Найти в Дзене
Средневековая жизнь

Пираты восточно-азиатских морей.

Как все было устроено. Воды Японского, Желтого и Восточно-Китайского морей были большим местом скопление пиратов с древности до начало XVII в. В своем подавляющем большинстве это были японцы. В раннем Средневековье существовали воинственные общины или "люди моря". В основном такие люди занимались рыбной ловлей, судоходством и добычей соли. Они считали себя слугами морских богов и присвоили самовольно себе право требовать с идущих судов налог. В случае отказа денежные средства забирались силой. Некоторые находились за плечом монастырей и святилищ, которые освобождали их от налога на продажу морепродуктов, где они имели земельные владения. Так появился зародыш пиратсва... По - другому нельзя назвать их деятельность. Разрастание пиратов. Постепенно начали возникать профессиональные сообщества пиратов. Сотни островов и укромных бухт давали убежище эти отчаянным людям, которые наживались на грабежах судов, везущих из провинций в столицу Нара налоговый рис, или шедших через узкий пролив
Оглавление

Как все было устроено.

Воды Японского, Желтого и Восточно-Китайского морей были большим местом скопление пиратов с древности до начало XVII в. В своем подавляющем большинстве это были японцы.

В раннем Средневековье существовали воинственные общины или "люди моря". В основном такие люди занимались рыбной ловлей, судоходством и добычей соли. Они считали себя слугами морских богов и присвоили самовольно себе право требовать с идущих судов налог. В случае отказа денежные средства забирались силой. Некоторые находились за плечом монастырей и святилищ, которые освобождали их от налога на продажу морепродуктов, где они имели земельные владения. Так появился зародыш пиратсва... По - другому нельзя назвать их деятельность.

Превью.
Превью.

Разрастание пиратов.

Постепенно начали возникать профессиональные сообщества пиратов. Сотни островов и укромных бухт давали убежище эти отчаянным людям, которые наживались на грабежах судов, везущих из провинций в столицу Нара налоговый рис, или шедших через узкий пролив Симоносе-ки (между островами Хонсю и Кюсю) в Китай и Корею. Императорский указ 862 г. предписывал местным властям преследовать и арестовывать пиратов в провинциях, прилегающих к Внутреннему морю. Но победить это зло было делом непростым. Действуя небольшими группами морские разбойники-кайдзоку продолжали свою противоправную деятельность. В 931, 932 и 933 гг. вновь последовали указы императора о противодействии пиратам, но положение только ухудшалось.

Японскии пираты. https://images.app.goo.gl/2k1hPCbns2Ldv679A
Японскии пираты. https://images.app.goo.gl/2k1hPCbns2Ldv679A

Появление самураев.

С появлением самураев на главной сцене жизнь пиратов существенно осложнилась. Военный клан Тайра возвысился именно в результате борьбы с кайдзоку, которые доставляли большие неприятности не только населению прибрежных районов, но и императорской столице. В частности, они перехватывали корабли с зерном, шедшие в новую столицу Киото. С 1129 г. Тайра Тадамори ежегодно организовывал экспедиции против пиратов Внутреннего моря, но заметный успех пришел только в 1135 г., когда он вернулся в столицу с 70 пленниками. Однако только 30 преступников оказались настоящими пиратами; остальные были мелкими контрабандистами, арестованными Тадамори для усиления победного эффекта и увеличения награды. Глава дома Тайра получил право контролировать морскую торговлю с Китаем. Контрабанда была неотъемлемой частью этой торговли во Внутреннем море, и между контрабандистами и береговой охраной Тадамори существовало нужное понимание.

Тайра Тадамори. https://images.app.goo.gl/C6Tu9dkzwGChGU8XA
Тайра Тадамори. https://images.app.goo.gl/C6Tu9dkzwGChGU8XA
Самурай. https://images.app.goo.gl/eUKmUdxwu9bcg7tq9
Самурай. https://images.app.goo.gl/eUKmUdxwu9bcg7tq9

Тайра Киемори.

