Это миф о противостоянии бога-Громовержца со Змеем. Историки, этнологи, антропологи называют его "основным мифом индоевропейцев".
С детства нам знакомы сказки о Змее Горыныче, а в христианстве есть сюжет о святом Георгии, повергающем змея:
Образ победившего Змея бога или героя-Громовержца архетипичен и уходит корнями очень глубоко. Согласно "Ригведе", бог грома, молнии и войны Индра, царь всех богов, убил самого страшного врага - змéя Вритру. В древнейшем варианте сборника священных гимнов змéя побеждает небесное божество *Dyéws, чье имя родственно прото-индоиранскому *dyāwš, греческому Ζεύς / Зевсу и даже латинскому Юпитеру / Juppiter - от более раннего *Djous patēr, отец богов.
В "Авесте" змéя убивает герой-змееборец Траэтаон; все эти параллели и аналогии хорошо описаны в исследовании российского филолога В.Н. Топорова / см.: Топоров В.Н. Авест. Ɵrita, Ɵraētaona, др.-инд. Trita и др. и их индоевропейские истоки // Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика. Книга 2. М., 2006. С. 485-486.
Противостояние бога-Громовержца со Змеем - основной миф индоевропейских народов.
Бог-Громовержец - это олицетворение созидания, деятельного, светлого начала. Змей - темное начало, древний хтонический символ / т.е. связанный с землей и подземным царством, от др.-греч. χθών - земля, представляющий темные силы природы. Но, естественно, в мифологии разных народов миф получил и различную интерпретацию.
Так, у славян очень рано появились предания, которые ученые связывают с освоением железа на рубеже II-I тысячелетий до н.э. - о неких богатырях-кузнецах, выковавших огромный плуг и победивших Змея... и этот Змей все время как-то являлся с юга... Беспокоили, видно, наших предков-славян кочевые племена.
Особенно тех, кто жил на границе со степью. В этой связи интересно, что, например, у славян-тиверцев особо почитался бог кузнечного дела и созидатель Сварог. Именно созидатель - а откуда же, вы думаете, в разговорном языке появился глагол сварганить в значении сделать, создать?). Многие племена и народы почитали бога-кузнеца, но из славянских племен только у тиверцев в пантеоне богов Сварог занимал место верховного бога.
Так чьи же вы предки, славяне ТИВЕРЦЫ?
Впрочем, тиверцы - племя особое, жили они в пограничной с кочевыми племенами зоне. Южнорусские степи в ранние века наводняли кочевники иранского происхождения - сармато-аланы, остатки скифских племен, гунны, в более поздние времена - тюрки (а еще позже придут монголо-татары). А это для мужчины-воина означало, в любой момент надо было быть готовым к набегу, к войне. Вот и почитали тиверцы Сварога и кузнечное ремесло, дающее оружие для победы над степным "Змеем".
Другие славянские племена почитали бога грома и молнии Перуна /балтские народы чтили его как Перкунаса. Змéя они также считали злом. Архетипический индоевропейский миф выразился у славян в противостоянии Перуна со Змеем - Велесом / или Волосом - подобно противостоянию индийских Индры и Вритры. Та же пара существовала в представлении балтов: Перкунас - Велниас / Велс.
Архетипический индоевропейский миф выразился у славян в противостоянии Перуна со Змеем - Велесом.
Какое зло, казалось бы, мог наделать"скотий бог" Велес? Однако же в славянской мифологии это был змеевидный бог, обитающий (подчеркнем) на земле, антагонист живущего на небе громовержца Перуна. В источниках эти два божества упоминаются обычно в паре:
"иже молѧть подъ ѡвиномъ. и ѡгневи. и виламъ и мокоши (і) симу. (і) руглу и перуну и волосу скотью б҃у. (і) роду и рожаницамъ (=—ѣ) и всѣмх тѣмъ иже суть имъ (=тѣмъ) подобии се же оучение намъ вписасѧ конець вѣкъ"
Небожитель Перун в ходе поединка с Велесом расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы, упорно преследует своего живущего на земле врага. Велес прячется от своего преследователя то под деревом, то под камнем, обращается в человека, коня или корову. Победа завершается приносящим плодородие дождем (а помните образ, под которым Зевс явился Данае? - в образе золотого дождя).
"Скотьим богом", "хорошим" богом Велес стал под влиянием православия после крещения Руси и почитался под именем Власий. До IX-X вв. его образ четко ассоциировался со змеей, змеи считались спутниками Велеса.
"Скотьим богом" Велес также стал не случайно. Причина его ссоры с богом-Громовержцем - похищении Велесом скота и людей у самого Перуна и даже (в некоторых вариантах)... жены Перуна!
И вот что интересно: частью индоевропейского мифа о боге / герое -Змееборце также был захват у побежденного врага скота - коров или быков. В "Ригведе" этот сюжет приводится в описании победы Индры над Вритрой.
Почему корова в Индии - священное животное?
В древнегреческой мифологии один из известных мифов - миф о похищении священных коров бога Аполлона. Зачем бы ему коровы? А главное, он же не громовержец. Аполлон - бог света.
А вот еще интересно, что прото-индоевропейском *Dyēus был богом дневного неба, Юпитера под именем Dyḗus ph₂tḗr почитали как Отца дневного неба, а рыжие коровы символизировали влагу и свет. А Аполлон-то кто? -сын Зевса и Лето...
