29,5K подписчиков

Самые красивые современные храмы Петербурга

4,2K прочитали

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает их, нежели вызывает восторг. Ну и правда - тяжело сравнивать великолепие доходных домов с аскетичностью современных "стекляшек"!

Однако, есть и среди современных построек выдающиеся творения архитектуры. И подавляющая их часть относится к религиозной архитектуре: а всё потому что архитектура храмов плотно связана с традицией и религиозными канонами, а потому современные архитекторы чаще всего строят церкви с уважительным отношением к зодчеству дореволюционного периода.

Сегодня я предложу вашему вниманию пять самых красивых (исключительно по-моему личному мнению) храмов Петербурга, построенных уже после распада Советского Союза. Мы подробно обсудим их архитектуру и постараемся прийти к выводу - достойна ли внимания современная церковная архитектура, и имеет ли она право тягаться к храмами, построенными ещё в царские времена?

Героев сегодняшней статьи я расположил в хронологическом порядке - у меня нет цели определить самую красивую церковь Петербурга, я хочу именно что изучить эти храмы и поделиться своими выводами с читателями.

Ну что ж, приступим!

Церковь Успения пресвятой Богородицы

Дата постройки: 1996-1999
Адрес: Малоохтинский проспект, 52
Архитектор: Груздев, Романовский

Один из первых храмов, появившихся в Петербурге после "Перестройки", стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведённая на месте утерянного в советское время кладбища на Малой Охте. Этот храм принято также называть "блокадным", потому что строили его в память о жертвах блокады Ленинграда (собственно, церковь построена на месте, где в годы блокады захоранивали умерших петербуржцев).

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает

Церковь построена по уникальному проекту, созданному архитекторами Феликсом Романовским и Юрием Груздевым: первый известен как своими реставрационными и градостроительными работами (Феликс Карлович занимался реставрацией Дворцовой площади, а также организовывал пешеходную зону на Малой Конюшенной улице и в Соляном переулке), так и самостоятельными проектами (памятник "Царь-плотник" на Адмиралтейской набережной), второй - жилищным строительством. Однако оба архитектора никогда до этого не работали над проектами храмов, но церковь Успения на Охте получилась у них отлично: храм выполнен в стилистике древнерусской церкви!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-2

Церковь имеет крестообразный план, каждая из её сторон выделена элегантными закомарами, а в центре композиции помещен барабан, увенчанный золоченным куполом. По своей композиции храм на Малой Охте походит на памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы (храм Покрова не Нерли, Дмитриевский собор во Владимире), коей он, по всей видимости, и был вдохновлён.

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-3

Особенно любопытно храм смотрится вместе с соседней "стекляшкой" - офисным зданием банка "Санкт-Петербурга", именуемого в народе "чайником". Не всем нравится эта постройка, но думаю никто не будет спорить, что отражения церкви Успения в стеклянном фасаде дома-чайника выглядит просто прекрасно: как на фотографиях, так и в жизни!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-4

Причём благодаря этому отражению здание церкви хорошо просматривается и со стороны набережной, и даже с Большеохтинского моста - и это несмотря на то, что храм находится внутри квартала, а не на набережной Невы!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-5

Отмечу, что сам храм выглядит скромно - видна дань уважению древнерусской архитектуре! Впрочем, именно так и должна выглядеть церковь, построенная в память о такой жуткой трагедии, как блокада Ленинграда! Однако в самом облике храма скорбь не отражается - о ней здесь напоминают памятники, расположенные на территории церковного комплекса - они посвящены не только блокаде, но и другим трагичным событиям из истории нашей страны. Особенно выразителен памятник, посвящённый детям, погибшим в Беслане - на нём изображена мать, держащая на своих руках дитя - невероятно грустный образ!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-6

Церковь святого Иоанна Кронштадтского

Дата постройки: 1999-2002
Адрес: проспект Стачек, 180, площадь Стачек, 2, Ленинский проспект, 114
Архитектор: Князев

