В истории рок-музыки шестидесятых есть немало примеров, когда некто, оттолкнувшись от работы в какой-то рок-группе, начинал свою сольную карьеру, вполне удачную, или переходил в другую команду, которая позднее делала себе имя, становясь звездной.
Вот взять, например, сэра Вэна Моррисона, северо-ирландского музыканта, автора-исполнителя, талантливейшего мультиинструменталиста, для манеры исполнения которого критики даже придумали особый термин – «кельтский соул», кавалера ордена Британской империи, и прочая и прочая...
Начиная с 1967 года он выпустил огромное количество альбомов, начиная с «Blowin` Your Mind!» до «Latest Record Project Volume 1», который он выпустил в 2021 году…
Читатели и подписчики канала ЮРИЙ КИСЛОВ, статью из которого вы сейчас читаете, знают, что я исследую и пишу о рок-командах шестидесятых (более двухсот постов, из них более 150-ти посвящены именно этой теме), славной и неповторимой эпохе. Зайдите вот СЮДА, и вы в этом убедитесь. Здесь я создал КАТАЛОГ, где разместил в алфавитном порядке все эти рок-команды с соответствующими ссылками на них.
Так вот, сегодня о рок-группе, которая послужила своеобразным трамплином для Вэна Моррисона (еще неизвестно, состоялся бы он позднее, если бы в его жизни не было рок-группы THEM!).
Так вот я о ней, о THEM (что можно перевести как «ОНИ»). Назвали они себя так в честь нашумевшего в свое время фильма-ужастика, вышедшего на экраны в 1954 году, и потрясшего воображение зрителей по обе стороны океана. Он был даже номинирован на Оскар.
В Белфасте, столице Северной Ирландии, в шестидесятые было очень даже неспокойно. По сути – там была война. Нечто вроде нашей, чеченской:
В первой половине 60-х там играла группа THE GAMBLERS, куда в 1965 году (есть версия, что дело было в 64-м), пришел саксофонист Вэн Моррисон (Джордж Айвен Моррисон). Одновременно он пел и играл на губной гармошке.
Затем в составе появились Эрик Риксон (клавиши), отправив бывшего клавишника Патрика «Джона» МакОли за ударную установку. В группе еще играли Алан Хендерсон (бас-гитара) и Билли Харрисон (гитара).
Тогда Риксон и предложил переименовать группу в THEM, и они начали зажигать в белфастском клубе "Maritime" при одноименном отеле. В них ощущался большой потенциал, и продюсер Дик Роу от лейбла «Decca», сразу же обратил на них внимание. Этот Роу – фигура примечательная. В свое время он отказал самим THE BEATLES, и, понятное дело, на его лбу было выжжено тавро неудачника.
THEM играли гаражный, насквозь сырой ритм-энд-блюз, причем главным вокалистом в группе стал Вэн, со своим неповторимым грубым голосом и манерой исполнения. Гитарные риффы Харрисона и прифанкованный орган Риксона дополняли картину.
Команда переехала в Лондон. Если первый сингл «Don’t Start Crying Now» пролетел «мимо кассы», то «Baby Please Don’t Go» был более удачным. В нем, между прочим, в качестве сессионных музыкантов приняли участие ДЖИММИ ПЕЙДЖ (!!!) и Питер Барденс. Сингл влетел в британский Топ10, более того – песня долго звучала как основная тема популярной тогда музыкальной телепрограммы «Ready Steady Go».
Дебютный альбом 1965 года "The Angry Young Them" был издан в США под названием "Them". Там значительная часть разного рода каверов, включая Джона Ли Хукера и Джимми Рида, но шесть композиций написаны Моррисоном. И среди них - сразу ставшей знаменитой "Gloria" (кто только не перепел её позднее!). Это настоящий гимн страсти и свободе.
Интереснейший, замечу я вам альбом, чем-то напоминающий первую пластинку ROLLING STONES. Жесткие, сразу узнаваемые голоса поющих, губные гармошки, маракасы и тамбурины, и кажущаяся определяющей агрессия молодых и сердитых. Порой кажется, что Вэн Моррисон принял галлон ирландского виски, настолько он артистично исполняет свою партию.
Альбом – драгоценный отпечаток эпохи и настроя того времени.
