Найти тему
Просто советы

Лекарство для груши: слагаемые успеха дачницы из Саранска

Многие дачники интересуются, можно ли вылечить #фруктовое дерево, если оно подцепило #бактериальный ожог. Этот рассказ поможет и тем, кто уже столкнулся с этой напастью, и тем, кто только собирается сажать #груши.

Несколько лет назад мы, три соседки по участкам, не сговариваясь, приобрели на осенней ярмарке по саженцу груши. Посадили их осенью, зиму они перенесли хорошо и весной, к всеобщему нашему удовольствию, зазеленели.

#Сорта у всех были разные, что только добавило нам радости, потому что мы рассчитывали на переопыление: посадки находились метрах в десяти друг от друга.

Первое беспокойство появилось в конце июня, когда на молодых приростах листочки сначала приобрели красноватый оттенок, а затем их края почернели, словно кто-то опалил их огнем. И так на всех трех участках.

Мы обсуждали разные версии, но сошлись на том, что это последствия подмерзания (весна была крайне неровной по погоде) или гибель корней от вымокания. Не исключали и какую-нибудь бактериальную гадость, поэтому обрабатывая помидоры против фитофтороза, прошлись опрыскивателем и по грушам. И ближе к августу на деревцах опять появились зеленые листочки, а мы успокоились.

Но в начале сентября у одной соседки груша высохла совсем. Я, испугавшись, свою обработала 3%-ным раствором медного купороса.

Весна следующего года не предвещала ничего плохого. Снова все зазеленело, отросли новые приросты, и вдруг опять в июне - покраснение листьев, затем краевой ожог, а в некоторых местах ожог целых листьев. Верхушка побега засохла и загнулась крючком.

Я снова попыталась обработать #саженец различными препаратами от грибковых и инфекционных болезней, но эффекта почти не было.

Пришла осень. Теперь грушу потеряла и вторая соседка. Моя пока держалась, хотя ей и было плохо. Я обрезала погибшие концы и снова обработала медным купоросом, понимая, что кардинально это не поможет.

Следующей весной все повторилось: отросшие веточки чернели и засыхали. Начала штудировать литературу и рыскать в интернете в поисках ответов. Информации было крайне мало, но все сводилось к бактериологическому ожогу. Болезнь, которая, по отзывам специалистов очень опасна - приводит к уничтожению яблонь и груш на огромных территориях, легко передается летающими насекомыми (а при обрезке так даже и ветром). А главное - ничем не лечится. Оставалось только деревце срубить и непременно сжечь. Но мне стало жалко свое деревце, и я начала борьбу за спасение своей груши.

Вооружившись секатором, срезала все больные места на ветках до здоровой ткани (там, на срезе, в сердцевине оказалась мутная, похожая на гной жидкость). Делать это пришлось беспощадно: ветки обрезала наполовину и больше, а от некоторых остались лишь черенки по 10-20 см. И это все в разгар лета, когда идет интенсивный рост! Но что делать?

В итоге четырехлетнее деревце превратилось в страшный обрубок… Моя мама вздыхала, охала и пускала слезу при каждом взгляде на него. Соседи смотрели с удивлением и любопытством.

В литературе сказано, что от бактериального ожога страдают в основном молодые саженцы, а если дерево подрастет и наберется сил, болезнь уже не причинит непоправимого ущерба.

Препараты на основе меди не дают нужного эффекта, хоть и помогают справляться с другими болезнями груши, в основном с паршой и грибковыми инфекциями.

А в данном случае мы имеем дело с бактерией. Может антибиотик поможет? Но таких препаратов для лечения растений просто не существует. И я решила воспользоваться тем, что нашлось в моей дачной аптечке.

Порывшись в ней, я нашла просроченные таблетки (думаю, название здесь не важно, главное - антибиотик). Но как накормить им растение?

Сначала я развела 3 таблетки в 1 ст. л. воды и этой суспензией обработала все срезы после обрезки (после высыхания на них застыли крупинки лекарства). Затем опрыснула оставшиеся листья и ствол уже другим раствором: 2 таблетки на 1 л воды. Через сутки я покрасила срезы краской. Спустя две недели повторила опрыскивание, а в приствольный круг подсыпала золу.

Из проснувшихся почек снова пошли побеги, и у меня появилась надежда. Обработки повторяла через две-три недели, а после листопада - опять медный купорос.

Весну ждала с тревогой, все думала-гадала, проснется ли моя груша после стольких испытаний. Даже сны стали какими-то нервными.

Но деревце очнулось и выпустило листики. Правда в июне на одной ветке опять появились чернеющие кончики - значит не до конца все срезала. Пришлось ветку удалить и опять обработать деревце по полной программе. Антибиотик брала уже другой, но пропорции соблюдала те же.

Следующие два года болезнь не появлялась, да и дерево уже значительно подросло и окрепло, порадовало меня цветением и первыми плодами - было аж семь штук.

Думаю, болезнь мы с грушей победили. А в прошлом году я привила в крону моей груши еще четыре сорта - все прижились.

Я не настаиваю на правильности моего метода, однако в данном случае он сработал - возможно и кому-то другому поможет.