Следующий герой моего рассказа находится на пересечении двух крупных магистралей на юго-западе города: проспекта Стачек и Ленинского проспекта. При этом данный храм выглядит крайне необычно - его плавные, текучие формы отсылают нас скорее не к древней архитектуре, а к лучшим образцам неорусского стиля 20 века - здесь видна попытка архитектора изобразить синтез древней архитектуры и модерна!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-7

Причём необычный выбор стиля связан, наиболее вероятно, с предпочтениями автора проекта, архитектора Ивана Князева: он является автором нескольких современных особняков, построенных в стилистике дореволюционного модерна. И, на мой взгляд, работы Князева - прекрасный пример того, как можно в наше время переосмыслить стиль модерн, создав здание, не похожее на старинную постройку, но отсылающее к архитектуре прошлых лет!

И церковь Святого Иоанна Кронштадского вполне соответствует описанному выше: здание целиком составлено из плавных изгибов, аналогичных приёмам лучших авторов неорусского стиля - Алексея Щусева (Марфо-Мариинская обитель в Москве), Дмитрия Крыжановского (церковь Знамения на Тверской улице в Петербурге), Андрея Аплаксина (церковь Петра Митрополита на Днепропетровской улице в Петербурге).

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-8

А особенно примечательна скромная луковичная главка, вырастающая из пульсирующих объёмов основания церкви: при этом она держится на тоненьком барабане, что ещё больше усиливает контраст объёмного низа и "лёгкой" верхушки храма!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-9

В наши дни на фоне храма Иоанна Кроншдатского вовсю идёт стройка новой, куда более крупной церкви, которая, к сожалению, "поглотит" своими масштабами куда более камерную и интересную старую церковь. Впрочем, новое здание тоже выстроено в неорусском стиле - таким образом, в спальном районе на юге Санкт-Петербурге постепенно формируется целый ансамбль хорошей, современной (пускай и ретроспективной) архитектуры!

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Рождества Христова на Пискарёвке

Дата постройки: 1999-2002, 2008-2017
Адрес: Пискарёвский проспект, 41, Бестужевская улица, 40
Архитектор: Залевская

Храмовый комплекс на Пискарёвском проспекте возводился поэтапно, но по проекту одного автора - архитектора Валентины Залевской. Сначала была возведена скромная церковь - высокий стройный однокупольный храм, а уже позднее рядом с ним вырос его "старший брат" - крупный пятикупольный храм. Фактически, церковь Рождества Христова на Пискарёвском проспекте стала самой крупной культовой постройкой Петербурга с 1917 года: 50 метров в высоту, 1200 квадратных метров внутренней площади, молельный зал, вмещающий тысячу человек - таких крупных параметров среди современных церквей Петербурга вы не отыщите!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-10

Но при этом размер храма скрывается за находящимися вокруг него советскими панельками, так что здание совершенно не выглядит громоздким, а скорее напротив - соразмерно району, в котором он находится! Да и место в целом выбрано неплохо: вокруг храма находятся парки, никакие другие постройки вокруг визуально не "сжимают" храм, а сам он, в свою очередь, не мешает местным жителям (если храм вообще может кому-то мешать).

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-11

Оба храма (и младший, и старший) выдержаны в единой стилистике: белокаменное основание и серые купола (в этом плане церкви на Пискарёвке похожи на культовые сооружения Ростовского кремля), дополненные пикантной особенностью - розовыми вставками из штукатурки. Причём оттенок розового намеренно выбран тусклый, так что эти вставки не бросаются в глаза, а видны лишь при внимательном рассмотрении храма.

