Найти тему
Photogeographic

Чтобы попасть в Путораны мне пришлось отсидеть в Норильске двенадцать дней...

Из серии: Путешествие на плато Путорана

Предыдущая часть

Ещё тогда, в первой экспедиции в Путораны, меня настолько поразил этот край, что я непременно решил здесь побывать ещё раз. Причём, если в первый раз это был больше просто поход, то в следующий раз однозначно рассматривались только фотографические цели. Но лишь через семь лет ситуация сложилась так, что именно с такими целями мне и пришлось отправиться в новое путешествие на плато Путорана. Мало того, ситуация сложилась так, что это была уже настоящая работа, то есть заказ от издательства, с которым некоторое время назад сложилось сотрудничество.

Норильск. Не миновать этот город на пути в Путораны.
Норильск. Не миновать этот город на пути в Путораны.

К этому времени я уже совершил несколько длительных автономных экспедиций в одиночку, в труднодоступных местах страны. И на этот раз даже не стал озадачиваться поиском спутников. У меня слишком специфичная задача и стало уже привычным, что всё равно под неё никто не подпишется. Спортсмены-туристы или просто туристы, желающие пройти маршрут какой-либо сложности или просто погулять и половить рыбку в красивых местах, не подходят. Здесь нужны именно ассистенты или волонтёры, готовые принять мою задачу как свою и работать над ней довольно продолжительный сезон, что-то около трёх месяцев. Зато теперь есть большой опыт путешествий в одиночку и моя байдарка, с помощью которой и собираюсь вновь осваивать западную часть плато Путорана по его озёрной системе.

Однако и в этот раз обратился за помощью к другу Диме Глушенкову и транспортной авиации. Серьёзная возможность экономии. Июнь ушёл на подготовку экспедиции, и в конце месяца так же, как и семь лет назад, ИЛ-76 благополучно довёз меня и 120 килограмм груза в аэропорт Алыкель. Картина встретила примерно та же, что и в прошлый раз - жара и большой, грязный сугроб снега у края взлётной полосы. А Москва провожала дождём и холодом. Заботы друга простираются и дальше, в аэропорту встретили и доставили в Норильск, куда попросил. Здесь издательство снимало на тот момент квартиру для своих нужд, и в ней обитал их человек. Так что приютом в этом городе был обеспечен, и это здорово облегчило мне жизнь.

Здесь предстоит решить ту же задачу, что и в прошлый раз. Нужно найти возможность заброски в Путораны. Пока туда попасть можно только по воздуху, так как лёд с озёр ещё не сошёл. Но вертолёт в бюджет экспедиции не заложен, так что нужно искать какую-то оказию, что означает попутный борт. Первым делом познакомился с директором Путоранского заповедника Лариным Владимиром Владимировичем, был некоторый расчёт на его помощь. В помощи он не отказал, но возможности его ограничены. Попытался пристроить меня на борт, который арендует одна турфирма для завоза туристов на свою турбазу на озере Кета. Те отказать не смогли, но и реальную помощь не оказали. Да это и понятно, зачем им бесплатный пассажир.

Потом была попытка договориться с экспедицией Красноярского института лесного хозяйства. Они выполняли заказ Норильского комбината и начали активно летать по разным точкам, где собирались вести работы. И договориться с представителями самой экспедиции даже удалось. Но вертолётные часы оплачивал заказчик, экологический отдел Норильского горно-обогатительного комбината. Вот начальница этого отдела и запретила брать подозрительного фотографа. Тоже понятно, вдруг покажу всему свету, до чего довёл комбинат окружающие территории.

Короче говоря, проблема обрела затяжной характер. Время уходило, а я оставался на месте, и сдвинуться с него никак не получалось. Разыскал и Олега Беглецова, хозяина базы на озере Кутарамакан летают к нему иногда вертолёты, он это и не скрывал. Но вот помочь и мне как-то пристроиться отказался, хотя обещал приютить на базе, если удастся туда когда-то добраться.

Двенадцать дней потерял я на этом этапе. И ничего с этим не поделать. В конце концов, дошли слухи, что вроде бы с озёр ушёл лёд. А это означает, что теперь есть и другие возможности заброски в Путораны, то есть по воде. Но эти возможности тоже ещё нужно найти…

Раз уж у меня этот этап затянулся, то и рассказ свой придержу пока. Побудьте и вы со мной немного в Норильске. Ниже несколько слов об этом городе, а также несколько фотографий.

Норильск - далёкий заполярный город. Своим рождением он обязан месторождению медно-никелевых руд, открытому советскими геологами в 1920 году. Основная часть мировых запасов никеля и его добыча производится в Норильском промышленном районе. Столицей и административным центром Таймырского национального округа является Дудинка. Но вся финансовая мощь находится в Норильске. А в Норильске вся сила сосредоточена в Горно-обогатительном комбинате. Это один из самых значимых объектов в государстве, приносящий доход казне. Но комбинат, к сожалению, наносит непоправимый вред окружающему миру. Северная природа весьма чувствительна к деятельности человека. И всё же благодаря Норильску, гораздо более доступными стали Путораны. Да и весь Таймырский край.

-2
-3
-4
-5
-6
Вот такой вид был все эти двенадцать дней из моего окна. Кстати, обратил внимание, в городе нет ни одной птицы.
Вот такой вид был все эти двенадцать дней из моего окна. Кстати, обратил внимание, в городе нет ни одной птицы.
Комбинат, конечно, не украшает ни город ни окружающую природу.
Комбинат, конечно, не украшает ни город ни окружающую природу.

Около тридцати километров к северо-востоку от Норильска расположен Талнах, его город-спутник. А между ними, на берегу реки Норилка, находится посёлок Валёк. Это курортная зона всего промышленного района. Здесь даже санаторий имеется. Но главное, здесь расположен аэропорт для вертолётов и небольших самолётов. Кстати, совсем рядом с санаторием. Отсюда осуществляются все заброски по воздуху. Кроме того, на Вальке базируется вся техника, способная передвигаться по воде - моторные лодки, катера и т.д. Никак не миновать Валёк, если вы собрались забраться в Путораны из Норильска.

Санаторий на Вальке
Санаторий на Вальке

Продолжение