Кино - это искусство, однако даже оно не лишено логики, и в нем есть свои законы и закономерности. Невозможно снять хорошую картину, не имея хотя бы базового представления о том, как работает этот вид искусства.
Книга французского театроведа Жоржа Польти “36 драматических ситуаций”, например, доказала, что все драматические произведения основываются на одной из 36 сюжетных коллизий. В этой статье мы разберем каждую из этих ситуаций, а также приведем примеры, чтобы вы могли сами убедиться в правдивости этой теории.
Интересна сама история создания этой концепции. Иоганн Вольфганг фон Гете в “Разговорах с Эккерманом” утверждал, что столько же драматических сюжетов уже было выделено в свое время одним итальянским драматургом Карло Гоцци, а Фридрих Шиллер в свою очередь пытался доказать, что существует гораздо больше сюжетных типов, хоть и не преуспел в этом. Во время своих исследований Жорж Польти прибегал к произведениям разных языков, разных стран мира и разных жанров, чтобы сделать их как можно более точными.
Польти считал, в основе этих тридцати шести сюжетов лежит типология человеческих взаимоотношений и переживаний, что представляется довольно логичным, ведь на ком строится кино? На людях. Для кого делается кино? Для них же, для людей.
Итак, давайте перейдем к конкретике и кратко рассмотрим каждую драматическую ситуацию с точки зрения обязательных элементов в них.
1. МОЛЬБА
Элементы ситуации:
а) преследователь,
б) преследуемый и умоляющий о защите, помощи, убежище, прощении и т. д.,
в) сила, которая потенциально может защитить. Чаще всего эта сила испытывает сомнения, колеблется, и преследуемый вынужден умолять ее, тем самым повышая эмоциональное напряжение.
Примеры:
- спасающийся бегством умоляет кого-нибудь спасти от врагов,
- потерпевший кораблекрушение просит приюта,
2. СПАСЕНИЕ
Элементы ситуации:
а) несчастный,
б) угрожающий, преследующий,
в) спаситель. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает персонажа в беде без колебаний.
Примеры:
- развязка известной легенды о Синей бороде.
- спасение находящегося в смертельной опасности и т. д.
3. МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Элементы ситуации:
a) мститель,
б) виновный,
в) преступление.
Примеры:
- кровная месть,
- месть сопернику/сопернице или любовнику/любовнице на почве ревности.
4. МЕСТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ЗА ДРУГОГО БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ
Элементы ситуации:
а) мстящий родственник,
б) виновный в этих обидах, вреде и т. д.- родственник,
в) живая память о нанесенном другому близкому человеку обиде, вреде.
Примеры:
- месть отцу за мать или наоборот,
- месть братьям за своего сына,
Самый известный пример: месть Гамлета своему отчиму и матери за своего убитого отца.
5. ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ
Элементы ситуации:
а) содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая кара, расплата,
б) укрывающийся от кары, расплаты за преступление или ошибку.
Примеры:
- преследуемый властями за политику,
- преследуемый за разбой (детективные истории).
ФОТО
6. ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ
Элементы ситуации:
а) враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе и т. п.,
б) поверженный победителем или сраженный известием властитель.
Примеры:
- падение Наполеона.
7. ЖЕРТВА
Элементы ситуации:
а) Обстоятельство или человек, мучающий персонажа;
б) тот, кто страдает.
Примеры:
- Сюжет на основе любовной драмы, где героя унижает невниманием предмет обожания;
- Ситуация, где угнетателем выступает тот герой, что в идеале должен был заботиться о страдальце.
8. ВОЗМУЩЕНИЕ, БУНТ, МЯТЕЖ
Элементы ситуации:
а) тиран,
б) заговорщик.
Примеры:
- Политический заговор,
- возмущение или тайный сговор нескольких людей, у которых есть предводитель.
9. ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА
Элементы ситуации:
а) тот, что решился сделать что-то существенное, пойти наперекор,
б) объект, т. е. то, на что дерзающий решается,
в) противник, лицо противодействующее.
Примеры:
- похищение объекта,
- опасное предприятие в связи с желанием добиться любимого человека и т.д.
10. ПОХИЩЕНИЕ
Элементы ситуации:
а) похититель,
б) похищаемый,
в) охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению.
Примеры:
- похищение женщины без её согласия,
- похищения друга, товарища из плена, тюрьмы и т. д.
- похищение ребёнка.
11. ЗАГАДКА
Элементы ситуации:
а) задающий загадку, скрывающий что-нибудь,
б) стремящийся разгадать загадку, узнать что-нибудь,
в) предмет загадки или незнания (загадочное)
Примеры:
- под страхом смерти нужно найти какого-нибудь человека или предмет,
- разыскать заблудившихся, потерявшихся.
12. ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ
Элементы ситуации:
a) стремящийся чего-нибудь достигнуть,
б) тот, от чьего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий,
c) иногда существует еще противодействующая достижению сторона.
Примеры:
- пытаться получить какую-либо вещь,
- довольно частый сюжет: попытки получить согласие от второй стороны на некое действие или право обладать. Например, получить девушку в жены или должность.
13. НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ
Элементы ситуации:
а) тот, кто ненавидит,
б) тот, кого ненавидят,
в) причина ненависти.
Примеры:
- ненависть из зависти,
- ненависть из соображений материальной выгоды,
- ненависть свекрови к будущей невестке или тещи к зятю.
14. СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ
Элементы ситуации:
a) два соперничающих близких,
б) предмет соперничества.
Примеры:
- соперничество братьев или сестер,
- соперничество отца и сына или матери и дочери,
- соперничество друзей.
15. АДЬЮЛЬТЕР (т. е. прелюбодеяние, супружеская измена), ПРИВОДЯЩИЙ К УБИЙСТВУ
Элементы ситуации:
a) один из супругов, нарушающий супружескую верность,
б) другой из супругов — обманутый,
в) любовник или любовница.
Примеры:
- убийство супруга, чтобы остаться с возлюбленным человеком,
- соучастие в убийстве супруга любовником или любовницей,
- убийство любовника или любовницы, чтобы сохранить семью или тайну, которая была доверена этой стороне.
16. БЕЗУМИЕ
Элементы ситуации:
а) впавший в безумие (безумный),
б) жертва впавшего в безумие человека,
в) реальный или мнимый повод для безумия.
Примеры:
- в припадке безумия убийство собственного любовника, ребёнка,
- уничтожение или кража произведение искусства,
- совершение преступления в нетрезвом состоянии.
17. РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ
Элементы ситуации:
a) неосторожный,
б) жертва неосторожности или потерянный предмет,
в) добрый советчик, предостерегающий от неосторожности, или подстрекатель.
Примеры:
- из-за неосторожности быть причиной собственного несчастья, обесчестить себя,
- из-за неосторожности или легковерия вызвать несчастье или смерть другого человека, близкого
18. НЕВОЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ
Элементы ситуации:
а) два влюбленных друг в друга персонажа, которые не знают подробностей своего происхождения,,
б) момент узнавания, что они находятся в близкой степени родства, недопускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали.
Примеры:
- узнать, что женился на своей матери или сестре,
- очень банальный случай: узнать, что партнер уже состоит в браке.
19. НЕВОЛЬНОЕ УБИЙСТВО БЛИЗКОГО
Элементы ситуации:
а) убийца,
б) неузнанная жертва,
в) разоблачение, узнавание.
Примеры:
- Убийство отца или матери,
- Невольное способствование убийству дочери в целях нежелания ее связи с любовником.
20. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ВО ИМЯ ИДЕАЛА
Элементы ситуации:
а) герой, жертвующий собой,
б) идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.),
в) приносимая жертва.
Примеры:
- пожертвовать своим благополучием ради долга,
- пожертвовать своею жизнью во имя веры, убеждения…
21. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ БЛИЗКИХ
Элементы ситуации:
a) герой, жертвующий собой,
б) близкий, ради которого герой жертвует собой,
в) то, что герой приносит в жертву.
Примеры:
- пожертвовать своим честолюбием и успехом в жизни ради близкого человека,
- пожертвовать своей любовью ради ребёнка, ради жизни родного человека,
- пожертвовать жизнью ради жизни родного или любимого и т. д.
22. ПОЖЕРТВОВАТЬ ВСЕМ РАДИ СТРАСТИ
Элементы ситуации:
a) влюблённый,
б) предмет роковой страсти,
в) то, что приносится в жертву.
Примеры:
- страсть, разрушающая обет религиозного целомудрия,
- страсть, разрушающая могущество, власть,
23. ПОЖЕРТВОВАТЬ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ, НЕИЗБЕЖНОСТИ
Элементы ситуации:
a) герой, жертвующий близким человеком,
б). близкий, который приносится в жертву.
Примеры:
- необходимость пожертвовать дочерью ради общественного интереса,
- необходимость пожертвовать близкими или своими приверженцами ради своей веры, убеждения.
24. СОПЕРНИЧЕСТВО НЕРАВНЫХ (иногда даже равных)
Элементы ситуации:
a) один соперник (в случае неравного соперничества — низший, более слабый),
б) другой соперник (высший, более сильный),
в) предмет соперничества, то, из-за чего появился конфликт.