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-12

В общем, храмовый комплекс на Пискарёвке можно считать хрестоматийным примером удачной культовой архитектуры нашего времени: и я, как житель Пискарёвки, отношусь к нему очень положительно, а потому не добавить его в данную статью я просто не мог!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-13

Церковь Николая Чудотворца

Дата постройки: 2004-2006
Адрес: Коломяжский проспект, 13
Архитектор: Муравьёв

На севере Петербурга можно обнаружить храм, который буквально окружили высоченные новостройки, появившиеся гораздо позднее самого храма - я говорю о церкви Николая Чудотворца, расположенной на Коломяжском проспекте!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-14

Архитектура храма тоже явно отсылает нас к неорусскому стилю: с первого взгляда кажется, что храм выполнен в стилистике древнерусского храма Новгородского княжества (особенно он похож на церковь Николая Чудотворца на Липне), однако при детальном рассмотрении раскрываются черты модерна: округлая волнообразная апсида, да и в целом мотив волны, который задаёт не только основание храма, но и его кровля (и даже козырьки)!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-15

Нужно заметить, что этот храм - отличный пример современной церкви, в которой нуждаются спальные районы Петербурга: скромная, с хорошей архитектурой - думаю, против таких церквей местные жители против не были и не будут!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-16

Любопытное окружение храма в виде многоэтажных домов, нависающих над крохотной церковью цельной стеной, начало появляться здесь в последние годы - до этого здание стояло в гордом одиночестве! При этом рядом с храмом располагаются очень интересные цилиндрические новостройки (о них я писал в отдельной статье), которые довершают необычный облик этого, казалось бы, типичного спального района Северной столицы!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-17

Церковь святого Первоверховного апостола церковь

Дата постройки: 2005-2010
Адрес: улица Подвойского, 11
Архитектор: Лебедев, Коротченков

Завершаю свою подборку интересных храмов Петербурга я церковью, не похожей ни на один другой храм нашего города: вертикально ориентированный облик церкви, особенно выделяющийся благодаря своей высокой стройной колокольни, устремлённой в небеса на высоту 60 метров, и богато украшенной несколькими рядами кокошников. Это здание - претендент на звание самого оригинального здания Петербурга в неорусском стиле!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-18

При строительстве храма в Весёлом посёлке архитектор Лебедев опирался на основной принцип неорусского стиля, заложенный ещё до революции: архитектура должна основываться на исторических образцах, но традицию стоит нарушать настолько, насколько это могут позволить технологии. То есть, здания в неорусском стиле - это переосмысление архитектуры прошлого: фантазия на тему того, какой могли бы построить церковь в древней Руси, если бы в распоряжении зодчих тех лет оказались современные технологии. И храм на Искровском проспекте именно так и выглядит: своими очертаниями и мелкими деталями он очень похож на старинный русский храм, однако его общая композиция (включая высотную колокольню) обладает явными признаками архитектуры 21 века!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-19

Любопытно, что автор проекта храма, архитектор Андрей Лебедев родом из Пскова - города, в котором сохранилось так много памятников старинного русского зодчества! В родном городе он занимался реставрацией старинных храмов, а после переезда в Северную столицу, основным родом его деятельности стало переосмысленее опыта прошлого для создания новых, современных церквей, одной из которых и стал храм в Весёлом посёлке!

Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает-20

Заключение

Какой вывод можно сделать из сегодняшней статьи? На мой взгляд, современные архитекторы всё-таки справляются со своей задачей и создают интересные архитектурные проекты - причём делают это с трепетным отношением к опыту прошлого (а в культовой архитектуре по другому и нельзя), но при этом не зацикливаются на воссоздании копий сооружений прошлых лет, а дополняют свои работы новаторскими идеями и смыслами!

Правда, все церкви, представленные в моей статье, были возведены в промежутке между 1995-2010 годами, что наводит на мысль о том, что в наши дни культовые сооружения стали строить в куда меньших объёмах, а если их и строят, то выглядят они не так интересно, как их предшественники. Обидная тенденция - надеюсь, в будущем петербургские архитекторы её изменят!

Ну а на этом мой рассказ подходит к концу. Буду ждать обратной связи от вас в комментариях - какие храмы из представленных понравились вам больше всего, а какие новые церкви я упустил из виду!