Найти тему
Иванова Валерия

Круглосуточный стресс

Начитаешься хороших книг, насмотришься хороших фильмов. И хочется выйти из дома как Царевна-Лебедь, даже не выйти, а выплыть горделиво, озаряя весь мир своим присутствием. И вот так «доплывешь» до ближайшей витрины с зеркалом, поглядишь на себя — а там… Там совсем не царевна, совсем не лебедь. И она даже не плывет. Чаще всего в отражении витрины — классический портрет женщины в стрессе. Со странной прической, в случайной одежде, с лицом, на котором написаны все тревоги о несправедливости мирового устройства. Ее характерные приметы: сгорбленная спина, синяки под глазами, быстрая походка, чтобы бежать по делам и скорее все успеть. Ничего не забыть. О себе подумать потом…
Суровая правда жизни: чаще всего мы находимся не в самом приятном и ресурсном состоянии. Если женщина работает, она в стрессе круглосуточно. Читаю отчеты девочек из Марафона женственности, и все работающие пишут одно и то же. Нет времени на себя. А когда это время появляется, уже нет сил. Потому что нужно заработать себе на хлеб, обеспечить себя, детей, родителей…
Думаете, домохозяйки счастливее? Вовсе нет. Большинство из них переживают на тему собственной никчемности и несостоятельности. Они страдают из-за того, что деньги нужно просить, что никто не уважает их труд, что родственники попрекают. Да и дома нужно столько всего успеть, а когда и как? Ребенка отвести в школу, садик, сделать с ним уроки, убраться, приготовить еду, постирать, погладить. Какие тут полчаса для себя? Да и имеют ли они на это право? Целых полчаса — и только для себя? «Я же и так на шее сижу, иждивенка, нахлебница», — рассуждает такая женщина.

Любая современная женщина почти постоянно находится в стрессе.

Молодые мамы пытаются успеть все и мечтают выйти из декрета, чтобы наконец отдохнуть от домашней рутины. Выходят — и еще больше погружаются в стресс, потому что управляться с делами как на работе, так и дома просто нереально. Молодые девушки не успевают выходить замуж, подбирать женихов, потому что им тоже надо работать. Даже на свидание сходить им сегодня некогда. Наши бабушки прожили свою жизнь не для себя и сейчас вообще не знают, как дальше и куда расходовать столько вдруг появившегося времени. Они пытаются учить младшее поколение — да кто их слушает? В такие рамки мы себя загнали сами. В таких рамках мы живем. И какими мы становимся?
Нервными и дергаными. Когда кажется, что весь мир против тебя. Лица женщин напряженные, мрачные. Движения их часто судорожные. Речь — грубая. Особенно в больших городах, где стресс — типичная примета «каменных джунглей», где не слышно природных ритмов, потому и нет никакого расслабления.
Я провожу час в Едином центре документов, оформляя нужные бумаги, и у меня перед глазами проходит много женщин. Почти все они — в одинаковом состоянии. Если мамы с детьми, то постоянно одергивают малышей: «не лезь», «не трогай», «сиди». Чаще всего женщина с детьми похожа на лохматую обезьянку из того самого мультфильма, бегающую по улицам за своими карапузами и пытающуюся все исправить и уладить после их шалостей. Во всяком случае именно так себя ощущают многие мамы. Я — часто не исключение.
Почему, например, матери постоянно одергивают детей? Прислушайтесь к себе в подобной ситуации, и поймете, что, когда малыш невинно балуется, вы больше опасаетесь косых взглядов окружающих или, скажем, охранника в магазине, чем всерьез полагаете, что трехлетка навредит себе, взяв в руки баночку йогурта, которая привлекла его яркой этикеткой. И тут обязательно звучит: «Поставь на место!» — часто в грубой форме. Так мы напрягаемся без повода, ждем критики, осуждения, стараемся этого избежать, снова быть для всех «хорошими». Так и теряем себя и контакт с собой.
Самые агрессивные водители на дорогах — женщины. Правда, странно? Но, когда ездишь на пассажирском сиденье, можно увидеть: именно женщины-водители реже пропускают, чаще подрезают, причем с суровым выражением лица. Просто уровень стресса зашкаливает и терроризирует женскую психику, что приводит к агрессии. Очень мало среди женщин-водителей расслабленных и улыбающихся. Чаще всего за рулем — одинокая амазонка посреди джунглей. Где каждый сам за себя.
Чего же мы хотим на самом деле?