Примеры:
- соперничество победительницы и её заключённой,
- соперничество богатого и бедного.
25. АДЮЛЬТЕР (не ведущий к смерти)
Элементы ситуации:
a. супруг, который не знает об измене партнера,
b. супруг, нарушивший брачные обещания,
c. месть обманутого.
Примеры:
- Муж или жена, узнав об измене, могут начать мстить, причем как своему супругу, так и любовнику или любовнице;
- Зрителям иногда может больше симпатизировать любовник (-ца), т.е. третья сторона.
26. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЛЮБВИ
Элементы ситуации:
a) влюблённый(ая),
б) любимый(ая).
Примеры:
- женщина, влюблённая в мужа дочери,
- любовь к несовершеннолетнему персонажу.
27. УЗНАВАНИЕ О БЕСЧЕСТИИ ЛЮБИМОГО ИЛИ БЛИЗКОГО
Элементы ситуации:
a) тот, кто узнает о бесчестии,
б) виновный любимый или близкий,
в) вина.
Примеры:
- узнать о бесчестии своей матери, дочери, жены,
- обнаружить, что брат или сын убийца, изменник родины и быть вынужденным его наказать.
28. ПРЕПЯТСТВИЕ ЛЮБВИ
Элементы ситуации:
a) двое влюбленных,
б) само препятствие.
Примеры:
- брак, расстраивающийся из-за социального или имущественного неравенства,
- брак, расстраивающийся из-за вражды между родителями с той и другой стороны,
- брак, расстраивающийся из-за несходства характеров влюблённых.
29. ЛЮБОВЬ К ВРАГУ
Элементы ситуации:
а) двое врагов, которые влюблены друг в друга
б) причина вражды.
Примеры:
- один из партнеров — противник партии, к которой принадлежит другой,
- один из влюбленных — убийца отца, мужа или родственника другого.
30. ЧЕСТОЛЮБИЕ И ВЛАСТОЛЮБИЕ
Элементы ситуации:
a) честолюбец,
б) то, чего он желает,
в) противник или соперник, т. е. лицо противодействующее.
Примеры:
- честолюбие, жадность, приводящая к преступлениям,
- честолюбие, приводящее к бунту,
- честолюбие, которому противодействуют близкий человек, друг, родственник, свои же сторонники и т. д.
31. БОРЬБА ПРОТИВ БОГА
Элементы ситуации:
a) человек,
б) бог,
в) повод или предмет борьбы.
Примеры:
- борьба с богом, пререкание с ним,
- борьба с верными богу.
32. НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕВНОСТЬ, ЗАВИСТЬ
Элементы ситуации:
a) ревнивец, завистник,
б) предмет его ревности и зависти,
в) предполагаемый соперник, претендент,
г) повод ревности или зависти.
Примеры:
- тот, кто завидует, пытается навредить объекту своей зависти
- действия из ревности, вызванной завистью.
33. СУДЕБНАЯ ОШИБКА
Элементы ситуации:
a) тот, кто ошибается,
б) жертва ошибки,
в) предмет ошибки,
г) истинный преступник
Примеры:
- судебная ошибка спровоцирована врагом,
судебная ошибка вызвана неверными действиями близкого человека.
34. УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ
Элементы ситуации:
a) виновный,
б) сама ошибка, которую совершил виновный,
в) разоблачитель, тот, кто раскрывает преступление виновного.
Примеры:
- угрызения совести убийцы,
- угрызения совести из-за ошибки любви.
35. ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ
Элементы ситуации:
a) потерянный и впоследствии найденный персонаж,
б) нашедший.
Примеры:
- детективные истории с потерянными персонажами, которых нужно найти.
36. ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ
Элементы ситуации:
a) тот, кто потерял близкого человека,
б) тот, кого потеряли,
в) виновник потери.
Примеры:
- внезапная смерть возлюбленного (-ой),
- отсутствие возможности помочь близкому из-за профессиональной тайны,
- предчувствовать смерть близкого.
Поздравляем тех, у кого хватило сил дочитать до конца эту статью! Теперь вы сможете с легкостью типировать свою историю, найти похожие сюжеты или киноленты, проанализировать их и улучшить свою собственную работу.
В качестве практики давайте попробуем в комментариях разобрать ваши любимые фильмы по сюжету. Пишите название и рядом сюжет, а мы проверим!
За регулярной практикой переходите в наши социальные сети: ВК, Тг,
Инстаграм, Ютуб.
Хотите от простой практики уже перейти к съемкам фильма или написанию сценария? Переходите на сайты наших курсов и выбирайте подходящий именно вам:
► Сценарное мастерство
► Filmmaking
► Основы продюсирования