Современная архитектура зачастую не находит отклика в сердцах жителей Петербурга: жители Северной столицы привыкли к памятникам архитектуры прошлых лет, так что зодчество 21 века скорее разочаровывает их, нежели вызывает восторг. Ну и правда - тяжело сравнивать великолепие доходных домов с аскетичностью современных "стекляшек"!
Однако, есть и среди современных построек выдающиеся творения архитектуры. И подавляющая их часть относится к религиозной архитектуре: а всё потому что архитектура храмов плотно связана с традицией и религиозными канонами, а потому современные архитекторы чаще всего строят церкви с уважительным отношением к зодчеству дореволюционного периода.
Сегодня я предложу вашему вниманию пять самых красивых (исключительно по-моему личному мнению) храмов Петербурга, построенных уже после распада Советского Союза. Мы подробно обсудим их архитектуру и постараемся прийти к выводу - достойна ли внимания современная церковная архитектура, и имеет ли она право тягаться к храмами, построенными ещё в царские времена?
Героев сегодняшней статьи я расположил в хронологическом порядке - у меня нет цели определить самую красивую церковь Петербурга, я хочу именно что изучить эти храмы и поделиться своими выводами с читателями.
Ну что ж, приступим!
Церковь Успения пресвятой Богородицы
Дата постройки: 1996-1999
Адрес: Малоохтинский проспект, 52
Архитектор: Груздев, Романовский
Один из первых храмов, появившихся в Петербурге после "Перестройки", стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, возведённая на месте утерянного в советское время кладбища на Малой Охте. Этот храм принято также называть "блокадным", потому что строили его в память о жертвах блокады Ленинграда (собственно, церковь построена на месте, где в годы блокады захоранивали умерших петербуржцев).
Церковь построена по уникальному проекту, созданному архитекторами Феликсом Романовским и Юрием Груздевым: первый известен как своими реставрационными и градостроительными работами (Феликс Карлович занимался реставрацией Дворцовой площади, а также организовывал пешеходную зону на Малой Конюшенной улице и в Соляном переулке), так и самостоятельными проектами (памятник "Царь-плотник" на Адмиралтейской набережной), второй - жилищным строительством. Однако оба архитектора никогда до этого не работали над проектами храмов, но церковь Успения на Охте получилась у них отлично: храм выполнен в стилистике древнерусской церкви!
Церковь имеет крестообразный план, каждая из её сторон выделена элегантными закомарами, а в центре композиции помещен барабан, увенчанный золоченным куполом. По своей композиции храм на Малой Охте походит на памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы (храм Покрова не Нерли, Дмитриевский собор во Владимире), коей он, по всей видимости, и был вдохновлён.
Особенно любопытно храм смотрится вместе с соседней "стекляшкой" - офисным зданием банка "Санкт-Петербурга", именуемого в народе "чайником". Не всем нравится эта постройка, но думаю никто не будет спорить, что отражения церкви Успения в стеклянном фасаде дома-чайника выглядит просто прекрасно: как на фотографиях, так и в жизни!
Причём благодаря этому отражению здание церкви хорошо просматривается и со стороны набережной, и даже с Большеохтинского моста - и это несмотря на то, что храм находится внутри квартала, а не на набережной Невы!
Отмечу, что сам храм выглядит скромно - видна дань уважению древнерусской архитектуре! Впрочем, именно так и должна выглядеть церковь, построенная в память о такой жуткой трагедии, как блокада Ленинграда! Однако в самом облике храма скорбь не отражается - о ней здесь напоминают памятники, расположенные на территории церковного комплекса - они посвящены не только блокаде, но и другим трагичным событиям из истории нашей страны. Особенно выразителен памятник, посвящённый детям, погибшим в Беслане - на нём изображена мать, держащая на своих руках дитя - невероятно грустный образ!
