Найти тему
Киноведьма

"Общага". Как интересную книгу превратить в скучное кино

Признаться, я очень ждала выхода фильма "Общага" Романа Васьянова по роману Алексея Иванова "Общага-на-крови". Что сказать - самый экранизируемый современный автор. На редкость плодовитый, с широчайшим диапазоном тем. Тут тебе и Петр Первый, и провинциальная школа с бедным географом, и Афганистан, и много чего другого...

И вот - советское студенческое общежитие. Уже не историческая, а вполне себе бытовая зарисовка. Фильм по ней вышел мрачный, с легкой триеровской ноткой безысходности и отвращения к человечеству. И бы, возможно даже похвалила это как вполне себе терпимое кино на один вечер, если бы меня перед просмотром не угораздило прочитать саму книгу.

Грустно, товарищи, грустно...

В процессе чтения я недоумевала, можно ли вообще это экранизировать. Ведь чернушное, разнузданное бытие общежития идет лишь фоном для размышлений автора о Боге, смысле жизни, свободе. Героям, не просыхающим от пьянок и разврата, автор вкладывает в уста весьма интересные мысли, гораздо более глубокие, чем это могли бы выносить и выстрадать двадцатилетние веселые мученики, обитатели общаги.

-2

Есть ли Бог? Кто для него люди - игрушки ли соавторы великой книги Бытия? Может ли человек выбирать свой путь? И есть ли выход из замкнутого мирка - вселенной, заключенной в холодной и кровожадной Общаге?

Повествование, неумолимо движущееся к трагическому финалу, в конце рывком показало, что же такое подлинная свобода от обстоятельств.

Но это роман. Что же я увидела в фильме?

Знаете, все же главная беда российского кино - это то, что режиссер судит зрителя по себе, то есть снимает фильм по принципу "это они не потянут, а вот это с пивасом сойдет". Ладно, с попкорном. И рывком вынимает из сюжета всю философскую подноготную, а оставляет лишь ту самую бытовуху, добавив в нее "перца" из дополнительных пьянок, насилия и всего того, чего и так с избытком было в книге. Ну ладно, пару мыслишек закинул - и хватит. Ну не будет же современный зритель, по мысли автора, два часа на стуле высиживать ради того, чтобы осознать возможность свободы. А вот на горячие потанцульки поглядеть - самое то!

-3

Герои упрощены до неприличия. Циничная стервозная Нелли (Ирина Старшенбаум), хоть и воплощающая общажную "грязь", но уважаемая за "умные разговоры" в фильме предстает обычной дамочкой, которая просто пляшет, пьет, курит и трясет шмотками.

Каминский (Илья Маланин), ироничный интеллигент с потрясающе изысканным слогом, превращен в пошлейшего фарцовщика-бабника, выдающего первокурсницам однотипные фразочки. А жаль, Маланин мог бы воплотить гораздо более интересные метания своего заплутавшего героя.

-4

Поэт Симаков (Никита Ефремов), как и в книге, пьет, но лишен какой-либо мотивации. Есенин без начинки, просто сосуд для алкоголя. Да, и Ефремову-младшему еще учиться и учиться изображать хмельного персонажа. Хоть бы фильмы с Ефремовым-старшим пересмотрел что ли...

Кира (Алена Михайлова, в книге - Серафима) - стандартная картонная отличница в бабушкиной кофте. Это начинающая карьеристка и уж точно не та девочка-мечта со светлого острова Тенерифе из сна Отличника. Она не вырывается, как в книге, из общего ряда персонажей-обитателей общаги, она лишь одна из ее граней.

А сам главный герой Забела (Иван Вырыпаев, в книге - Отличник) уже не тот рациональный идеалист, духовный ориентир всех падших. Это странное существо не от мира сего, которое ходит туда-сюда с неизменным выражением лица и словно не очень понимает, где он и зачем он здесь.

-5

Сюжетные линии персонажей изменены так, словно сценарист долго не знал, что делать и как вырулить, "чтоб понятнее было". Из-за этого появляется нелепый перевод Киры в Москву, втиснуты сцены с домашним скандалом Ботовых и многое другое, что сводит сюжет до уровня дешевой чернушной мелодрамы с давно устаревшими штампами. А, еще мы найдем обязательный для современного кино плевок в советское прошлое, на чем режиссер старательно делает свои беспомощные акценты.

Слабейшие диалоги из обрубленных и столь же штампованных фраз.

И что самое обидное, финал в кино совершенно иной, чем в книге. Более мрачный, но начисто развеивающий представления автора о свободе воли.

В книге Отличник с последним вздохом вырывается из когтистых лап Общаги. В кино Общага оказывается сильнее.

А режиссеру напоследок хочется сказать: если Вы едва дочитали книгу, наскоро пролистывая нудные философские места и мучаясь раздирающей зевотой, не обязательно кидаться ее экранизировать из-за востребованности автора. Ведь среди зрителей могут попасться и те, кто читать все же умеет.

А вы что с просмотра сего действа вынесли? С нетерпением жду комментариев. Всегда ваша Киноведьма.

Сериал "Тобол": увлекательная историческая сказка

Святые или идиоты? Положительные герои современного русского кино

Фильм "Цой": автобус, который идет в никуда