В 1118 г. родился Тайра Киемори, самый выдающийся представитель клана. В 1146 г. он стал губернатором провинции Аки, прилегающей к Внутреннему морю, и, получая большие доходы от торговли с Китаем, приумножал богатства рода. Стремительное возвышение Киёмори при дворе произошло после того, как он подавил антиправительственный мятеж, поднятый главой другого сильного военного клана - Минамото Ёситомо. В 1167 г. Киёмори занял пост главного министра, его сыновья стали министрами, ближайшие родственники получили высокие придворные ранги, дочери отдавались замуж за членов императорского дома.

Тайра Киёмори. https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org
Тайра Киёмори. https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org

Благополучию Тайра бросил вызов Минамото Еритомо. Знаменитое сражение домов Минамото и Тайро в 1185 году закончилось поражением Тайро. В решающем морском сражении при Данноура сражались знаменитые пираты Кумано. Две сотни судов с командами, состоящими из кайдзоку, сыграли важную роль в победе над Тайра и установлении режима военного правления.

Битва при Данноура. https://images.app.goo.gl/QEn8Ruo3dv2AdWrZA
Битва при Данноура. https://images.app.goo.gl/QEn8Ruo3dv2AdWrZA

Выход на международную арену.

В первые десятилетия XIII в. японские пираты вышли на международную арену. Их жертвой стала Корея, которая была ослаблена периодическими вторжениями монголов. В это время Япония страдала от неурожаев, связанных с длительной засухой, и остро ощущалась нехватка продовольствия. К тому же сёгунское правительство находилось теперь в Камакура, далеко на востоке страны, и потому не могло эффективно контролировать обитателей небольших островов и бухт на далеком западе.

В 1223 г. банды японских пиратов атаковали южное побережье Кореи из баз, устроенных на северном побережье Кюсю и о-вах Ики и Цусима. После этого рейды стали практически ежегодными. Корейцы называли незваных гостей из Японии «вэку». Этот термин происходил от китайского «вокоу», что значит «разбойники из страны Во» (Во, или Ва - это древнее китайское название Японии). Японцы позаимствовали это название (в форме вако) для обозначения пиратов, действовавших, в отличие от кайдзоку, за пределами страны.

Число вако значительно выросло после попыток монголов захватить Японию. Дважды (в 1274 и 1291 гг.) они осуществляли масштабные морские экспедиции на Кюсю. Японии пришлось создать свой военный флот. Многие воины были привлечены к морской службе. Оказавшись не у дел после отражения монгольских нашествий, японские мореходы не вернулись к сухопутной жизни. На кораблях, которые были специально изготовлены для борьбы с монголами (двухпалубных, остойчивых, снабженных компасом), они стали появляться у восточного побережья Китая. Пираты самовольничали: грабили вывозили ценные вещи.

Попытки приостановить деятельность пиратов.

Смотря на все беззаконие, которое было дозволено пиратам, невозможно было оставаться в стороне. Власти пытались взять контроль над ситуацией. По законодательству сёгуната Минамото (1185-1333 гг.) пиратство считалось преступлением и рассматривалось как воровство. Однако в условиях политической раздробленности законы правительства редко исполнялись. Не все считали пиратство предосудительным занятием; для моряков оно было обычным видом деятельности.

Нападение на Корею.

В середине XIV века масштабы пиратсва только увеличивались. Это было связано с гражданской войной, отсутсвием центральной власти. Пираты с северного побережья Кюсю отправлялись через моря в Корею.

В корейской хронике «Корё са» («История Корё», 1451 г.) отмечается усиление пиратской активности в 1350 г. Вако на сотне судов атаковали южное побережье Корейского полуострова шесть раз в течение года. «Именно тогда действительно началось вторжение вако», -констатируется в «Корё са». В 1351 г. в нападении участвовали 130 кораблей, в 1363 - 213, в 1374 - 350 судов и т.д. Одна из этих экспедиций разграбила столицу Кэсон
https://images.app.goo.gl/56eq2zLRxi8wnrJn7
https://images.app.goo.gl/56eq2zLRxi8wnrJn7

Главной наживой для пиратов служило продовольствие, многие искатели приключений присоединялись к разбоем со стороны пиратов, так как они это делали почти беспрепятственно.

Необходилось и без похищение местных жителей... После они отдавали тх в рабство или требовали выкуп.

Награбленного было так много, что население о-вов Цусима, Оки, Гото и северного побережья Кюсю не могли потребить всего для собственных нужд. Через порт Хаката товары поставлялись на рынки центральной части Японии.

