Каждый современный автомобиль обязательно оснащается антиблокировочной системой тормозов. Сокращенно – «АБС» или на английском «ABS». Её задача – сохранить управляемость автомобилем во время экстренного торможения. Максимально эффективным является торможение, при котором колёса сохраняют вращение и не переходят в скольжение – юз. Именно АБС производит снижение давления тормозной жидкости в системе, когда тормозной диск блокируется колодками и колёса прекращают вращаться. Выявить неисправность, протестировать и восстановить работоспособность АБС можно без обращения в автосервис.
Признаки неисправности АБС
О неисправности антиблокировочной системы свидетельствуют следующие признаки:
1) при резком нажатии на педаль тормоза в движении одно или несколько колёс блокируются и переходят в юз, о чём свидетельствуют полосы трения покрышек на дорожном покрытии и характерный звук;
2) при экстренном торможении отсутствует признаки работы системы: характерный звук (похожий на стрекотание или скрежет), вибрация педали тормоза, прерывистое движение автомобиля;
3) срабатывание системы и появление звука, описанного в п.2, при плавном торможении или вовсе без нажатия на педаль тормоза на небольшой скорости;
4) после запуска двигателя загорается и по истечении 6 секунд не гаснет или загорается в движении индикатор «ABS» на панели приборов автомобиля;
5) загорается и не гаснет (одновременно или отдельно от значка «ABS») значок стояночного тормоза при полностью опущенном рычаге.
Поиск неисправности
АБС состоит из следующих элементов:
- датчики на каждом колесе;
- блок электронасоса и гидроклапанов;
- электронной блок управления (ЭБУ);
- системы проводов.
Неисправность может скрываться в каждом из элементов. Поэтому установление места поломки следует производить поэтапно. Самые простые манипуляции можно проводить самостоятельно без применения специального диагностического оборудования. Только в случае неисправности ЭБУ или блока гидроклапанов придётся обращаться в сервис.
Самостоятельная диагностика производится в следующем порядке:
Этап I. Проверка предохранителей.
Электрическая цепь АБС обязательно защищена предохранителями. Как правило, это предохранитель на 10А (блок предохранителей в салоне), но может быть и силовой предохранитель от 20А до 40А (блок в моторном отсеке). Перегоревший предохранитель следует заменить. Если предохранитель цел – проверить и зачистить контакты, если они загрязнены или окислены.
Этап II. Проверка тормозной системы.
Часто причиной некорректной работы АБС являются неисправности тормозной системы. Если тормозная жидкость не была замена по регламенту, то в связи с загрязнением продуктами трения и поглощением влаги, она могла спровоцировать коррозию гидроклапанов блока ABS или поршней цилиндров суппортов. Заклинивание этих элементов не позволяет правильно работать системе. Аналогично из-за отсутствия своевременного обслуживания тормозные колодки могут зажимать и даже клинить тормозной диск. Прежде чем приступать к дальнейшей проверке АБС, необходимо убедиться в исправности тормозной системы:
- колёса должны свободно вращаться;
- при нажатии на педаль тормоза, колодки должны сходиться и прижимать тормозной диск;
- при отпускании педали – разжимать.
Этап III. Проверка датчиков и их разъёмов
Датчики АБС устанавливаются на всех колёсах автомобиля, крепятся на поворотных кулаках или кронштейнах ступиц. Датчики делятся на 3 типа: пассивные, активные, магниторезонансные. Независимо от типа, принцип их действия одинаков: датчик, обладая собственным электромагнитным полем, взаимодействует с ответной вращающейся на ступице часть (зубчатое колесо или кольцо с постоянными магнитами), получая от неё импульсы определённой частоты. Блокирование колеса приводит к остановке ритмичного возбуждения импульсов, что является командой ЭБУ для снижения давления тормозной жидкости в магистрали конкретного колеса и его разблокирования.
Работают датчики АБС в условиях сильного загрязнения, повышенной влажности, перепадов температуры, сильной вибрации, что часто являются причиной некорректной АБС. Между телом датчика и ответной частью должно выдерживаться определённое расстояние, установленное техническим паспортом датчика. В результате эксплуатации ответная часть и поверхность датчика сильно загрязняется, просвет сужается, в том числе за счёт примагничивания металлической пыли и образования коррозии, качество импульса ухудшается.
Разъёмы датчиков АБС находятся в непосредственной близости к ним - крепятся к ступице или под крылом.
На этапе проверки датчиков и их разъёмов необходимо:
1) снять каждый датчик, соблюдая осторожность;
2) очистить датчик от загрязнения, проверить целостность корпуса;
3) очистить с помощью щётки, химреагентов и сжатого воздуха разъёмы;
4) визуально проверить целостность изоляции проводов;
5) очистить от загрязнения, коррозии и зачистить до чистого металла посадочное место датчика;
6) проверить чистоту и целостность ответной части: очистить от загрязнения и коррозии зубчатые поверхности, проверить целостность и надёжность крепления магнитных дисков;
7) установить датчики, проверить работоспособность ABS.