Группа много гастролировала, причем по обе стороны океана. В американских источниках её называют одной из команд так называемого «Британского вторжения», что для ирландцев, конечно же, обидно. В любом случае те, кто опекали группу, приложили для успешной концертной деятельности THEM, немало плодотворных усилий. Хотя было и еще одно направление: многочисленные выступления на ТВ, что сильно раздражало музыкантов. Но поперек воли продюсеров, как говорится, не попрешь.
Необходимо отметить сингл "Here Comes The Night" (вторая строка в Англии и 24-я в США). Казалось бы, всё, что происходило, пророчило этой рок-команде большое будущее. Но… Всегда возникает это «но», когда кто-то из состава слишком выделяется по уровню своего таланта и своей яркой индивидуальностью.
В нашем случае это был, конечно же, Вэн Моррисон. Он неуютно, будто в проходном дворе, чувствовал себя в эпицентре текучки, которая наблюдалась в коллективе. Ещё перед записью первого альбома из группы ушел Джеки МакОли, которого заменил Питер Барденс.
Затем появился Джим Армстронг (гитара), Рей Элли (саксофон и клавишные), Джон Уилсон (барабаны). Ушел Уилсон, пришел Дэйв Харви… Записи начальника отдела кадров пропала (шутка), так что восстановить хронологию происходящего сегодня крайне затруднительно…
После выхода второго альбома группы, который назвали "Them Again" в 1966 году, Моррисон покинул команду. Он решил начать сольную карьеру, и не ошибся в своем устремлении (читайте выше).
Немножко об этой пластинке.
Альбом увидел свет 21 января 1966 года, но так и не попал в британские чарты. В США он вышел весной, и занял только 138-е место в чартах Billboard. В нем много чего интересного, и много авторов.
Вот песня Моррисона «My Lonely Sad Eyes», где есть такие слова: "Наполни мне мою чашу, и я выпью твое игристое вино/Притворяйся, что все хорошо, пока я не увижу твои грустные глаза"… Она звучит как посыл дальнейшему творчеству Вэна. Поневоле представляешь, как записывая эту композицию, он подумывал о сольном альбоме.
Восхитительно звучит песня Боба Дилана «It`s All Over Now, Baby Blue». В исполнении THEM она вполне может быть заглавной дилановской композицией в любом дилановском альбоме.
А "I Can Only Give You Everything" стали исполнять многие гаражные группы по всей стране, более того, её исполнили THE CLEFS в Австралии и LES SULTANS во Франции на французском.
Отставка Вэна была подобны взрыву бомбы: он был стержнем коллектива. Появились аж две группы, имеющие название THEM.
Одной командовали братья МакОли (альбом «Belfast Gypsies»), лидером другой стал Хендерсон. Его THEM ударился в психоделию, и выпустил два лонгплея – «Now And Them» и «Time Out! Time In For Them».
Затем народ сбегался и разбегался, выпускал разного рода пластинки, причем Хендерсон позднее ушел в сторону хард-рока.
А 1979 году THEM вновь стал популярным, и Хендерсон, пригласив Билли Харрисона, Эрика Райксена, Мела Остина и Билли Белла, записал с ними альбом «Shut Your Mouth».
Но всё это, увы, увы, уже было без участия Вэна Моррисона…
ДИСКОГРАФИЯ с ВЭНОМ МОРРИСОНОМ:
1965 — The Angry Young Them
1966 — Them Again
ПОСЛЕ УХОДА ВЭНА МОРРИСОНА:
1967 - Them Belfast Gypsies
1968 - Now And Them
1968 - Time Out! Time In For Them
1970 - Them
1971 - Them In Reality
1979 - Shut Your Mouth
А еще, по моим подсчетам, в разные годы у группы вышло ВОСЕМНАДЦАТЬ синглов.
Послушаем и посмотрим. Скажем про себя: - Даааа, были времена!
И я, мои друзья, мысленно с вами соглашусь.
На сегодня - всё… Вы не пропустите нового, если подпишитесь на канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Обещаю вам еще много чего интересного. Постараюсь вас не разочаровать.
И одна маленькая просьба. Канал будет вам благодарен за ЛЮБУЮ материальную поддержку для своего дальнейшего развития: карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803
С уважением