Села пересматривать фильм в первую очередь из-за Семена Морозова, на фильмы с которым я в последнее время "подсела".
Помнила про этот фильм только одно - в нем рассказывается о пилотах кукурузников.
И что там снимался Папанов.
Что касается сюжета, то помнила только один момент - как герой Папанова учит таблицу
перед посещением окулиста во время обязательного профосмотра, как сказали бы сейчас.
Фильм покоряет с первых кадров.
Непорочные 70-е, наивные времена, когда многое было проще, а чувства были и эмоции были искренними и настоящими.
Ностальгия.
Открытые и простые люди, уважение к старшим и ... романтика.
Фильм рассказывает историю двух летчиков - молодого Соломенцева в исполнении Морозова и старого в великолепном, бесподобном, невероятно пронзительном исполнении Анатолия Папанова.
Главная тема фильма - взаимоотношение разных поколений, смена поколений.
Авторы рассказывают свою историю очень тонко, без нравоучений и осуждений.
И все-таки, все-таки не это, на мой взгляд, главное достоинство этого фильма, если смотреть его сейчас, в двадцатых годах двадцать первого века.
Необыкновенная атмосфера тех далеких уже лет - вот что наиболее ценно в этом фильме, на мой взгляд.
А какие чудесные детали тех времен показаны в этом кино!
Многое уже и забылось за давностью лет. Но вот же оно, вот - было!
Пассажиры шли у самолету прямо по летному полю, по некошеной траве, что пригибалась к самой земле под лопастями пропеллера.
Гитара - непременный атрибут всех молодежных вечерних гуляний.
А мотоциклы с коляской? Их уже впору называть артефактами.
Впрочем, это все ностальгия.
А работа у пилотов гражданской авиации, о которых и рассказывает фильм, была сложная и непростая.
Итак, плавно подходим к рассказу о том, что было обещано в заголовке.
В фильме есть два трюка. По нынешним временам, наверное, пустяк, а тогда, когда снимался фильм и не было компьютерной графики и нарисованных спецэффектов, все трюки снимались "взаправду" плюс умелый монтаж.
Первый трюк - падение самолета АН-2.
Второй тоже очень эффектный - посадка ИЛ-14 с одной невыпущенной стойкой шасси на бензовоз ЗИЛ-130.
Первый трюк снят очень просто и действительно "взаправду".
Просто с вертолета сбросили самый настоящий АН-2, правда уже списанный.
Все "спецэффекты" состояли в том, что сцену падения снимали двенадцатью камерами.
Думаю, небывалое дело по тем временам.
Что касается посадки самолета с невыпущенной стойкой шасси, то она была снята методом "подмены кадров".
У самолета на самом деле "заклинили" стойку шасси, и самолет в таком виде и взлетел.
Так сняли часть нужных кадров.
В таком же состоянии самолет довольно низко пролетел над взлетной полосой.
Собственно же посадка проходила, естественно, как положено, со всеми выпущенными шасси.
И вот тут вступают в дело опытные операторы, которые умело снимают то, что нужно по сюжету.
Третье шасси просто не берут в кадр.
А вот здесь истинно положение шасси закрыто тем самым ЗИЛом 130.
Грамотный монтаж сделал сцену напряженной, которую смотришь, затаив дыхание.
Потрясающий фильм.
Смело могу его рекомендовать тем любителям советского кино, кто - вдруг - еще не видел.
Не пожалейте времени, этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть.
А вы видели этот фильм?