Понимания. Принятия. Любви.

В любом возрасте. В разных формах. Теплых слов, благодарности, объятий, внимания, возможности быть собой и делать то, что хочется. А еще вспомнить, кто мы на самом деле и для чего живем.
Бабушка, которая ворчит в очереди, скорее всего, уже много лет не слышала ни от кого теплых слов. Когда она росла, обнимать и проявлять нежность к детям было не принято. Главное было — кормить их досыта. Так она жила и сама: кормила детей, внуков. И, не сказав им теплых слов, сама в ответ их так и не дождалась. Она заботилась как умела, но еще и упреки получила: мало любила, не так любила, не любила.
Или взрослая женщина, работающая в какой-нибудь конторе и мучающая правилами всех посетителей. Жэк, почта, Сбербанк, поликлиника — мало ли заведений, где вы ее встретите. Работает она много, зарплата у нее небольшая, дома всегда много дел, никто не помогает, а на работе все только и делают, что ругаются. Помнит ли она о том, что она — женщина? И когда последний раз она делала себе педикюр и покупала красивое платье? Когда она укладывала волосы и танцевала для души? Женщина, которая дергает своего ребенка по любому поводу, внутри соткана из тревоги. И эта тревога держит ее в состоянии пожарного, ожидающего вызова. В любой момент может что-то случиться. «Сейчас чего только не происходит!» И если у нас нет веры в Бога, если мы не понимаем, что на самом деле безопасность наша и наших детей — это Его забота, мы становимся нервными и гиперопекающими. Проявляющими любовь таким нездоровым образом.
Молодая девушка, которая мечтает выйти замуж и поэтому, выходя на улицу, не одевается, а раздевается, тоже в стрессе. Похотливые взгляды вытягивают ее женские силы. Мужчины не воспринимают ее всерьез. А она не понимает: что не так? Разочаровывается. Однажды мы сидели с мужем в кафе. Мимо нас шли две девушки и несли тяжелые чемоданы. На них были шорты, больше похожие на стринги, и очень короткие маечки. И разговор между ними был примерно такой: «Мужики перевелись! Как переспать — так пожалуйста, а как чемодан нести — так некому». Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Девочка, которая в десять лет занимается на ненавистном фортепиано, ходит на танцы — и все это после школы-гимназии… Не с этого ли начинается стресс? Быть отличницей, все успевать, еще помогать папе и маме дома. Соответствовать их ожиданиям. Не расстраивать. Не требовать излишнего внимания. Потому что у мамы времени и сил на нее никогда нет…
Наша жизнь — бесконечная гонка, больше похожая на колесо, в котором мы носимся как белки. Без конца и края. От этой гонки мы устаем, это выжимает из нас все соки, но мы продолжаем бежать, свято веря, что когда-нибудь будет хорошо. Отдохнем на пенсии. Или на том свете. В общем, когда-нибудь.
• Когда-нибудь займемся своей фигурой, перестанем заедать стрессы большого города, начнем бегать по утрам.
• Когда-нибудь купим себе красивое платье и туфли. И сходим на встречу выпускников или корпоративную вечеринку, чтобы красотой сразить всех наповал.
• Когда-нибудь исполним свои мечты: съездим в соседний город, что находится в трех часах пути. Или купим билеты на балет и узнаем, какое оно, это «Лебединое озеро».
• Когда-нибудь мы будем и петь, и танцевать, и заниматься своей красотой, и рукодельничать.
Но пока что матрица большого города требует бежать вперед. Забыть о себе. Выходить из дома в странной одежде со странной прической. Не нравиться себе в витринах и зеркалах. Накапливать лишний вес. Горбиться под грузом проблем. Делать суровое лицо. И защищаться от всех, чтобы никто не сделал больно. Такова жизнь женщины в большом городе. Какие уж тут «Царевны-Лебеди»… Какая уж тут женственность…