Церковь святого Иоанна Кронштадтского
Дата постройки: 1999-2002
Адрес: проспект Стачек, 180, площадь Стачек, 2, Ленинский проспект, 114
Архитектор: Князев
Следующий герой моего рассказа находится на пересечении двух крупных магистралей на юго-западе города: проспекта Стачек и Ленинского проспекта. При этом данный храм выглядит крайне необычно - его плавные, текучие формы отсылают нас скорее не к древней архитектуре, а к лучшим образцам неорусского стиля 20 века - здесь видна попытка архитектора изобразить синтез древней архитектуры и модерна!
Причём необычный выбор стиля связан, наиболее вероятно, с предпочтениями автора проекта, архитектора Ивана Князева: он является автором нескольких современных особняков, построенных в стилистике дореволюционного модерна. И, на мой взгляд, работы Князева - прекрасный пример того, как можно в наше время переосмыслить стиль модерн, создав здание, не похожее на старинную постройку, но отсылающее к архитектуре прошлых лет!
И церковь Святого Иоанна Кронштадского вполне соответствует описанному выше: здание целиком составлено из плавных изгибов, аналогичных приёмам лучших авторов неорусского стиля - Алексея Щусева (Марфо-Мариинская обитель в Москве), Дмитрия Крыжановского (церковь Знамения на Тверской улице в Петербурге), Андрея Аплаксина (церковь Петра Митрополита на Днепропетровской улице в Петербурге).
А особенно примечательна скромная луковичная главка, вырастающая из пульсирующих объёмов основания церкви: при этом она держится на тоненьком барабане, что ещё больше усиливает контраст объёмного низа и "лёгкой" верхушки храма!
В наши дни на фоне храма Иоанна Кроншдатского вовсю идёт стройка новой, куда более крупной церкви, которая, к сожалению, "поглотит" своими масштабами куда более камерную и интересную старую церковь. Впрочем, новое здание тоже выстроено в неорусском стиле - таким образом, в спальном районе на юге Санкт-Петербурге постепенно формируется целый ансамбль хорошей, современной (пускай и ретроспективной) архитектуры!
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Рождества Христова на Пискарёвке
Дата постройки: 1999-2002, 2008-2017
Адрес: Пискарёвский проспект, 41, Бестужевская улица, 40
Архитектор: Залевская
Храмовый комплекс на Пискарёвском проспекте возводился поэтапно, но по проекту одного автора - архитектора Валентины Залевской. Сначала была возведена скромная церковь - высокий стройный однокупольный храм, а уже позднее рядом с ним вырос его "старший брат" - крупный пятикупольный храм. Фактически, церковь Рождества Христова на Пискарёвском проспекте стала самой крупной культовой постройкой Петербурга с 1917 года: 50 метров в высоту, 1200 квадратных метров внутренней площади, молельный зал, вмещающий тысячу человек - таких крупных параметров среди современных церквей Петербурга вы не отыщите!
Но при этом размер храма скрывается за находящимися вокруг него советскими панельками, так что здание совершенно не выглядит громоздким, а скорее напротив - соразмерно району, в котором он находится! Да и место в целом выбрано неплохо: вокруг храма находятся парки, никакие другие постройки вокруг визуально не "сжимают" храм, а сам он, в свою очередь, не мешает местным жителям (если храм вообще может кому-то мешать).
Оба храма (и младший, и старший) выдержаны в единой стилистике: белокаменное основание и серые купола (в этом плане церкви на Пискарёвке похожи на культовые сооружения Ростовского кремля), дополненные пикантной особенностью - розовыми вставками из штукатурки. Причём оттенок розового намеренно выбран тусклый, так что эти вставки не бросаются в глаза, а видны лишь при внимательном рассмотрении храма.
В общем, храмовый комплекс на Пискарёвке можно считать хрестоматийным примером удачной культовой архитектуры нашего времени: и я, как житель Пискарёвки, отношусь к нему очень положительно, а потому не добавить его в данную статью я просто не мог!
