня, в этом смысле, задачу. Пусть каждый оценит сам.