Как все было устроено.
Воды Японского, Желтого и Восточно-Китайского морей были большим местом скопление пиратов с древности до начало XVII в. В своем подавляющем большинстве это были японцы.
В раннем Средневековье существовали воинственные общины или "люди моря". В основном такие люди занимались рыбной ловлей, судоходством и добычей соли. Они считали себя слугами морских богов и присвоили самовольно себе право требовать с идущих судов налог. В случае отказа денежные средства забирались силой. Некоторые находились за плечом монастырей и святилищ, которые освобождали их от налога на продажу морепродуктов, где они имели земельные владения. Так появился зародыш пиратсва... По - другому нельзя назвать их деятельность.
Разрастание пиратов.
Постепенно начали возникать профессиональные сообщества пиратов. Сотни островов и укромных бухт давали убежище эти отчаянным людям, которые наживались на грабежах судов, везущих из провинций в столицу Нара налоговый рис, или шедших через узкий пролив Симоносе-ки (между островами Хонсю и Кюсю) в Китай и Корею. Императорский указ 862 г. предписывал местным властям преследовать и арестовывать пиратов в провинциях, прилегающих к Внутреннему морю. Но победить это зло было делом непростым. Действуя небольшими группами морские разбойники-кайдзоку продолжали свою противоправную деятельность. В 931, 932 и 933 гг. вновь последовали указы императора о противодействии пиратам, но положение только ухудшалось.
Появление самураев.
С появлением самураев на главной сцене жизнь пиратов существенно осложнилась. Военный клан Тайра возвысился именно в результате борьбы с кайдзоку, которые доставляли большие неприятности не только населению прибрежных районов, но и императорской столице. В частности, они перехватывали корабли с зерном, шедшие в новую столицу Киото. С 1129 г. Тайра Тадамори ежегодно организовывал экспедиции против пиратов Внутреннего моря, но заметный успех пришел только в 1135 г., когда он вернулся в столицу с 70 пленниками. Однако только 30 преступников оказались настоящими пиратами; остальные были мелкими контрабандистами, арестованными Тадамори для усиления победного эффекта и увеличения награды. Глава дома Тайра получил право контролировать морскую торговлю с Китаем. Контрабанда была неотъемлемой частью этой торговли во Внутреннем море, и между контрабандистами и береговой охраной Тадамори существовало нужное понимание.
Тайра Киемори.
В 1118 г. родился Тайра Киемори, самый выдающийся представитель клана. В 1146 г. он стал губернатором провинции Аки, прилегающей к Внутреннему морю, и, получая большие доходы от торговли с Китаем, приумножал богатства рода. Стремительное возвышение Киёмори при дворе произошло после того, как он подавил антиправительственный мятеж, поднятый главой другого сильного военного клана - Минамото Ёситомо. В 1167 г. Киёмори занял пост главного министра, его сыновья стали министрами, ближайшие родственники получили высокие придворные ранги, дочери отдавались замуж за членов императорского дома.
Благополучию Тайра бросил вызов Минамото Еритомо. Знаменитое сражение домов Минамото и Тайро в 1185 году закончилось поражением Тайро. В решающем морском сражении при Данноура сражались знаменитые пираты Кумано. Две сотни судов с командами, состоящими из кайдзоку, сыграли важную роль в победе над Тайра и установлении режима военного правления.
Выход на международную арену.
В первые десятилетия XIII в. японские пираты вышли на международную арену. Их жертвой стала Корея, которая была ослаблена периодическими вторжениями монголов. В это время Япония страдала от неурожаев, связанных с длительной засухой, и остро ощущалась нехватка продовольствия. К тому же сёгунское правительство находилось теперь в Камакура, далеко на востоке страны, и потому не могло эффективно контролировать обитателей небольших островов и бухт на далеком западе.
В 1223 г. банды японских пиратов атаковали южное побережье Кореи из баз, устроенных на северном побережье Кюсю и о-вах Ики и Цусима. После этого рейды стали практически ежегодными. Корейцы называли незваных гостей из Японии «вэку». Этот термин происходил от китайского «вокоу», что значит «разбойники из страны Во» (Во, или Ва - это древнее китайское название Японии). Японцы позаимствовали это название (в форме вако) для обозначения пиратов, действовавших, в отличие от кайдзоку, за пределами страны.
Число вако значительно выросло после попыток монголов захватить Японию. Дважды (в 1274 и 1291 гг.) они осуществляли масштабные морские экспедиции на Кюсю. Японии пришлось создать свой военный флот. Многие воины были привлечены к морской службе. Оказавшись не у дел после отражения монгольских нашествий, японские мореходы не вернулись к сухопутной жизни. На кораблях, которые были специально изготовлены для борьбы с монголами (двухпалубных, остойчивых, снабженных компасом), они стали появляться у восточного побережья Китая. Пираты самовольничали: грабили вывозили ценные вещи.
Попытки приостановить деятельность пиратов.
Смотря на все беззаконие, которое было дозволено пиратам, невозможно было оставаться в стороне. Власти пытались взять контроль над ситуацией. По законодательству сёгуната Минамото (1185-1333 гг.) пиратство считалось преступлением и рассматривалось как воровство. Однако в условиях политической раздробленности законы правительства редко исполнялись. Не все считали пиратство предосудительным занятием; для моряков оно было обычным видом деятельности.