Церковь Николая Чудотворца
Дата постройки: 2004-2006
Адрес: Коломяжский проспект, 13
Архитектор: Муравьёв
На севере Петербурга можно обнаружить храм, который буквально окружили высоченные новостройки, появившиеся гораздо позднее самого храма - я говорю о церкви Николая Чудотворца, расположенной на Коломяжском проспекте!
Архитектура храма тоже явно отсылает нас к неорусскому стилю: с первого взгляда кажется, что храм выполнен в стилистике древнерусского храма Новгородского княжества (особенно он похож на церковь Николая Чудотворца на Липне), однако при детальном рассмотрении раскрываются черты модерна: округлая волнообразная апсида, да и в целом мотив волны, который задаёт не только основание храма, но и его кровля (и даже козырьки)!
Нужно заметить, что этот храм - отличный пример современной церкви, в которой нуждаются спальные районы Петербурга: скромная, с хорошей архитектурой - думаю, против таких церквей местные жители против не были и не будут!
Любопытное окружение храма в виде многоэтажных домов, нависающих над крохотной церковью цельной стеной, начало появляться здесь в последние годы - до этого здание стояло в гордом одиночестве! При этом рядом с храмом располагаются очень интересные цилиндрические новостройки (о них я писал в отдельной статье), которые довершают необычный облик этого, казалось бы, типичного спального района Северной столицы!
Церковь святого Первоверховного апостола церковь
Дата постройки: 2005-2010
Адрес: улица Подвойского, 11
Архитектор: Лебедев, Коротченков
Завершаю свою подборку интересных храмов Петербурга я церковью, не похожей ни на один другой храм нашего города: вертикально ориентированный облик церкви, особенно выделяющийся благодаря своей высокой стройной колокольни, устремлённой в небеса на высоту 60 метров, и богато украшенной несколькими рядами кокошников. Это здание - претендент на звание самого оригинального здания Петербурга в неорусском стиле!
При строительстве храма в Весёлом посёлке архитектор Лебедев опирался на основной принцип неорусского стиля, заложенный ещё до революции: архитектура должна основываться на исторических образцах, но традицию стоит нарушать настолько, насколько это могут позволить технологии. То есть, здания в неорусском стиле - это переосмысление архитектуры прошлого: фантазия на тему того, какой могли бы построить церковь в древней Руси, если бы в распоряжении зодчих тех лет оказались современные технологии. И храм на Искровском проспекте именно так и выглядит: своими очертаниями и мелкими деталями он очень похож на старинный русский храм, однако его общая композиция (включая высотную колокольню) обладает явными признаками архитектуры 21 века!
Любопытно, что автор проекта храма, архитектор Андрей Лебедев родом из Пскова - города, в котором сохранилось так много памятников старинного русского зодчества! В родном городе он занимался реставрацией старинных храмов, а после переезда в Северную столицу, основным родом его деятельности стало переосмысленее опыта прошлого для создания новых, современных церквей, одной из которых и стал храм в Весёлом посёлке!
Заключение
Какой вывод можно сделать из сегодняшней статьи? На мой взгляд, современные архитекторы всё-таки справляются со своей задачей и создают интересные архитектурные проекты - причём делают это с трепетным отношением к опыту прошлого (а в культовой архитектуре по другому и нельзя), но при этом не зацикливаются на воссоздании копий сооружений прошлых лет, а дополняют свои работы новаторскими идеями и смыслами!
Правда, все церкви, представленные в моей статье, были возведены в промежутке между 1995-2010 годами, что наводит на мысль о том, что в наши дни культовые сооружения стали строить в куда меньших объёмах, а если их и строят, то выглядят они не так интересно, как их предшественники. Обидная тенденция - надеюсь, в будущем петербургские архитекторы её изменят!
Ну а на этом мой рассказ подходит к концу. Буду ждать обратной связи от вас в комментариях - какие храмы из представленных понравились вам больше всего, а какие новые церкви я упустил из виду!