И опять, через ряд аналогий, мы встречаем сюжет о том, что боги подземного царства похищают влагу и свет (плодородие, получается), а бог грозы или света эти влагу, свет ( плодородие) возвращает. По мифу, Гермес (тоже сын Зевса, получается, брат Аполлона, но мать другая - Майя), только родившись, выбрался из колыбели и первое, что сделал - похитил коров Аполлона и загнал их в пещеру (символ подземного мира). Шел хитро, задом наперед, чтобы скрыть свои следы (что не помешало Аполлону найти своих коров).
Частью индоевропейского мифа о боге / герое -Змееборце был захват у побежденного врага скота - коров или быков.
Очевидно, <многоголовый> Змей представлял для праиндоевропейских племен на ранних этапах истории чуждый, враждебный мир, а скот являлся их главным богатством. Потому отстоять свое добро или - в равной степени - совершить набег на соседние земледельческие племена с целью захвата скота - представлялось индоевропейцам как восстановление справедливости, ведь богатство, если даже и отнято ими, так у "темной" враждебной силы, олицетворяемой Змеем...
Как уже было сказано, миф получил различную интерпретацию у разных народов. Славянские племена в большинстве почитали бога-Громовержца, а Змея считали олицетворением зла.
Но вот в племени кривичей все было с точностью до наоборот.
Кривичи поклонялись Змею, что отличало их других славянских племен. Свидетельства остались в письменных источниках, их подтверждает археология. Так, в курганах кривичей найдены амулеты-обереги, украшения, оружие с символом змеи. Изображения змеи находят и на их священных камнях.
Почему так? Да просто другая интерпретация мифа, где Велес не является олицетворением не зла, а природной силы. Таким образом, поклоняясь Велесу, кривичи почитали силу и мощь природы, причем это поклонение стихии, дикой необузданной природе.
Другие славянские племена выбрали, как мы видим, поклонение богу или герою, способному природную стихию подчинить. По различным свидетельствам, Велеса почитали именно кривичи. В то же время нельзя сказать, что Велес являлся только их племенным богом, т.к. он был включен в пантеон богов древней Руси.
Есть и такая точка зрения: кривичи - это не совсем славяне. Расселяясь преимущественно в верховьях Западной Двины, они вступали в тесный контакт с проживающими здесь балтскими племенами, а балты почитали змей, ужей и ящериц.
Змея у ряда балтских народов - ятвягов, латов, и др. - считалась богом жизни, мудрости и письменности. У пруссов центром религиозной жизни являлось святилище Ромове, где рос вечнозеленый дуб, окруженный на расстоянии одного шага шестами с растянутыми между ними полотнищами.
Кто такие ПРУССЫ? И имеют ли они отношение к РУСАМ?
За эту священную занавесь могли заходить лишь сам Криве и особо приближенные жрецы, здесь горел вечный священный огонь и жила змея, пьющая молоко из большого сосуда. А рядом находились - что же? -черепа человека, коня и быка. А теперь вспомним Велеса, который обращается в человека, коня или корову.
К слову, название кривичи связывают с именем главного языческого священника балтских народов - Криве-Кривайтиса.
Славяне-кривичи - предки белорусов? Не из-за них ли русские в Латвии - "крево"?
По легендам, родоначальник кривичей - Крив. Филологи, специалисты в области индоевропеистики В.В. Иванов и уже упоминаемымною В.Н. Топоров видели возможную связь этого персонажа с обозначением кривого и левого: кривое и левое - характеристики земных людей, правое - небожителей. Правда - на небе, Кривда - на земле. А олицетворение ее, добавим, - Змей.
Славянское племя кривичей поклонялось не Громовержцу, а Змею, в отличии от других славянских племен.
Культ поклонения змеям, в частности, некоему змею Василиску, которого еще называли живойтом, в некоторых землях Беларуси сохранялся вплоть до XVI века. Мы можем почитать об этом в книге австрийского посла, дипломата Сигизмунда Герберштейна "Записки о Московии". Герберштейн путешествовал по Московии в 1517 - 1526 гг., побывал также и в Великом княжестве Литовском. Вот что он написал: "...литвины держали в хатах неизвестных ныне науке черных змей с жирной блестящей кожей и короткими лапами, которые с шипением выползали к поставленной на пол миске молока…". При виде выползающей змеи "литвины" (т.е. жители ВКЛ) тихо сидели на лавках и благоговейно за ним наблюдали.
Еще немного об амулетах и оберегах. Что, по-вашему, держит в руке Гермес на изображении ниже?
Кадуцей. Так греки называли жезл, обвитый двумя обращенными друг на друга змеями, как правило, часто с крыльями на навершии. Подарил жезл Гермесу старший брат Аполлон в знак примирения. Ну, а тот тут же решил проверить его свойства и поставил жезл между двумя борющимися змеями. Змеи прекратили борьбу, обвили палку, а Гермесу до того это понравилось, что он обездвижил тех змей...
Вернемся к славянам.
Среди славян не только кривичи почитали Змея. У лужичан (небольшой западнославянский этнос, проживающий на территории современной восточной Германии), например, существовало поверье, что по небу несется крылатый Огненный Змей, да так быстро, что глаз человека за ним не уследит. А куда змей опустится, там счастью и благословению быть. Аналогичные культы есть у чехов.
Культ почитания домашнего змея, к слову, существовал кое-где и в Швеции. Есть мнение, что это был древнейший языческий культ готов, распространенный в балтийских землях, где готы "долго и компактно проживали" (М.А. Голденков).