Найти тему
Зато не бухаю...

Как её выбрать, чтобы потом не пожалеть. Заключение

И вот вы в магазине и перед вами огромнейший выбор, как же не растеряться?.. Конечно, если есть человек, которому вы доверяете в этом деле, проще сходить с ним и выбрать, кстати, есть люди, которые за деньги оказывают данную услугу, но сейчас, на мой взгляд, это может помочь только в случае, когда вы сами ещё не умеете играть, а гитару послушать надо и не просто отдельные ноты, а что-то цельное. Но для этой цели в любом магазине есть консультанты, которые помогут и настроить и сыграют, другой вопрос, что они, скорее всего не смогут с вами находиться не один час и перебирать инструменты.

Примерно так выглядит выбор. Небольшая часть. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.
Примерно так выглядит выбор. Небольшая часть. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.

В любом случае, не стесняйтесь к ним обращаться по любому вопросу, это их работа и недовольства быть не должно, хотя человеческий фактор исключить невозможно - мало-ли, что там у него произошло в жизни.

Итак, вы вошли и побрели вдоль рядов. Гитары сгруппированы по ценовому сегменту (по крайней мере, в магазинах "Музторг" и "Мир музыки" этот принцип используется). Тот же консультант вам покажет, где находятся гитары по вашему карману.

Небольшое отступление: если это ваша первая гитара или вы берёте ребёнку, не берите очень дорогую, ведь может получиться так, что не пойдёт по каким-то причинам процесс и гитару для начинающих продать гораздо проще и быстрее. Не буду оригинальным, если скажу, что для начала я рекомендовал бы классику (Yamaha С-40, Fender Squier SA-150N) порядка 10 000 руб. Дешевле брать можно (например Hohner HC-06), но выбирать такую уже надо тщательнее и по истечении времени могут ожидать неприятные сюрпризы. Yamaha С40 и Fender Squier SA-150N заточены для обучения и где бы ни были произведены, сделаны достаточно точно и добротно.

Yamaha С40. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.
Yamaha С40. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.

Первый тест для любой гитары делается, когда она висит без опоры, только на грифе. Этому приёму меня научил один гитарный мастер, заключается он в следующем: вы ладонь подносите к резонаторному отверстию, а пальцем другой руки слегка ударяете по корпусу под подставкой, ладонью должны ощутить плотный толчок воздуха из розетки. Для того, чтобы понять это ощущение, попробуйте этот эксперимент произвести с дорогой гитарой, там это явно ощущается. Таким действием вы убиваете двух зайцев - проверяете корпус на отсутствие внутренних повреждений (такое случается и не сказать, что редко, например, треснула или отклеилась пружина) и точность сборки, если толчок воздуха есть, то и звук не будет блуждать по закоулкам между деками.

Далее внимательно, даже дотошно и придирчиво, осматриваете инструмент на предмет сколов, трещин лака, царапин. Любой найденный дефект - это причина для торга, это возможно, проверено. Ну, или просите другой экземпляр выбранной модели. Отдельное внимание уделите подставке, внимательно осмотрите её по периметру, не должно быть даже намёка на некачественное крепление её к деке.

Проверьте колковый механизм, каждый колок покрутите и против и по часовой стрелке, движение должно быть плавное, без закусов и рывков.

Отдельное внимание грифу. Проверьте его на ровность для начала визуально, просто посмотрите вдоль от корпуса к головке, явный "горб" или "седло" увидите, так же будет виден "винт". Если явных дефектов не заметили, поворачиваем гитару к себе "лицом" и смотрим на ровность вклейки грифа относительно оси, проверяется это просто - расстояние от 1 и 6 струны до края грифа должны быть одинаковы.

Примерно так. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.
Примерно так. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.

На этой же фотографии видно, что сейчас убрана проблема "рваных пальцев", а именно появился кант, закрывающий лады с краёв грифа и используется это практически на любой гитаре, но проверить всё равно не мешает - просто проведите пальцем по краю со стороны 1 и 6 струны и зацеп за лады, если они "выскакивают" за габариты, почувствуете. Следующий момент высота струн над грифом, проверяется обычно над XII ладом и у гитар с металлическими струнами должна быть не более 3 мм., у гитар с нейлоновыми - не более 5 мм.

Вот так это выглядит. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.
Вот так это выглядит. Изображение взято для иллюстрации из Яндекс-картинки.

Есть ещё пару способов для более точной проверки:

1. На настроенной гитаре просто каждую струну проверяем на звучание на каждом ладу - звук должен быть чистый, без "грязи", это характерный признак, что струна легла на соседний лад.

2. Зажмите 6 струну пальцем на I ладу и там, где гриф крепится к корпусу (на классике это XII лад, на "вестернах" XV лад) и посмотрите, как струна проходит над ладами - расстояние должно быть практически одинаковым с небольшим увеличением в середине. Дело в том, что гриф не должен быть идеально ровным, он всё-таки слегка вогнут.

Если с грифом, оснащённым анкером, "седло" и "горб" можно исправить достаточно просто, то без анкера задача усложнится и без мастера не обойтись. Кстати, в процессе эксплуатации, рано или поздно доводить его всё равно придётся, так что, если через полгода обнаружите, что гриф слегка повело, особо не расстраивайтесь, это нормально.

Если вас что-то не устраивает в гитаре, не стесняйтесь и просите продавца (менеджера) принести другую, это топовые в одном экземпляре обычно, а недорогие в достаточном количестве. И не надо в первом же магазине приобретать гитару, обойдите несколько, потратить можно и нужно не один день, посмотреть, попробовать, сравнить. Повторюсь - ощущения от того, что в руках и что слышат уши крайне важны. Когда мы выбирали гитару супруге, облазили весь Екатеринбург, смотрели Martin, Taylor, Takamine, Fender, Yamaha, ничего не устроило. Нашли случайно мастерскую, где ребята делают вот что - покупают гитары в магазинах среднего ценового диапазона, доводят их до ума (о чём я и говорил ранее, что любой инструмент необходимо отдать в руки мастеру желательно сразу после покупки на доводку) и с небольшой наценкой продают. И вот там её абсолютно устроил вот этот экземпляр:

Из личного архива.
Из личного архива.

В этой статье я не затрагивал моменты выбора материалов изготовления и оснащения инструмента - струны, пуговки (точки крепления ремня), преамп... это тема отдельного обзора и не одной статьи. Хотя про струны следует сказать, что покупайте сразу комплект новых (то, что ставят на фабрике очень далеко от совершенства) на замену и комплект про запас.

Это основные этапы проверки, которые достаточно просты и доступны, их вполне достаточно для того, чтобы выбрать себе инструмент, который, при должном уходе, будет вас радовать не один десяток лет, моя Musima, о которой была речь в предыдущей статье, помладше меня ненамного, она 1976 года))).

Удачных приобретений!