Нападение на Корею.
В середине XIV века масштабы пиратсва только увеличивались. Это было связано с гражданской войной, отсутсвием центральной власти. Пираты с северного побережья Кюсю отправлялись через моря в Корею.
В корейской хронике «Корё са» («История Корё», 1451 г.) отмечается усиление пиратской активности в 1350 г. Вако на сотне судов атаковали южное побережье Корейского полуострова шесть раз в течение года. «Именно тогда действительно началось вторжение вако», -констатируется в «Корё са». В 1351 г. в нападении участвовали 130 кораблей, в 1363 - 213, в 1374 - 350 судов и т.д. Одна из этих экспедиций разграбила столицу Кэсон
Главной наживой для пиратов служило продовольствие, многие искатели приключений присоединялись к разбоем со стороны пиратов, так как они это делали почти беспрепятственно.
Необходилось и без похищение местных жителей... После они отдавали тх в рабство или требовали выкуп.
Награбленного было так много, что население о-вов Цусима, Оки, Гото и северного побережья Кюсю не могли потребить всего для собственных нужд. Через порт Хаката товары поставлялись на рынки центральной части Японии.
Корейцы, как могли, оказывали сопротивление. В 1379 г. вако в составе 700 и 2 000 пеших воинов совершили рейд вглубь страны. Корейский военачальник Ли Сон Ге, будущий основатель династии Ли, отразил эту атаку, как и последовавшие за ней. Корейскому правительству пришлось создать Ведомство вооружений в 1377 г. и построить корабли, вооруженные пушками.
В 1380 г. около 500 пиратских судов были сожжены в устье р. Кум. Были предприняты атаки на пиратские базы на о. Цусима в 1389 и 1419 гг. Династия Ли, которая пришла к власти в 1392 году, попыталась хоть как-то остановить поток непрерывных рейдов. Правительство вела переговоры с вождями пиратов, предлагая им высокие должности, земли и богатство. Эффект это произвело неоднозначный: некоторые вожди приняли дары и переклафицировались; а многие перевели свой взор на богатсво Китая.
Китай против пиратов.
В конце XIV в. сёгун Асикага Ёсимицу, стремившийся установить выгодные торговые связи с Китаем, в ходе дипломатических контактов взял на себя обязательство бороться с вако. Китайцев не особенно интересовали контакты с Японией, но их волновало пиратство. Поэтому они согласились на то, чтобы два корабля в год приходили в Китай. Однако коренных перемен не произошло. Императоры династии Мин, пришедшие к власти в 1368 г., рассматривали иностранных торговцев как угрозу основам своего государства и закрыли для них Поднебесную. Китайским подданным было запрещено посещать зарубежные (в том числе японские) порты, морская торговля стала государственной монополией. Эта политика оживила деятельность вако. В 1419 г. 30 кораблей отплыли с о-ва Цусима в Китай, не зная, что минское правительство отслеживало все их передвижения.
Пиратский флот попал в засаду на Ляодунском полуострове, 1 500 вако лишились голов
После такого события в Китайских водах наступило относительное затишье.
Хотелось бы отметить, что не только Японцы становились пиратами:
Некоторые корейцы присоединялись к японским пиратам и вливались в их банды или создавали собственные шайки. В середине XV в., согласно корейскому источнику, от 10 до 29 % вако были корейцами, многие из них базировались на корейском острове Чеджудо и «одевались как японцы»
Неменуемый закат пиратства.
Во второй половине XVI в. начинается закат пиратства в Восточно-Азиатских морях. В большой степени это было следствием жесткой социальной политики Тоётоми Хидэёси. В 1581 г. он начал кампанию, которая получила название «охота за мечами». Это означало безусловное изъятие оружия у людей всех сословий, кроме самураев. Снижению активности морских разбойников способствовало и то, что португальцы прибрали к своим рукам международную торговлю в регионе и преследовали пиратов, занимавшихся контрабандой. Но только с объединением Страны восходящего солнца и установлением власти сёгунов Токугава в 1603 г. японское пиратство прекращается. «Закрытие» Японии предполагало, кроме всего прочего, запрет на строительство кораблей, способных к дальним плаваниям. Японцам также запрещалось под страхом смертной казни покидать пределы страны.
Пиратство в Японском, Желтом и Восточно-Азиатском морях в течение многих веков было важным фактором политических, экономических и военных отношений между Китаем, Кореей и Японией. Оно было порождено внутренними проблемами Японии, но стало международным феноменом из-за масштабов распространения, дестабилизирующего воздействия на экономику региона и интернационализацией состава участников во второй половине рассматриваемого периода. С другой стороны, пиратство в некоторые периоды было главным, хотя и специфическим, средством товарообмена между Японией и континентальными странами. Последствия пиратской деятельности в Восточной Азии еще долгое время проявлялись во взаимном недоверии вовлеченных в нее государств и использовании проторенных морскими разбойниками путей в военных операциях.
Пираты нападали и на восточное побережье Китая. Всего за 9 лет, между 1551 и 1560 гг., было зафиксировано 467 инцидентов, в основном в прибрежных провинциях Чжэцзян и Фуцзянь
Ознакомьтесь.
ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Часть 2.
ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Часть 1.
- #пираты #вако #рейды #торговля #самураи #политика