Обнаруженные повреждения проводов, изоляции, разъёмов следует устранить, при невозможности – заменить датчик.
ВАЖНО! Описанную выше процедуру проверки и очистки следует проводить каждый раз при ТО тормозной системы.
Этап IV. Проверка электрической цепи
Целостность электрической цепи датчика может быть нарушена на нескольких участках: повреждён сам датчик, участок цепи от датчика до разъёма, либо от разъёма до ЭБУ. Для проверки необходим мультиметр. Проверку с помощью мультиметра можно проводить одновременно при проведении этапа III, если мульимет имеется в наличии.
С помощью мультиметра определяются показатели сопротивления и напряжения в цепи датчика. Проверка проводится поочерёдно на вывешенных с помощью домкрата или подъёмника колёсах:
1) датчик после очистки устанавливается на штатное место, разъём не застёгивается;
2) мультиметр устанавливается в режим проверки сопротивления;
3) щупы мультимерта соединяются с контактами разъёма, измеряется сопротивление. Величина сопротивления должна соответствовать показателям, указанным в паспорте датчика. Если сопротивление конкретного датчика неизвестно, то следует учитывать, что показания должны находится в пределах 0,5-2 кОм;
4) мультиметр переводится в режим измерения напряжения, щупы устанавливаются на контакты датчика. При вращении колеса со скоростью около 1 оборота за 1 секунду, прибор должен показывать от 0,25 до 0,5 В. При увеличении скорости вращения, напряжение должно увеличиваться.
ВАЖНО! При измерении сопротивления и напряжения необходимо шевелить провода датчика. Резкие изменения показаний указывают на повреждение сердечника или изоляции провода.
Показания сопротивления и напряжения следует записать. Признаками, указывающими на неисправность датчика, могут быть не только отклонения от паспортных параметров, но также существенные отличия показателей датчиков разных колёс между собой.
Если проверка датчиков не выявила поломку, необходимо проверить цепь на участке от ЭБУ до датчиков. Для этого необходимо:
1) установить датчики на место после очистки, соединить разъёмы;
2) снять общий разъём на корпусе ЭБУ возле гидроблока АБС под капотом;
3) провести проверку с помощью мультиметра каждого датчика, как описано выше. Для этого щупы прибора необходимо устанавливать на контакты, соответствующие каждому датчику. Соответствие контактов определяется по схеме распиновки из паспорта по техобслуживанию или по цвету проводов (каждая пара проводов для датчиков отличается по цвету). Из-за большой длинны проводов, ведущих к задним колёсам, показатели сопротивления передних и задних колёс могут отличаться.
Данные замеров, указывающие на необходимость замены датчика:
- показатели ниже установленных – датчик вышел из строя;
- слишком низкий показатель сопротивления или ноль – замыкание витков катушки;
- при сгибании проводки изменяется сопротивление – повреждены жилы провода;
- сопротивление стремится к бесконечности – обрыв провода или жил в индукционной катушке.
Этап V Самодиагностика системы
Многие автомобили имеют в моторном отсеке разъём для самодиагностики. Правила проведения такой диагностики для разных моделей авто отличаются. Перед проведением необходимо ознакомиться порядком проверки в соответствующем разделе инструкции по техническому обслуживанию.
Общий алгоритм проведения самодиагностики таков:
1) открыв разъём необходимо освободить и соединить контакты разъёма согласно инструкции;
2) включив зажигание или выполнив указанную в инструкции манипуляцию, запустить самодиагностику, сосчитать количество морганий лампочки АБС;
3) установить поломку по порядковому номеру в таблице инструкции.
Дорогой читатель! Если ты дочитал до этих строк, вырази своё мнение о статье в комментарии или ставь 👍👍👍. Нам Важно Твоё мнение.
Подписывайся!
Будет интересно!
Любопытно почитать:
Легенда американского автоспорта и просто красавица - Даника Патрик
Ferrari Roma – самый красивый купе 2020 года
Hongqi E115 – китайский электрический Роллс-Ройс всего за 5 млн. рублей
Суперкар Hyperion XP-1 – космические технологии в серийном автопроизводстве
Boulogne – новое имя спецверсии гиперкара Hispano Suiza Carmen
Ferrari SF90 – первый спортивный гибрид гибридного авто и электрокара
Приглашаем посетить ДЗЕН-каналы наших партнёров:
БОЛЬШАЯ ВОЙНА - канал посвящен войне, военной технике и военным технологиям.
FITFIL - с этим каналом ты станешь стройнее и сильнее, ведь он о фитнесе и спортивном инвентаре