Продолжение
К окончанию зимы тревожная обстановка стала все явственнее проявляться на всем протяжении пограничных земель. На левом берегу Терека, так же как и на остальных кордонах усиливались круглосуточные посты и строевые казачьи сотни в любой момент могли быть вызваны в состав экспедиционных отрядов. Несмотря на то, что январская экспедиция в Чечню 1840 г. генерала Н.П.Пулло прошла без особых затруднений, но в самом завершении, направившись в качкалыковские общества и кумыкские владения, правительственным войскам пришлось выдержать бой с крупной партией горцев. Тревожный сигнал, прозвучавший на стыке чеченских и дагестанских земель не был должным образом оценен российским командованием и ситуацию пустили на самотек, полагаясь на приставов. Между тем, моздокский урядник Павел Иванович Бирюлькин получил свой первый офицерский чин, а императорским указом от 3 марта вместо погибшего майора Ульяновского был назначен майор А.Н.Калугин командиром Кизлярского казачьего полка, охранявшим протяженную кордонную линию не только по руслу Терека, но и несколько десятков километров по Астраханскому почтовому тракту.
Заручившись прямой поддержкой значительного количества чеченских обществ, получив с них аманатов, имам Шамиль отправил прибывших к нему верных мюридов на плоскость. Выяснив положение дел на плоскости, он уже 8 марта беспрепятственно появился на реке Сунжа с 500 всадниками под начальством не без известного наиба Ахверды-Магомы. Жители большого селения Урус-Мартан сразу же примкнули к религиозному движению и в ближайшие дни под знаменами мюридизма собралось до 6 тысяч вооруженных чеченцев. Пользуясь отсутствием правительственных войск, стремительно набиравший силу имам без малейшего сопротивления форсировал реки Мартан, Гойту и проследовав через аул Казах-Кичу достиг верховьев реки Сунжа. Добившись присоединения почти всех малочеченских и сунженских обществ, Шамиль сразу же приступил к созданию административных единиц - наибств среди вновь подчиненных селений, во главе которых «поставил самых энергичных и преданных ему мюридов».
Российское командование начало срочно собирать войска, получив известие о том, что крупные отряды горцев быстро продвигаются через аулы Закан-Юрт, Кулары и Алхан-Юрт к крепости Грозной. В состав правительственных войск вошли 4 батальона егерей Куринского полка и 4 линейных казачьих сотен, имея в своем распоряжении артиллерийский парк. Генерал Н.П.Пулло провел колонны через Гойтинский лес, встал временным лагерем у селения Алды и ночью скрытно перейдя реку Сунжа, на рассвете 12 марта неожиданно появился у стоянки горцев у селения Алхан-Юрт. Все 9 орудий сразу же открыли беглый огонь, что вызвало замешательство и панику. Полный разгром противника завершили линейные казаки под начальством командующего Гребенским полком майора Л.А.Венеровского, преследовавшие мюридов через все аулы до самой переправы через реку Сунжа у селения Закан-Юрт. Горцы потеряли один значок, десятки воинов, включая известного князя Ахмед-хана Муртузалиева, одного из самых ревностных почитателей имама Шамиля. Убыль линейцов состояла только из 7 раненных и 2 убитых лошадей, что можно было бы расценить как успех, если бы не дальнейшие события.
Потерпев поражение партии чеченцев, как быстро собрались, также и стремительно разошлись по домам, но мюриды прибыли из Дагестана на реку Сунжа, не для того, чтобы состязаться с казаками в скорости езды на пересеченной местности. Добравшись до селения Маиртуп 19 марта, они незамедлительно приступили к сколачиванию новой партии, в которую вошли шатоевцы, андийцы и ичкеринцы, сагитированные богословом Хаджи-Магомет-эфенди. Отсюда имам Шамиль направил гонцов с воззваниями в общества Ауха, Салатау и гумбетовцам, на которых возлагал большие надежды. Собрав достаточно сильную партию, мюриды отправились в окрестности крепости Грозной, но отнюдь не для встречи с российскими войсками. Их главной целью стало найти или мобилизовать новых сторонников, а также обеспечить себя материально, для дальнейшего ведения боевых действий.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.