Найти тему
Кино советской эпохи

"Разрешите взлет" (1971): один из первых советских фильмов, где были показаны настоящие голливудские спецэффекты. Как их снимали

Села пересматривать фильм в первую очередь из-за Семена Морозова, на фильмы с которым я в последнее время "подсела".

Помнила про этот фильм только одно - в нем рассказывается о пилотах кукурузников.

-2

И что там снимался Папанов.

-3

Что касается сюжета, то помнила только один момент - как герой Папанова учит таблицу

-4

перед посещением окулиста во время обязательного профосмотра, как сказали бы сейчас.

-5

Фильм покоряет с первых кадров.

Непорочные 70-е, наивные времена, когда многое было проще, а чувства были и эмоции были искренними и настоящими.

Ностальгия.

Открытые и простые люди, уважение к старшим и ... романтика.

Фильм рассказывает историю двух летчиков - молодого Соломенцева в исполнении Морозова и старого в великолепном, бесподобном, невероятно пронзительном исполнении Анатолия Папанова.

-6

Главная тема фильма - взаимоотношение разных поколений, смена поколений.

Авторы рассказывают свою историю очень тонко, без нравоучений и осуждений.

И все-таки, все-таки не это, на мой взгляд, главное достоинство этого фильма, если смотреть его сейчас, в двадцатых годах двадцать первого века.

Необыкновенная атмосфера тех далеких уже лет - вот что наиболее ценно в этом фильме, на мой взгляд.

А какие чудесные детали тех времен показаны в этом кино!

Многое уже и забылось за давностью лет. Но вот же оно, вот - было!

Пассажиры шли у самолету прямо по летному полю, по некошеной траве, что пригибалась к самой земле под лопастями пропеллера.

-7

Гитара - непременный атрибут всех молодежных вечерних гуляний.

-8

А мотоциклы с коляской? Их уже впору называть артефактами.

-9

Впрочем, это все ностальгия.

А работа у пилотов гражданской авиации, о которых и рассказывает фильм, была сложная и непростая.

Итак, плавно подходим к рассказу о том, что было обещано в заголовке.

В фильме есть два трюка. По нынешним временам, наверное, пустяк, а тогда, когда снимался фильм и не было компьютерной графики и нарисованных спецэффектов, все трюки снимались "взаправду" плюс умелый монтаж.

Первый трюк - падение самолета АН-2.

-10

Второй тоже очень эффектный - посадка ИЛ-14 с одной невыпущенной стойкой шасси на бензовоз ЗИЛ-130.

-11

Первый трюк снят очень просто и действительно "взаправду".

Просто с вертолета сбросили самый настоящий АН-2, правда уже списанный.

Все "спецэффекты" состояли в том, что сцену падения снимали двенадцатью камерами.

Думаю, небывалое дело по тем временам.

-12

Что касается посадки самолета с невыпущенной стойкой шасси, то она была снята методом "подмены кадров".

У самолета на самом деле "заклинили" стойку шасси, и самолет в таком виде и взлетел.

-13

Так сняли часть нужных кадров.

-14

В таком же состоянии самолет довольно низко пролетел над взлетной полосой.

-15

Собственно же посадка проходила, естественно, как положено, со всеми выпущенными шасси.

И вот тут вступают в дело опытные операторы, которые умело снимают то, что нужно по сюжету.

Третье шасси просто не берут в кадр.

-16

А вот здесь истинно положение шасси закрыто тем самым ЗИЛом 130.

-17

Грамотный монтаж сделал сцену напряженной, которую смотришь, затаив дыхание.

-18

Потрясающий фильм.

-19

Смело могу его рекомендовать тем любителям советского кино, кто - вдруг - еще не видел.

Не пожалейте времени, этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

А вы видели этот фильм?