Найти тему
Fiasco Fobia

Фиаско власти…ЭСТЕТОВ!

ФиаскоФобия делает официальное признание: у нас случилось обострение фиаско узости политического мышления, а именно: всю жизнь, мы-малограмотные думали, что политика – это про то, как те, кто дорвался до кормушки, не пускают до нее «недорвавшихся» (обставляя все, как борьбу «левых» с «правыми», например), и обзывая этот компот «капитализмом», «ленинизмом» и прочими «измами».

«Моральный облик» с «эстетическим восприятием мира», и у власти, и у оппозиции при этом, примерно тоже одинаков: бери побольше всего и без разбору…

И вдруг, пришло фиаско, откуда не ждали: из Японии, если конкретно - из японской истории средних веков, когда страной правили тадааам…ЭСТЕТЫ!

Немного скупо-занудных фактов: Япония (эпоха Хэйан) VIII-Х веков, где к власти (от императорского двора до «муниципальных властей») пришли люди, которые пытались доказать, что красота спасет мир, причем не «поэтически», а буквально – 5 тыс. аристократов создали «вертикаль власти», в которой политику определяла ЭСТЕТИКА!

В указах и распоряжениях перечислялись ОТТЕНКИ парадных одежд; чиновники должны были исполнять «официальные» танцы перед начальством, а генералы – писать стихи; впервые в мировой истории красота (с точки зрения власти!) оценивалась выше пользы, благоразумия и пр.

-2

Эпоха Хэйан, это - любование природой, составление духов (и мужчины и женщины наравне здесь); презрение к военным - идеал мужчины, не мускулистый боец, а женоподобный юнец (эпоха самураев еще не наступила, и мало кто умел обращаться с оружием и ездить верхом); идеал женщины – черные от красителей зубы, нарисованные брови посреди лба и черные «в пол» волосы...

Нравы были свободны настолько, что ветреность была правилом, верность – исключением, а ревность – болезнью, и лучше всего, про «это» пишет живой классик литературы Александр Генис: «Чтобы превратить нехитрый физиологический акт в рафинированный шедевр, хэйанцы обуздали секс веригами условностей и отобрали его у физиологии, семьи и религии, обратив в искусство».

И, все «это» на фоне того, что ни при каких обстоятельствах хэйанки не позволяли себя видеть голыми (женская фигура вообще не входила в тогдашний культ красоты) и даже спали одетыми: сохранились забавные свидетельства, как при краже одежды у двух фрейлин, бедняжки остались полностью голыми и все вокруг в панике бегали по дворцу, не в силах смотреть на раздетых женщин!

-3

Не удивительно, что при таком положении вещей императорская «власть» оставила за собой только две функции:

- жреческо-церемониальную

- культурную: причем, опять же, в прямом смысле – императоры и их родные задавали тон в стихах, музыке, танцах, каллиграфии…

«Порядок» отразился даже в архитектуре новой столицы тогдашней Японии (в начале эпохи Хэйан, столицу перенесли в Киото, а до этого, она меняла местонахождение несколько десятков раз): строгая (скучная?), как ритм хокку, нарезка улиц на одинаковые квадраты и прямоугольники – чем не Нью-Йорк (только без «кривого» Бродвея?)… - впрочем, порядок этот, нарушался частыми пожарами, из-за чего перестроения (даже императорского дворца) были постоянными.

-4

Государством (Япония Х века - это 5 млн. жителей, из которых в столице проживало менее 1%!) фактически управляла аристократия-олигархия столичных «модников-эстетов», и таких же провинциальных феодалов (в дословном переводе: «хорошие люди») – именно они и были «потребителями» всего этого «благородно-утонченного контента» (т.е., чуть более 1% населения), т.к. как, только у них имелись «излишки» материальных благ.

Само общество было жестко поделено на ранги (деление строже, чем в кастовом индийском обществе!) и в строгом соответствии с этим делением, «номенклатура» распределяла блага: регламентировались не только налоги/барщина, но и количество прислуги, высота ворот и вид карет.

Экономика, как таковая, сводилась к натуральному обмену (полноценное денежное обращение появится гораздо позже), коммерция и торговля практически отсутствовали; те, 99% подданных, не имеющих «рангов» влачили чудовищно-жалкое существование.

В конце концов, «власть эстетов» привела государство к полной потери управляемости (не до того было - за танцами и церемониями), разгулу сепаратизма (каждый феодал хотел стать «блистательным принцем»), небывалой коррупции и разгулу преступности (крали даже одежду из покоев императора) - и в итоге, рафинированных ценителей сменили грубоватые, но боеспособные самураи, со своим кодексом-бусидо против «указов о танцах»…

-5

Некоторые историки сравнивают японскую эпоху Хэйан с Францией времен правления короля-солнце Людовика ХIV, но это не совсем корректно, на наш взгляд: при всей утонченности королевского двора, Франция была сверхдержавой с очень агрессивной внешней (войны) и внутренней (абсолютная централизация королевской власти) политикой; в отличии от Японии Х века, которая была экономически/политически отсталой страной со слабой центральной властью, которая не вела войн.

«Прямое» сравнение государств Х века (у в власти «не-эстеты») с хэйанцами, выглядит примерно так:

- Викинги с их завоеваниями

- Византия, как сверхдержава того времени

- Исламская цивилизация, вобравшая в себя многое из культур Индии, Персии, Испании и создавшая лучшие математическую и медицинские школы той эпохи, плюс уникальную литературу («Тысяча и одна ночь» - как раз тех лет, эпос)

- Цивилизация майя, изолированная на полуострове Юкатан: люди, не знавшие колеса и не имевшие даже представления о художественной литературе, во многом превзошли европейцев и арабов в архитектуре, скульптуре, математике (открыли «ноль» гораздо раньше арабов), а их календарь был точнее юлианского

- Великая китайская цивилизация, находящаяся в Х веке в расцвете экономического благоденствия и различных научных открытий

P.S.: ФиаскоФобия добавит от себя собственное фиаско-соображение: лично нам, хэйанское позерство и увлечение формой, а не содержанием, напомнило фиаско…Временного правительства России 1917г., состоявшее из честных людей («хорошие люди»?), умниц, пламенных ораторов и пр. (у писателя Бориса Акунина есть блистательный пост на эту тему, кстати!), которое привело страну к КАТАСТРОФЕ…