Корейцы, как могли, оказывали сопротивление. В 1379 г. вако в составе 700 и 2 000 пеших воинов совершили рейд вглубь страны. Корейский военачальник Ли Сон Ге, будущий основатель династии Ли, отразил эту атаку, как и последовавшие за ней. Корейскому правительству пришлось создать Ведомство вооружений в 1377 г. и построить корабли, вооруженные пушками.

В 1380 г. около 500 пиратских судов были сожжены в устье р. Кум. Были предприняты атаки на пиратские базы на о. Цусима в 1389 и 1419 гг. Династия Ли, которая пришла к власти в 1392 году, попыталась хоть как-то остановить поток непрерывных рейдов. Правительство вела переговоры с вождями пиратов, предлагая им высокие должности, земли и богатство. Эффект это произвело неоднозначный: некоторые вожди приняли дары и переклафицировались; а многие перевели свой взор на богатсво Китая.

Китай против пиратов.

В конце XIV в. сёгун Асикага Ёсимицу, стремившийся установить выгодные торговые связи с Китаем, в ходе дипломатических контактов взял на себя обязательство бороться с вако. Китайцев не особенно интересовали контакты с Японией, но их волновало пиратство. Поэтому они согласились на то, чтобы два корабля в год приходили в Китай. Однако коренных перемен не произошло. Императоры династии Мин, пришедшие к власти в 1368 г., рассматривали иностранных торговцев как угрозу основам своего государства и закрыли для них Поднебесную. Китайским подданным было запрещено посещать зарубежные (в том числе японские) порты, морская торговля стала государственной монополией. Эта политика оживила деятельность вако. В 1419 г. 30 кораблей отплыли с о-ва Цусима в Китай, не зная, что минское правительство отслеживало все их передвижения. 

Пиратский флот попал в засаду на Ляодунском полуострове, 1 500 вако лишились голов 

После такого события в Китайских водах наступило относительное затишье.

Хотелось бы отметить, что не только Японцы становились пиратами:

Некоторые корейцы присоединялись к японским пиратам и вливались в их банды или создавали собственные шайки. В середине XV в., согласно корейскому источнику, от 10 до 29 % вако были корейцами, многие из них базировались на корейском острове Чеджудо и «одевались как японцы» 

Неменуемый закат пиратства.

Во второй половине XVI в. начинается закат пиратства в Восточно-Азиатских морях. В большой степени это было следствием жесткой социальной политики Тоётоми Хидэёси. В 1581 г. он начал кампанию, которая получила название «охота за мечами». Это означало безусловное изъятие оружия у людей всех сословий, кроме самураев. Снижению активности морских разбойников способствовало и то, что португальцы прибрали к своим рукам международную торговлю в регионе и преследовали пиратов, занимавшихся контрабандой. Но только с объединением Страны восходящего солнца и установлением власти сёгунов Токугава в 1603 г. японское пиратство прекращается. «Закрытие» Японии предполагало, кроме всего прочего, запрет на строительство кораблей, способных к дальним плаваниям. Японцам также запрещалось под страхом смертной казни покидать пределы страны.

Пиратство в Японском, Желтом и Восточно-Азиатском морях в течение многих веков было важным фактором политических, экономических и военных отношений между Китаем, Кореей и Японией. Оно было порождено внутренними проблемами Японии, но стало международным феноменом из-за масштабов распространения, дестабилизирующего воздействия на экономику региона и интернационализацией состава участников во второй половине рассматриваемого периода. С другой стороны, пиратство в некоторые периоды было главным, хотя и специфическим, средством товарообмена между Японией и континентальными странами. Последствия пиратской деятельности в Восточной Азии еще долгое время проявлялись во взаимном недоверии вовлеченных в нее государств и использовании проторенных морскими разбойниками путей в военных операциях.

Пираты нападали и на восточное побережье Китая. Всего за 9 лет, между 1551 и 1560 гг., было зафиксировано 467 инцидентов, в основном в прибрежных провинциях Чжэцзян и Фуцзянь 

Ознакомьтесь.

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Часть 2.

ФИЛОСОФИЯ, ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Часть 1.

  • #пираты #вако #рейды #торговля #самураи #политика